Профессиограмма и анализ профессий | Обучение и развитие детей

Профессиограмма и анализ профессий

На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Профессиограмма и анализ профессий
Профессиограмма и анализ профессий
Просвещение школьников — Курсы для школьников
Курс «Как стать успешным» Тема 3. Профессиограмма и анализ профессий. (10-11 классы)

Задачи:

  1. познакомить учащихся с понятием «профессиограмма», «формула профессии»;
  2. научить учащихся составлять формулу профессии;
  3. показать учащимся пути получения профессии.

Профессиограмма.

Профессиограмма – это характеристика профессии, в которой описаны ее особенности. Содержание и характер труда. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией.

Профессиограмма включает:

  1. общие сведения о профессии;
  2. характеристику процесса труда;
  3. психологические требования профессии к человеку;
  4. медицинские противопоказания;
  5. требования к профессиональной подготовке;
  6. родственные профессии (специальности);
  7. пути получения профессии.
2. Профессиограмма менеджера.

Общие сведения о профессии. Работа осуществляется, главным образом, в сфере «человек-человек». Менеджер организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала с целью повышения производительности и качества труда, экономии ресурсов, роста конкурентоспособности товаров и услуг, прибыли (дохода) и благосостояния, удовлетворенности профессией (должностью) каждого работника.           

Характеристика процесса труда. Менеджер изучает спрос и предложение на рынке, обновляет продукцию, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией.

Менеджер обеспечивает анализ и решение организационно-технических, экономических и социально-психологических вопросов в их взаимосвязи, регулирует процессы приема, подбора и профессионально-квалификационного роста работников, их перемещения по вертикали и по горизонтали.

Содержание и особенности труда менеджера в значительной мере определяются сферой и степенью разнообразия его деятельности, а также экономическим статусом предприятия (менеджер — собственник, менеджер – наемный работник и т.д.).

Рабочий день менеджера строго не нормирован, нередко возникаю форс-мажорные обстоятельства, требующие принятия оперативных решений, сопряженных с риском.

Психологические требования профессии к человеку. Менеджеру необходимы внятная речь, хорошая память, высокая эмоционально-волевая устойчивость, развитые коммуникативные и организаторские способности, готовность к разумному риску. Он должен быть смелым, решительным, обязательным, самокритичным, толерантным, компетентным, иметь чувство юмора и эмпатию.

Медицинские противопоказания. Работа не рекомендуется лицам:

страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем (гипертоническая болезнь, стенокардия, проявления невротических и истерических реакций);

имеющим дефекты речи и физические недостатки.

Требования к профессиональной подготовке. Менеджеру необходима хорошая подготовка в области экономики, права, социальной психологии, психологии труда, управления. Он должен знать трудовое законодательство, закономерности ценообразования, налогообложения, маркетинга, технику ведения коммерческих переговоров, организацию производства.

Менеджер должен ориентироваться в вопросах занятости, социальной защиты граждан, безопасности труда, конфликтологии, профессионального подбора, владеть навыками общения с людьми. Желательны знания иностранного языка и умения работать на ПК.

Родственные профессии (специальности). Широкий спектр занятий, связанных с организацией учебных, трудовых, туристических, досуговых и других групп, а также с консультированием, преподаванием, отдельными направлениями предпринимательской деятельности (брокер, маркетолог, аналитикопрогнозист).

Пути получения профессии. Подготовку можно получить в экономических и технических ВУЗах, в частных учебных заведения.

Источник: Сверч Л.П. Элективный курс «Как стать успешным» (для учащихся 10-11-ых классов). – Иркутск, 2006.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]