Диагностика мотивационной сферы личности подростков (14 — 17 лет) | Обучение и развитие детей

Диагностика мотивационной сферы личности подростков (14 — 17 лет)

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика мотивационной сферы Диагностика мотивационной сферы личности подростков (14 — 17 лет)
Диагностика мотивационной сферы личности подростков (14 — 17 лет)
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика мотивационной сферы
ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

Методика, разработанная Ж. Ньютеном, направлена на изучение мотивационной сферы личности учащихся. Данная методика поможет психологу выявить ведущие для личности учащегося мотивы жизнедеятельности. В число «измеряемых» мотивов входят как некоторые обобщенные мотивы, так и функциональные. Методика представляет собой адаптированный вариант методики Ж. Ньютена. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет.

 

Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Учащемуся предлагается два столбика незаконченных: предложений, которые он должен дописать.

«Я хочу»

  1. Всем сердцем я надеюсь…
  2. Я очень хочу…
  3. Я намереваюсь…
  4. Я мечтаю…
  5. Я стремлюсь всеми силами…
  6. Я буду доволен, если…
  7. Я всё сделаю, чтобы…
  8. я хотел бы быть способным…
  9. Я решил…
  10. Я буду очень рад, если мне разрешат…
«Я не хочу»

  1. Больше всего я буду расстроен, если…
  2. Я не желаю…
  3. Я буду протестовать, если…
  4. Мне не понравится, если…
  5. Я стараюсь избежать…
  6. Я боюсь…
  7. Я буду очень жалеть, если…
  8. Мне не нравится думать о том, что…
Обработка результатов основана на качественном анализе, который требует от психолога не только времени, но и достаточной углубленности во внутренний мир человека, психологической зоркости. Смысл обработки заключается в том, чтобы, внимательно проанализировав содержание предложений, отнести каждое из высказываний к определенному мотиву:

  1. достижения,
  2. аффилиации,
  3. помощи,
  4. влияния, доминирования,
  5. саморазвития,
  6. познания,
  7. агрессии;
  8. направленность на материальные ценности,
  9. направленность на отдых, досуг, переживание приятного,
  10. направленность на духовное (прекрасное, религию и т. д.);
  11. ответы, не поддающиеся классификации.
При отнесении суждения к тому или иному мотиву, .опирайтесь на следующий комментарий:

  1. Мотив достижения выражается в нацеленности на успех, на постановку и решение каких-то деятельностных (в том числе профессиональных) задач, в озабоченности организацией своей работы, боязни неуспеха, провала в работе, в высоком уровне притязаний, вере в свои силы и

    возможности.
  2. Мотив аффилиации выражается в стремлении заводить друзей и

    ценить дружбу, приятельские отношения, искать контакты и радоваться им, в желании быть принятым другими, кооперироваться и сотрудничать, в страхе быть непонятым и непринятым, отвергнутым, оказаться в изоляции, одиночестве.
  3. Мотив помощи (альтруизма) выражен в нацеленности на сочувствие, сопереживание всем, нуждающимся в помощи, в желании добра и

    благополучия ближнему, в стремлении опекать, поддерживать, утешать, защищать, заботиться, исцелять, успокаивать, думать о других и учитывать их пользу, в осуждении холодного, равнодушного отношения к людям.
  4. Мотив влияния, доминирования выражен в желании контролировать свое социальное окружение посредством совета, убеждения, приказания, воздействовать на поведение окружающих, отговаривать, сдерживать, запрещать, добиваться исполнения своих желаний, диктовать условия, руководить, надзирать, подчинять, очаровывать, покорять, приобретать последователей, в нежелании подчиняться другим, выслушивать чужие советы и приказания, в стремлении быть независимым.
  5. Мотив саморазвития, самосовершенствования выражается в суждениях, связанных с осмыслением каких-то личных качеств, с намерением развить то или иное качество, с озабоченностью своими недостатками и

    желанием их устранить. Сюда же относятся темы самодисциплины, самоконтроля, самозапретов, самонаблюдения.
  6. Познавательный мотив обнаруживается в суждениях, описывающих положительные переживания процесса познания истины, мира, общественных отношений, законов природы, переживания общественных успехов, удовольствия от учения, занятий, общения с учителями, книгами.
  7. Мотив агрессии проявляется в нетерпимости и враждебности по отношению к окружающим людям, в стремлении подчинить их себе, в том числе силовыми методами (не путать проявления агрессии при самозащите).
  8. Направленность на материальные ценности выражается в

    стремлении улучшить свой быт, повысить качество жизни за счет приобретения материальных благ, модных и престижных вещей, в озабоченности низким качеством своего быта, одежды, и т. п.
  9. Направленность на отдых, досуг, переживание приятного обнаруживают суждения, связанные со стремлением к покою, пассивному или активному досугу, намерением отдохнуть, забыться или с желанием пережить удовольствие от простых радостей жизни.
  10. Направленность на духовное выражается в интересе к трансцендентным, т. е. высокоабстрактным понятиям, в сосредоточенности на вопросах бытия, на вечных категориях (добро, зло, любовь, смысл жизни и т. д.), в религиозных исканиях, в размышлениях о ближайшем и отдаленном будущем.
Ответы, не поддающиеся классификации, рассматриваются как дополнительные к основным мотивам 1-10.