Методы обучения и активизации познавательной деятельности обучающихся
На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Методы обучения и активизации познавательной деятельности обучающихся
Методы обучения и активизации познавательной деятельности обучающихся |
Лекции и практикум по психологии — Педагогическая психология |
Термин «метод» происходит от греч. methodos, которым обозначается путь исследования, теория, способы достижения какой-либо цели, в конечном счете, любая определенным образом упорядоченная деятельность. Под методами обучения понимаются способы обучающей работы педагога и организации учебно-познавательной активности обучающихся по решению различных дидактических задач. Из этого определения можно заключить, что в структуре метода обучения так или иначе представлены:
Возможны различные классификации методов обучения в зависимости от того, какой признак кладется в основание. По признаку «уровень активности обучающихся» методы классифицируются на пассивные, в рамках которых обучающиеся воспринимают учебный материал и воспроизводят его, и активные, направленные на организацию их самостоятельной работы (Е.Я. Голант). По признаку «уровень включенности в продуктивную деятельность можно выделить: объяснительно-иллюстративные методы, содержание которых сводится к сообщению обучающимся готовой (т.е. не подвергаемой какой-либо обработке с их стороны) информации, репродуктивные, в которых обучающиеся воспроизводят учебные действия по заданному обучающим алгоритму, проблемные, прямо рассчитанные на аналитическую активность обучающихся, которые могут быть, в свою очередь быть: а) частично-поисковыми (эвристическими), когда обучающий расчленяет учебную задачу на определенную последовательность, а обучающиеся решают те элементы в этой последовательности, которые оказываются им посильными, б) исследовательскими, когда предъявляется познавательная задача, которую обучающиеся решают самостоятельно (М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер). По критерию «источник получения знаний» методы обучения классифицируются на: словесные (вербальные), наглядные, практические (Е.И. Перовский и Д.О. Лордкипанидзе). По критерию «дидактические цели» методы обучения образуют группы: методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). Организационная классификация формирует методы: организации учебно-познавательной деятельности, стимулирования учебно-познавательной деятельности, контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский). Рассмотрим основные методы обучения. Наиболее широко в педагогической практике применяются методы устного изложения информации (вербальные, словесные): объяснение, рассказ, лекция, беседа, комментарий, пояснение. Специфической особенностью объяснения является наличие логических доказательств, трактовки, интерпретации излагаемой информации. Объяснение должно быть последовательным, исчерпывающим, в нем недопустимы «пустоты смысла». Оно адресуется к уже имеющимся у обучающихся знаниям и опыту, надстраивается над ними. Важной особенностью объяснения является его логическая организация, позволяющая вскрыть опорные, скелетные составляющие изучаемого материала и вспомогательные, имеющие частное или иллюстративное значение. Структурирование и иерархизация материала, конструктивно-логические схемы обеспечивают более прочное запоминание. Рассказ – это метод повествовательно-сообщающего изложения материала и активизации познавательной деятельности обучающихся. Важнейшей характерной чертой рассказа является фабула *. В начале имеется сюжетная завязка, конфликт, интрига * , которые затем развиваются, достигая кульминации * . Вывод рассказа чрезвычайно редко обретает вид морального наставления (как это характерно, например, для басни). Чаще всего автор прямо рассчитывает на встречную работу воображения слушателей, читателей, которые, благодаря подключению к процессу восприятия и осмысления художественных образов предшествующего жизненного и художественного опыта, сами «высекают искру смысла». В учебном процессе рассказ не может быть применен слушком часто, так как в этой случае он теряет свою дидактическую ценность. Однако он может хорошо сочетаться с объяснением, усиливая мотивационно-смысловые составляющие педагогического взаимодействия и учебной деятельности. Лекция (от лат. lectio– чтение) – это систематическое в течение установленного времени устное изложение значительного по объему и теоретической сложности учебного материала, научной проблемы, чтение и интерпретация заранее написанного текста. Беседа представляет собой диалогический метод общения на учебных занятиях. Обучающий путем создания проблемных ситуаций, постановки вопросов стимулирует аналитическую деятельность обучаемых, побуждает к самостоятельному формулированию теоретических выводов и обобщений. Комментарии и пояснения используются в учебной практике для облегчения восприятия и осмысления изучаемого материала. Одновременно они сами могут выступать как источники новых знаний, нацеливая обучающихся на сравнение, сопоставление, оценку феноменов. Важную роль в обучении играет работа с книгой, которая может проходить как под непосредственным руководством обучающего, так и как самостоятельная работа. Цели: формирование умений самостоятельно выделять основные вопросы, составлять план, формулировать и аргументировать наиболее важные выводы, делать выписки, конспекты, тезисы. При этом необходимо:
