Адаптация 5 класс. Приложения. | Обучение и развитие детей

Адаптация 5 класс. Приложения.

На главную Подросток Адаптация в 5 классе Адаптация 5 класс. Приложения.
Адаптация 5 класс. Приложения.
Подросток — Адаптация в 5 классе
Приложения

Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА психолого-педагогического  статуса ученика 5-го ___класса ____________________________________

Дата заполнения__________

———————————————————————

Параметры              Требования                          Актуальный уровень

психолого-педаго-    к учащимся с высоким              адаптации

гического статуса    уровнем адаптации

———————————————————————

1. Произвольность психических процессов Умение самостоятельно организовать выполнение учебного задания. 



Сосредоточенность и поддержание внимания на учебной задаче (наблюдение)

2.Развитие мышления Владение приемами понятийного мышления.



Выполнение логических операций:выделение существенных признаков, обощение, классификация, аналогии и др. (психодиагностика).

Систематизация и перенос учебных знаний и навыков с одного явления, учебного предмета на другой (педагогическое наблюдение)

3.Развитие речи Грамотность и богатый словарный запас устной речи. Владение сложноподчиненными конструкциями в письменной и устной речи, связность речи (наблюдение,психодиагностика)

4.Развитие тонкой моторики Понятность, аккуратность письма (при наличии данной проблемы — работать с педагогом)

5.Умственная работоспособность и темп учебной деятельности Способность работать в одном темпе со всем классом (психодиагностика, наблюдение).

6.Мотивационная сфера Позитивное отношение к школе.

Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности.

Ориентация на самостоятельное получение знаний.

Понимание смысла»учение для себя» (психодиагностика, наблюдение)

7.Особенности поведения Поведенческая саморегуляция: умение сдерживать непроизвольные эмоции  и желания, принятие и соблюдение классных

и школьных социальных и этических норм(наблюдение).

8.Особенности общения со сверстниками Способность к установлению дружеских отношений и их поддержанию.

Принятие коллективом класса (социометрия)

9.Особенности общения  с педагогами Способность самостоятельно установить адекватное взаимодействие с педагогом

10.Эмоциональное состояние Адекватность переживаний,   школьная и личностная тревожность в норме, эмоциональная устойчивость (наблюдение, психодиагностика)

11.Отношение к себе Позитивная Я-концепция, устойчивая адекватная самооценка (психодиагностика)



Примечание. Данная карта заполняется на каждого ученика 5-х классов; участие в заполнении карты принимают также классные руководители, учителя-предметники, психологи, социальные педагоги. Карта должна находиться у сотрудников социально-психологической службы. Она служит основанием для подготовки соответствующих рекомендаций для каждого ученика.



Приложение 2

АНКЕТА незаконченных предложений

ДОРОГОЙ УЧЕНИК !

Учителя твоей школы хотят узнать твое мнение об учебе в школе. Для этого закончи напечатанные ниже предложения или подчеркни нужный ответ. Пиши как можно подробнее. Правильных или неправильных ответов нет. Твое мнение для нас очень важно.

1.В нашей школе мне больше всего нравится

учиться, уроки

учительница

наш класс, столовая, спортзал

что еще, допиши

2.Я больше всего люблю уроки_______________________________

3. Часто ли тебе нужна дополнительная помошь в подготовке домашних заданий?_______________________________________

Напиши, кто тебе помогает_______________________________

4. Моя учительница часто говорит, что я___________________

5. Мои родители говорят о школе

часто редко никогда

6. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я________

7. Когда я думаю о 5-м классе, то__________________________

С П А С И Б О!



Примечание. Целесообразно,чтобы данная анкета не была анонимной. Вопросы 1,2 дают некоторую информацию о мотивации учения; вопрос 3 — информацию об адекватности помощи ученикам, имеющим проблемы в учении; вопрос 4 — о преобладающем стиле оценочной деятельности педагога относительно данного ученика, а также о самооценке ученика; вопросы 5,6 — об отношении родителей к школе и их участии в формировании самооценки сына или дочери; вопрос 7 — об эмоциональной готовности к переходу в среднюю школу.

