Профессиональный выбор: секреты выбора профессии | Обучение и развитие детей

Профессиональный выбор: секреты выбора профессии

На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Профессиональный выбор: секреты выбора профессии
Профессиональный выбор: секреты выбора профессии
Просвещение школьников — Курсы для школьников
Курс «Как стать успешным» Тема 2. Профессиональный выбор: секреты выбора профессии (10-11 классы)

Задачи:

  1. познакомить учащихся с составляющими зрелого выбора;
  2. познакомить учащихся с понятием «профессиональный план»;
  3. научить учащихся избегать типичных ошибок при выборе профессии;
  4. показать учащимся пути получения профессии.

Составляющие зрелого выбора: информационная, мотивационно-ценностная и практическая готовность.

Юношеский возраст – возраст профессионального и личностного самоопределения. Эти два процесса взаимосвязаны. От того, насколько верно человек определится в том, кто он, какой он, кем он хочет и может быть, зависит его жизненный успех. Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям.

Ответить на вопрос «Кем быть?» фактически означает найти способ реализации собственного «Я». Однако на пути свободного поиска своего «Я» люди сталкиваются с разными неожиданностями, препятствиями и сложностями. Связано это, во-первых, с недостаточной информированностью о мире профессий, нехваткой знаний о самих профессиях (информационная составляющая); во-вторых, с отсутствием ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией (мотивационно-ценностная составляющая); в третьих, с неумением учитывать свои возможности при выборе профессии, делать осознанный выбор и нести за него ответственность (практическая составляющая).

Таким образом, для того, чтобы сделать адекватный профессиональный выбор человек должен обладать информационной, ценностно-мотивационной и практической готовностью к нему.

2. Профессиональный план.

При составлении профессионального плана следует определить главную цель: чем заниматься, кем быть; объективно проанализировать и оценить свои возможности, т.е. провести проверку своего «Я» в различных видах деятельности.

Вам представлены широкие возможности попробовать свои силы, определить глубину и устойчивость личных интересов и склонностей, уточнить и развить свои способности, используя занятия на уроках, кружках, факультативах, в том числе и на нашем.

Возможен и другой путь поиска себя в профессии: активно собирать и обобщать информацию о различных профессиях и возможностях ее использования применительно к своим интересам и склонностям, способностям, состоянию здоровья и другим индивидуально-личностным качествам.

Таким образом, познавая профессии и самого себя, вы сможете выработать план, позволяющий осуществить профессиональные намерения.

При составлении профессионального плана полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Это значит определить, где, в каких учебных заведениях или на каком производстве вы сможете получить необходимое образование и специальность, наметить пути развития и изменения, совершенствования своих качеств с целью подготовки себя к избранной профессии.

Подобный план можно назвать программой профессионального самовоспитания, где должны найти отражение вопросы, связанные с тем, как укреплять свое здоровье, каким учебным предметам следует уделить особое внимание, какую специальную литературу изучать, какие пройти дополнительные профессиональные пробы и т.д.

Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать запасной вариант. Жизнь динамична и изменчива. На пути реализации поставленной задачи, цели могут возникать неожиданные препятствия: неудача на вступительных экзаменах в ВУЗ, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию; отсутствие материальных возможностей; переезд на другое место жительства и т.д.

В подобных случаях рекомендуется воспользоваться запасным вариантом профессионального плана, настойчиво вести поиск наиболее благоприятных условий, постоянно возвращаться к реализации намеченной перспективы.

Кроме этого профессиональный план схематично можно представить в виде трех составляющих: «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО».

3. Ошибки при выборе профессии.

Из огромного множества профессий выбрать одну, да еще такую, чтобы не было конфликта между «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», довольно трудно. Велика вероятность ошибки.

Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы: незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии.

Незнание мира профессий. Одна из главных причин неправильного выбора профессии – слабая информированность и мире профессий. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными, что ведет к переоценке своей пригодности и ошибкам. Поэтому человек должен быть хорошо осведомлен о том, какие профессии существуют в обществе, много ли их, каковы объекты, цели, орудия, условия труда, требования, которые они предъявляют к способностям человека, особенностям его личности.

Например, чтобы стать хорошим монтажником аппаратуры, недостаточно умения читать электромонтажные схемы и чертежи. От кандидата на эту профессию требуются также высокая концентрация внимания, способность к его переключению, хорошая наглядно-образная память, устойчивая работоспособность при выполнении однообразной работы, чувство времени и ритма, острое зрение, линейный глазомер, быстрое зрительное восприятие, устойчивость руки и т.д.

Немало ошибок при выборе профессии связано с устаревшими представлениями о характере и условиях труда по конкретной профессии. Пример: профессия наладчика станков. До сих пор у многих эта профессия ассоциируется с образом шумного цеха, промасленной ветоши, грязными руками. Но теперь наладчики станков с программным управлением, регулирующие электронные устройства, пользуются в работе электронными измерительными приборами, стендовым оборудованием.

Кроме того, большинство профессий непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда.

Вот почему необходимо получить информацию, узнать все о современных профессиях.

А где можно получить информацию о профессиях? Прежде всего, на уроках в школе, из литературы, из средств массовой информации, по интернету. А самой главное существуют так называемые «Профессиограммы» (продемонстрировать).

Незнание себя – необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение). Незнание своего здоровья. А также неумение или нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии. На наших занятиях мы постараемся узнать о себе как можно больше и научимся пользоваться полученной информацией (пояснить с помощью примеров).

Незнание правил выбора профессии – отождествление учебного предмета с профессией; перенос своего отношения к человеку на профессию; выбор профессии «за компанию»; неумение определить пути получения профессии (пояснить с помощью примеров).

4. Пути получения профессии.

Не менее важно правильно определить пути получения профессии. Если вы полностью обдумали свой выбор, взвесили все за и против, то попытайтесь проверить свое решение на практике. Вы можете поработать на стройке, на почте, на заводе. Вы можете просто походить на экскурсии и понаблюдать. Реальность или разочарует вас, или утвердит в правильности принятого решения.

Кроме этого необходимо знать систему учебных заведений прежде всего своего города. Для этого существуют различные справочники, путеводители, рекламные буклеты. Кроме этого большинство учебных заведений проводят сегодня не только подготовительные занятия для абитуриентов, но и так называемые «Дни открытых дверей», на которых рассказывают о специфике своего учебного заведения и знакомят возможных абитуриентов с преподавателями, условиями, факультетами, специализацией и т.д.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]

Источник: Сверч Л.П. Элективный курс «Как стать успешным» (для учащихся 10-11-ых классов). – Иркутск, 2006.