Упражнения в обучении представляют собой многократные повторения обучающимися определенных (в том числе и умственных) действий с целью углубления знаний и выработки соответствующих умений и навыков. Различают воспроизводящие, творческие, устные, письменные, графические и практические упражнения. Методы контроля, оценки и проверки знаний, умений и навыков. Педагогический контроль – это способ получения информации о качественных особенностях и результативности учебного процесса. Цели контроля: а) постановка психолого-педагогического диагноза (выяснение учебных потенциалов обучающихся), б) констатация достигнутого уровня в результате предшествующего обучения, в) прогнозирование учебных достижений обучающихся при определенных условиях. Различают предварительный, текущий и итоговый контроль. Предварительный нацелен на получение информации об исходном уровне развития и обученности, текущий – на установление «обратной связи» с обучающимися в ходе обучения для своевременной и эффективной его коррекции, итоговый – на констатацию результатов учебной деятельности по завершению определенного раздела, темы, курса или отрезка времени (четверти, семестра, года и т.п.). Средствами контроля могут выступать: творческие работы (сочинения, рефераты и т.п.), дидактические материалы (тесты, контрольные вопросы и т п.). Все более широкое применение находит машинный контроль (с помощью компьютеров). Наряду с контролирующей контроль выполняет обучающую, организационную, воспитывающую и развивающую функции. Самостоятельная работа завершает задачи всех других видов учебной деятельности. Она решает задачи: совершенствование умений (включая исследовательские), систематизация, обобщение и повторение пройденного материала, практическое применение имеющихся знаний, их прирост и расширение в определенной области не только за счет суммирования, но и установления межпредметных связей, связей с жизненным и профессиональным опытом. Наглядные методы призваны обеспечить в процессе обучение синхронную работу различных анализаторов обучающихся и тем способствовать более прочному осмыслению и запоминанию учебной информации. Здесь используются: демонстрация опытов, натуральных объектов, наглядных (моделей, схем, муляжей, макетов, фотографий и т.п.) и графических (таблиц, графиков, диаграмм и т.п.) пособий. В современном образовательном процессе важная роль отводится средствам медиа (радио, телевидению, кино, компьютерной технике). Следует иметь в виду, что наглядность может при неумелом применении приносить не только пользу, но и, наоборот, отрицательно сказываться на учебном процессе. Она не должна подменять мыслительную активность обучающихся, их обращение к опыту предшествующих восприятий. В последние годы в педагогической литературе широко применяется терминологическое словосочетание «педагогические технологии» (от греч. techne – искусство, ремесло, наука + logos – понятие, учение). Под ним понимается научно обоснованное, специальным образом организованное обучение, использующее совокупность различных методов и направленное на достижение конкретной дидактической цели. Такие технологии в педагогике получили название «активные методы обучения». Остановимся на краткой характеристике некоторых из них. Деловые игры направлены на активизацию мышления, творческих способностей. Среди них выделяются имитационные упражнения – относительно простые учебные задания, предусматривающие создание проблемных ситуаций, в которых обучающиеся решают некоторые противоречия. В ролевых играх познавательная задача выполняется под углом зрения определенной социальной или профессиональной роли. Однако следует иметь в виду, что обучающиеся, как правило, недостаточно глубоко разбираются в тонкостях социальной или профессиональной практики. Поэтому для них особой актуальностью обладает дополнительная задача: обучающиеся не только получают знания, но и формируют умения работы в группе, реализуя определенные статусные позиции. Переход от одной статусной позиции к другой и, соответственно, «примеривание на себя» различных ролевых рисунков, позволяет увидеть изучаемый материал стереоскопически, обеспечивает дополнительный импульс мотивации учения. Отсюда следует, что всякая деловая игра преследует не только узко понимаемые учебные, но и воспитательные цели. Деловые игры усиливают мотивацию коллективного поиска решений. Следует заметить, что обычно процесс обучения в группе протекает значительно более эффективней, чем индивидуально. Активизирующее влияние на учебную деятельность оказывают дискуссии, учебные диалоги и др. Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – это коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. В ее ходе сталкиваются различные точки зрения сторон. Аргументация сторон в итоге должна привести к победе одной и из них. Учебный диалог имеет существенное отличие в том, что в его процессе ни одна из точек зрения не может быть признана побежденной, а каждая из сторон обогащается новыми смыслами, так как в ходе диалога происходит не только обмен ими, но и прирост смысловых контекстов, порожденных самим взаимодействием. Программированное обучение характеризуется пятью исходными посылами: а) цель и результаты учебной работы могут быть измерены, б) учебная цель и работа могут быть алгоритмизированы *, расчленены на определенные дозы, в) успешность освоения алгоритмизированных дозы может быть проверена самим обучающимся, а учебные действия могут быть скорректированы по результатам этой проверки, г) как для освоения, так и для проверки результативности учебной работы могут быть использованы различные автоматические и полуавтоматические устройства, д) обучение осуществляется и контролируется в рамках индивидуализированного подхода * . Идея программированного обучения материализуется в обучающих программах и специальных пособиях, которые служат источником информации, организуют последовательность ее изучения, контролируют степень ее усвоения, регулируют темп работы, дают необходимые разъяснения, предупреждают о возможных ошибках и т.д. Переход к следующему алгоритму (шагу) возможно только в том случае, если предыдущий был выполнен правильно. Модульное (от лат. modulus – мера) обучение. Модуль в педагогике – это, логически завершенный блок, в рамках которого все виды учебной деятельности оцениваются отдельно: творческие задания, посещение занятий, результаты различных видов контроля и др. Каждый учебный курс разбивается на модули (в среднем – три). В модуле четко определяются цели, задачи, уровни изучения материала, круг умений и навыков. Все качественно-количественные показатели заранее доводятся до сведения обучающихся. По количеству набранной обучающимися суммы баллов, присваиваемых за различные виды работы, они могут судить об уровне соей подготовки по конкретной учебной дисциплине или по группе дисциплин, включенных в модуль. В случае, если отдельные виды работ и задания, включенные в модуль, обладают разными степенями сложности, то принято вводить весовые коэффициенты для отдельных видов работы. Существуют и другие технологии. В конечном счете, они направлены на повышение качества обучения за счет активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, а следовательно, являются средством обеспечения индивидуализации обучения. Индивидуализация обучения в целом реализуется по двум направлениям: индивидуальный подход и дифференцированный подход. Под индивидуальным подходом понимается установка на учет особенностей каждого обучающегося в ходе педагогического взаимодействия. Это достигается за счет систематического изучения как самих обучающихся, так и социальной среды, которая их окружает, на основе чего разрабатывается индивидуальная программа обучения и развития. Под дифференцированным подходом имеется в виду целенаправленное педагогическое воздействие на группы обучающихся, которые существуют в их сообществе как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по некоторым актуальным для учебного процесса индивидуальным, личностным качествам. Педагог изучает, анализирует, классифицирует качества личности обучающихся, определяет наиболее типичные черты, характерные для условно формируемых групп, и на этой основе определяет стратегию и тактику педагогического взаимодействия не столько с конкретным обучающимся, сколько с группой, каждый из членов которой обладает некоторыми сходными чертами. Дифференцированный подход может быть внешним: когда диагностические мероприятия позволяют выделить относительно гомогенные * группы обучающихся и подобрать соответствующие их особенностям методы и содержание обучения; и внутренним: когда аудитория обучающихся структурируется из нескольких групп, а учебное взаимодействие, сохраняя фронтальный характер, вместе с тем корректируется представлениями о типологических особенностях входящих в учебный коллектив групп. Контрольные вопросы:
* Интрига (от лат. intrico – запутываю) – способ построения фабулы литературного произведения при помощи сложных перипетий действия, столкновения интересов и хитрых проделок персонажей. * Кульминация (от лат. culminis – вершина) – момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественный конфликт. В кульминации происходит или намечается перелом, подготавливающий развязку. * Алгоритм (происходит от латинской формы написания имени среднеазиатского математика аль-Хорезми – Algoritmi) – система операций, применяемых по строго определенным правилам, приводящая к решению поставленной задачи. * Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных и индивидуально-групповых особенностей обучающихся, что позволяет создать оптимальные условия для реализации их потенциальных возможностей. * Гомогенный (от греч. homogenēs – однородный) – однородный по составу. Источник: Александров Е.П. Психология и педагогика Курс лекций |