Роль мотивов жизненных ценностей в профессиональном выборе | Обучение и развитие детей

Роль мотивов жизненных ценностей в профессиональном выборе

На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Роль мотивов жизненных ценностей в профессиональном выборе
Роль мотивов жизненных ценностей в профессиональном выборе
Просвещение школьников — Курсы для школьников
Курс «Как стать успешным» Тема 4. Роль мотивов жизненных ценностей в профессиональном выборе  (10-11 классы)

Задачи:

  1. познакомить учащихся с понятием «мотивы», «мотивационная сфера», «потребности», «жизненные ценности»;
  2. показать учащимся роль ценностных ориентаций и  мотивов в процессе профессионального самоопределения.
Мотивационная сфера человека.

Каждый человек характеризуется наличием мотивационной сферы, обусловливающей его поведение в течение всей жизни.

Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, то ради чего она совершается.



В роли мотивов могут выступать:

  1. потребности и интересы;
  2. влечения и эмоции;
  3. установки и идеалы.
Мотивационная сфера во многом определяет отношение человека к труду вообще и к конкретному виду деятельности, в частности.

Решение проблемы правильного выбора профессии теснейшим образом связано с изучением и формированием мотивов. В зависимости от видов деятельности мотивы могу быть разные.

Классификация мотивов выбора профессии.

Группы мотивов

Характеристика мотивов

Социальные

Направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности

Моральные

Стремление к совершенствование своего духовного мира, развитию нравственных качеств

Эстетические

Стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии

Познавательные

Стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда

Творческие

Стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества

Материальные

Стремление получать материальные блага

Престижные

Стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по работе и т.д.

Сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

Конечно, случайный выбор тоже может оказаться удачным. Но это только благоприятное стечение обстоятельств, на которое вряд ли стоит делать ставку – можно проиграть.

Обратимся к результатам опросов школьников старших классов, почему они выбрали или хотят выбрать ту или иную профессию. Если расположить мотивы выбора профессии в порядке большей  распространенности, выясняется, что молодые люди хотят, чтобы эта профессия:

  1. была престижной;
  2. хорошо оплачивалась;
  3. была интересной;
  4. имела хорошие условия труда;
  5. была проста в овладении ею;
  6. соответствовала желанию родителей;
  7. могла быть получена в компании с друзьями;
  8. позволяла быстро найти предприятие или учреждение для работы.
Таким образом, большинство молодых людей хотят, чтобы профессия  была престижной и хорошо оплачивалась. Однако следует иметь ввиду, что народная мудрость права, и «не место красит человека, а человек место». Оплачивается не профессия, а профессиональные знания и навыки человека, его способность и умение работать. Кроме того, общественное признание профессий существенно меняется со временем. Меняется и спрос на «престижные» профессии на рынке труда.

Сейчас ощущается перенасыщенность рынка труда молодыми специалистами с профессиями, связанными с финансами и правом. Найти им работу становится все труднее и труднее.

В то же время повышается спрос на инженерные профессии, связанные с техникой и микроэлектроникой, организацией и управлением производством, на специальности в области компьютерных технологий.

Не оправданы такие мотивы выбора профессии, как близость расположение учебного заведения к дому, кажущаяся простота сдачи экзаменов именно в этом учебном заведении и советы или пример близких людей, приятелей. Без учета ваших пристрастий и возможностей подобный выбор профессии часто оказывается неудачным.

Источник: Сверч Л.П. Элективный курс «Как стать успешным» (для учащихся 10-11-ых классов). – Иркутск, 2006.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]