Вопросы данной анкеты можно изменять в зависимости от целей исследования. Аналогичная анкета может применяться и в пятом классе, в этом случае 7-й вопрос анкеты может быть изложен в следующем виде: «Когда я вспоминаю 4-й класс,то….».

Приложение 3

ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «КРУГЛОГО СТОЛА» по вопросу обеспечения нетравматического перехода учеников учеников 4-ого класса в 5-ый



ПЕРЕЧЕНЬ

мероприятий в средней школе по обеспечению нетравматического перехода учеников 4-ого класса в 5-ый


4 класс

1. Проведение методического объединения с участием завучей начальной и старшей школы, педагогов 4-х классов, психолога, членов родительского комитета по разработке программы подготовки к переходу учеников в среднюю школу.

январь-февраль

2. Проведение психологом школы психодиагностических исследований в параллели 4-х классов.

февраль-март

3. Составление классными руководителями и психологом школы характеристик (психолого педагогических карт) на учеников 4-х классов.

апрель-июнь

4. Составление психологом школы аналитических материалов об особенностях классных коллективов с целью формирования рекомендаций педагогам, классным руководителям 5-х классов.

апрель-май

5. Проведение мероприятий с учащимися 4-х классов, включающие в себя встречи, беседы, уроки с будущими учителями-предметниками, экскурсии по старшей школе, знакомство с кабинетами, участие в культурно-массовых мероприятиях старшей школы и т.п.

февраль-июнь

5 класс



6. Проведение методических семинаров с учителями — предметниками 5-х классов, классными руководителями и учителями, работавшими в 4-х классах с целью принятия ими идеи адаптационного периода, знакомства с особенностями классных коллективов, отдельных учащихся.

август

7. Разработка классными руководителями и психологом школы программы адаптационного периода (курс, рассчитанный на 3-4 дня по 5-6 учебных часов).

август

8.Проведение программ адаптационного периода в 5-х классах.

1 неделя сентября

9. Проведение родительских собраний в 5-х классах по вопросам адаптации в среднем звене.

сентябрь

10. Проведение индивидуальных консультаций педагогов-предметников, классных руководителей во вопросам адаптации (с привлечением индивидуальных психолого-педагогических карт, характеристик классов).

сентябрь

11. Наблюдение за учащимися 5-х классов во время и вне учебных занятий, регистрация данных наблюдения в протоколе (карте).

сентябрь — октябрь

12. Проведение методических объединений педагогов 5-х классов с целью выработки мер, способствующих адекватному принятию учениками ухудшения собственной успеваемости. В начале учебного года объяснять ученикам систему оценивания на уроках.

август — сентябрь

13. Проведение скриннинг-диагностики психологом школы.

ноябрь

14. Выделение «группы риска» среди учащихся 5-х классов, составление программы реабилитации по каждому учащемуся в отдельности.

ноябрь — январь

15. В рамках воспитательной работы предусмотреть введение института шефства старшеклассников над учащимися младших классов, создание разновозрастных общественых организаций, введение в школьную жизнь традиций, формирующих у учащихся ощущение единого коллектива и т.п.

РЕКОМЕНДАЦИИ «КРУГЛОГО СТОЛА» ПЕДАГОГАМ, работающим в 4-5-х классах

1. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.

2. Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе, преподавателям-предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.

3. Завучу, учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе сверстников.

4. Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной шкроле.

5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.

6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.

7. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка — учебе — приходит новая ведущая деятельность — общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).

8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.

Приложение 4

ПРОГРАММА адаптационного периода для учащихся 5-х классов

(4 дня)

Логика развития адаптационного периода 5-классников в средней школе предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности; а поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то ребятам важно предоставить возможность все нормы и правила на новом этапе школьной жизни выработать самим на основе конкретного опыта «здесь и сейчас».

Работу целесообразно организовать по принципу тренинговой группы, но так, чтобы у ребят была возможность работать как со всем классом, так и в микрогруппах с постоянно меняющимся составом. Продолжительность работы группы — в течение 4 дней по 1 — 1,5 часа. Группу может вести психолог или преподаватель, прошедший подготовку.

