Мотивация психической деятельности | Обучение и развитие детей

Мотивация психической деятельности

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Мотивация психической деятельности
Мотивация психической деятельности
Лекции и практикум по психологии — Общая психология
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активность и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца конкретной ситуации. Рассмотренные нами выше психические процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации, или направленности личности. Направленность личности – системообразующее качество психики человека, выражающееся в иерархии базовых потребностей, ценностных ориентаций и устойчивых мотивов поведения.

Под мотивацией в психологии понимают совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность.

Ключевыми понятиями при анализе направленности личности являются понятия потребности и мотива.

Наиболее распространенной в психологии является классификация потребностей, предложенная американским психологом А. Маслоу. Основными достоинствами этой классификации является объединение потребностей в иерархическую систему.

Первые две группы потребностей – физиологические (пища, кислород, сон, активность и др.) и потребность в безопасности (законность, порядок, стабильность и др.) – автор называет первичными или низшими потребностями. По мнению А. Маслоу, не удовлетворив первичные потребности, человек не реализует свои вторичные или высшие потребности. К ним он относит следующие потребности: в принадлежности (семья, коллектив, сообщество единомышленников и др.); в признании (статус, компетентность, репутация, положение, власть и др.); в познании (знать, уметь, понимать, исследовать), эстетические потребности в гармонии, порядке, красоте, и, наконец, в самоактуализации (реализация всех своих возможностей).

Актуализированные потребности формируют мотивацию, которая представляет собой систему мотивов, своего рода устремление к чему-либо. Под мотивом в психологии понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. Мотивация всегда регулируется второй сигнальной системой. В мотивационной составляющей психики человека выделяют следующие группы мотивов:

  1. по видам активности (деятельности) – мотивы игры, учебы, спорта, профессиональной и общественной деятельности;
  2. по видам потребностей — физиологические, социальные и т.п.;
  3. по временной характеристике мотивов — ситуативные, постоянно появляющиеся, кратковременные, устойчивые;
  4. по функции мотивов — неосознанные (выполняющие побуждающую функцию) и осознанные (выполняющие смыслообразующую функцию);
  5. антимотивы — связаны с пресыщением той или иной потребностью. То, что раньше притягивало, теперь вызывает отвращение.
У человека в процессе его развития формируется установка, то есть готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы. Это устойчивая модель поведения, которая реализуется человеком в различных жизненных обстоятельствах. Выделяют два типа установок, первый ориентирует человека на успех с повышенным требованием к себе, второй – на избежание неудачи с повышенными требованиями к условиям деятельности.

Направленность личности, помимо мотивов, характеризуется ее интересами, склонностями, ценностями, убеждениями, в которых выражается мировоззрение человека. Интерес — это повышенное внимание к какому-либо классу объектов. Склонность психическое состояние, выражающее избирательную направленность личности на определенную форму деятельности и побуждающее ею заниматься. Страсть — очень стойкое стремление к объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями. Содержание мотивации определяется обществом, что отражается в формировании ценностных ориентаций, убеждений, мировоззрения.

Источник: Катаева О.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / О.В. Катаева, И.Л. Руденко, Е.С. Ткачук. – М.: Университет машиностроения, 2014. – 67 с.