Арт-терапия | Обучение и развитие детей

Арт-терапия

На главную Саморегуляция Способы саморегуляции Арт-терапия
Арт-терапия
Саморегуляция — Способы саморегуляции


Практически в любом тренинге используют элементы арттерапевтических методик. Что такое арт-терапия?

Арт-терапия — это лечение изобразительным искусством. Арттерапия включает такие направления, как рисуночная терапия, драмтерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, кинотерапия, куклотерапия. В справочнике будут рассмотрены направления, наиболее часто использующиеся практическими психологами: рисуночная терапия, библиотерапия, кинотерапия, музыкотерапия. Одним из первых заговорил об искусстве как о форме психотерапии Наумберг, опираясь на слова Фрейда о том, что первичные мысли и переживания выражаются в форме образов и символов, а не вербально.

Применяют арттерапевтические методики как самостоятельные, так и в качестве вспомогательных к другим видам терапии.



Арт-терапия работает с продуктами творчества самого клиента (его рисунки, текстовые работы и т. д.) и с готовыми уже произведениями искусства (картины, скульптуры, книги, продукция киноискусства).

Арттерапия показана, в первую очередь, в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, а также в случае трудностей в общении, замкнутости, стеснительности клиента. Наиболее полно разработана рисуночная терапия.

Рисуночная терапия

Картины оказывают на человека огромное воздействие: они создают настроение и вызывают определенные чувства. Живописные полотна служат не только украшением стен, но и помогают расслабиться, абстрагироваться от рутинных дел.

Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего нас мира. Чтобы выразить свои чувства, не обязательно что-то говорить, можно взять краски или карандаши и выразить свои чувства в рисунке. Если сразу же после того, как человека что-то расстроило, он сядет и начнет рисовать, его отрицательные эмоции уйдут, а он полнее и глубже осознает свои эмоции.

Выбор цветов расскажет о многом: красный цвет предполагает гнев, черный — печаль, а серый — беспокойство. Специалисты утверждают, что отдельные цвета вызывают особые душевные состояния, в частности желтый и красно-желтый цвета рождают бодрое, деятельное настроение, мрачные тона вызывают и соответствующие настроения. 3еленый цвет является самым успокаивающим цветом, он поднимает настроение, способствует отдыху при нервной раздражительности, бессоннице.

 

(Более подробно о влиянии цветов на психику человека можно прочитать в главе «Цветотерапия».)

Итак, рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.

Используя рисуночную терапию в своей работе, практический психолог выбирает темы рисунков так, чтобы предоставить клиенту возможность графически выразить свои чувства и мысли, иногда даже не осознаваемые им.

Обычно темы охватывают:

  1. Отношения к самому себе, своей семье («Я в прошлом», «Я такой, какой я есть», «Мой обычный день», «Я дома», «Мой мир», «Ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Я и мои дети», «Моя главная проблема в общении с детьми»).
  2. Абстрактные понятия («Одиночество», «Страх», «Любовь», «Три желания», «Остров счастья»).
  3. Отношения к группе («Что я котел и что получил от работы в группе», «Что я дал группе»).
На занятиях по рисуночной терапии используют разнообразные методики:

– каждый рисует самостоятельно то, что хочет. Обсуждая рисунок, сначала о рисунке высказывается вся группа, а потом — автор;

– на одном листе рисуют пара участников, тема рисунка задается, вербальные контакты между рисующими исключаются. После обсуждается содержание рисунка, отношения друг к другу в процессе рисования;

– вся группа рисует на одном листе бумаги на заданную тему. По окончании работы обсуждается вклад каждого в работу и взаимоотношения членов группы в процессе работы;

– дополнительное рисование. Один начинает, другой продолжает рисунок и т. д.

Готовые рисунки можно демонстрировать одновременно все, сравнивать их, находить общее и отличия в содержании.

Можно анализировать каждый рисунок отдельно, передавая его из рук в руки, высказываться по очереди о его психологическом содержании.

Обсуждая рисунок, внимание стоит обращать на его содержание, цвет, размеры, повторы из работы в работу. Вначале члены группы рассказывают, что, на их взгляд, хотел изобразить автор, каков его замысел, какие чувства вызывает рисунок. 3атем сам автор рассказывает о собственном замысле.