Первый этап адаптационного периода пятиклассников был посвящен знакомству учеников друг с другом. Ребята делятся тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное — в каждом. Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации и творческой дискуссии — поиска. На этом этапе целесообразно партнерское участие основных преподавателей-предметников и классного руководителя, которые на равных с ребятами рассказывали бы о себе, своей жизни, своих увлечениях.

Во втором этапе адаптационного периода ребятам надо представить возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава и вырабатывать собственные правила, облегчающие действия сообща. Так, в одной из школ удалось разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия — интеллектуального, творческого, трудового и др. Среди общих правил появились, например, такие: «Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии», «Быть благодарным» (т.е. дарить благо другим, если возникла такая потребность, не забывая о вкладе каждого в общее дело). Все правила конструировались в позитивной форме (что делать) без «не», так как иначе неосознанно утверждается и возможность противоположного отрицательного действия (например, «не драться», следовательно нерадивый школьник может и подраться). Важным было то, что эти правила формулировались на основе собственного конкретного опыта, а их необходимость и значимость обсуждались специально, уточнялся смысл понятий. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходило принятие созданных правил. Еще одной значимой содержательной частью данного этапа может быть создание портрета настоящего школьника. Ребята определяли качества и свойства личности настоящего школьника и соответсвующие этим качествам формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу. Школьники могут иллюстрировать свою аргументацию драматизацией.

Третий этап адаптационного периода 5-классников должен быть связан с утверждением и осознанием появления нового сообщества — класса. На этом этапе ребята создают автопортрет своего класса. Это может быть — коллективный рисунок: «живые картинки», устная презентация своего коллектива. Главное, чтобы работа была организована таким образом, чтобы каждый человек внес в общее представление свое индивидуальное видение, участвовал в нем. На этом же этапе распределяются поручения в классе. Закючительный этап происходит уже как мероприятие для параллели 5-х классов, и презентации классов могут быть завершены участием всех классов либо в «Веселых стартах», либо в каком-то другом мероприятии. Эмоциональное переживание за успех своей команды укрепит чувства сопричастности и разделенной ответственности за общее дело.

Приложение 5

АНКЕТА

наблюдение за учебной деятельностью и поведением ученика на уроке

ФИО ученика_____________________Класс_______________

ФИО учителя ____________________Предмет_____________

_____________________________________________________________________

+3 ¦+2 ¦+1 ¦ 0 ¦-1 ¦-2 ¦ -3

_______________________¦___¦___¦___¦___¦___¦_____________________

Знания, полученные     ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Знания полученные

в1-4-м классах хорошие ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    в 1-4-м классах плохие

¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦

Учится с интересом     ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Учится без интереса

¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦

Спокойный, уверен-     ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Тревожный, неуверенный

ный в себе             ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦

¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦

На уроке дисциплини-   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Недисциплинирован,

рован, внимателен      ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    невнимателен

¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦

Сильный ученик         ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Слабый ученик

¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦

Общителен              ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Нелюдим

¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦

Неконфликтен           ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Конфликтен

_____________________________________________________________________



Примечание. Анкета составлена по принципу семантического дифференциала. Выявляет эмоционально-личностное отношение педагога к учащемуся. По каждой шкале (полярному суждению) определяются баллы по 7-балльной шкале следующим образом:

7   6   5   4   3   2   1

+3  +2  +1   0  -1  -2  -3

Шкалы (полярные  суждения)  в  данной  анкете  можно  изменять  в зависимости от целей исследования.

Далее в списке учеников, участвовавших в исследовании, проставляются баллы, полученные по каждой шкале различными педагогами напротив фамилий учеников. Так, например: Анна Б. по первой шкале получила от 5 учителей — предметников баллы — 61544, и так далее по всем шкалам.

Начало Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации учащихся 5-х классов в средней школе

Методические материалы по психолого-педагогическому обеспечению процесса адаптации учащихся 5-х классов в средней школе (по материалам опыта работы сотрудников лаборатории прикладной педагогической психологии).

Автор составитель Осипова Елена Анатольевна