Мотивация психической деятельности
На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Мотивация психической деятельности
Мотивация психической деятельности |
Лекции и практикум по психологии — Общая психология |
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активность и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца конкретной ситуации. Рассмотренные нами выше психические процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации, или направленности личности. Направленность личности – системообразующее качество психики человека, выражающееся в иерархии базовых потребностей, ценностных ориентаций и устойчивых мотивов поведения. Под мотивацией в психологии понимают совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Ключевыми понятиями при анализе направленности личности являются понятия потребности и мотива. Наиболее распространенной в психологии является классификация потребностей, предложенная американским психологом А. Маслоу. Основными достоинствами этой классификации является объединение потребностей в иерархическую систему. Первые две группы потребностей – физиологические (пища, кислород, сон, активность и др.) и потребность в безопасности (законность, порядок, стабильность и др.) – автор называет первичными или низшими потребностями. По мнению А. Маслоу, не удовлетворив первичные потребности, человек не реализует свои вторичные или высшие потребности. К ним он относит следующие потребности: в принадлежности (семья, коллектив, сообщество единомышленников и др.); в признании (статус, компетентность, репутация, положение, власть и др.); в познании (знать, уметь, понимать, исследовать), эстетические потребности в гармонии, порядке, красоте, и, наконец, в самоактуализации (реализация всех своих возможностей). Актуализированные потребности формируют мотивацию, которая представляет собой систему мотивов, своего рода устремление к чему-либо. Под мотивом в психологии понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. Мотивация всегда регулируется второй сигнальной системой. В мотивационной составляющей психики человека выделяют следующие группы мотивов:
Направленность личности, помимо мотивов, характеризуется ее интересами, склонностями, ценностями, убеждениями, в которых выражается мировоззрение человека. Интерес — это повышенное внимание к какому-либо классу объектов. Склонность – психическое состояние, выражающее избирательную направленность личности на определенную форму деятельности и побуждающее ею заниматься. Страсть — очень стойкое стремление к объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями. Содержание мотивации определяется обществом, что отражается в формировании ценностных ориентаций, убеждений, мировоззрения. Источник: Катаева О.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.В. Катаева, И.Л. Руденко, Е.С. Ткачук. – М.: Университет машиностроения, 2014. – 67 с. |