Метод незаконченных предложений
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Метод незаконченных предложений
Метод незаконченных предложений |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 56 незаконченных предложений. Каждое из них направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. Цель — исследование направленности личности учащегося, системы его отношений. Порядок исследований: испытуемым предлагается бланк с 56 незаконченными предложениями, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к учебе, отношение к школе, отношение к семье, отношение к сверстникам, отношение к самому себе, отношение к окружающим людям и отношение к своему будущему. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели. Следует добиваться быстрого выполнения задания, не разрешать долго задумываться над ответом. Инструкция. «На бланке приводится 56 незаконченных предложений. Прочитайте и закончите их, вписывая первую же пришедшую Вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое–либо предложение, обведите его номер кружком и займитесь им позднее». Обследование приводится в два этапа. На первом испытуемые завершают незаконченные предложения, на втором этапе производят оценку своего эмоционального отношения к содержанию данной концовки. Инструкция для 2-го этапа. Прочитав каждое предложение, выставьте ему эмоционально–оценочный балл: +1, 0, –1, по следующей шкале: +1 — положительная оценка и положительное отношение к тому, о чем идет речь, переживание при этом положительных эмоций: радости, удовлетворения, признательности, благодарности, уверенности в себе, покоя и т.д.; 0 — нейтральная оценка и нейтральное отношение к тому, о чем идет речь. Отсутствие каких–либо эмоций. Предложение не закончено. –1 — негативная оценка, негативное отношение к тому, о чем идет речь. Переживание при этом отрицательных эмоций: раздражения, гнева, досады, страха, грусти, обиды, зависти, презрения и т.д., или — если предложение не закончено по причине сильных неприятных переживаний, связанных с тем, о чем идет речь. Примеры: «Школьное начальство… меня не беспокоит» (0); «В школе я чувствую себя… как дома»(+1); «Учителя часто бывают невнимательны ко мне» (–1). Лист незаконченных предложений1. Я учусь так…2. Школьное начальство… 3. Моя мама… 4. Когда меня нет, мои друзья… 5. Когда мне начинает не везти… 6. Большинство известных мне людей… 7. Я думаю, что в будущем… 8. Я хотел бы учиться… 9. Наша школа… 10. По сравнению с большинством семей моя семья… 11. Что касается нашего класса… 12. Я достаточно способен… 13. От незнакомых людей… 14. Мне кажется, что в будущем я… 15. В учебе я вижу… 16. В школе я… 17. Моя семья обращается со мной, как с… 18. Когда я высказываю свое мнение… 19. Мне кажется, что я… 20. Люди чаще всего живут… 21. Я думаю, что планировать будущее… 22. Что касается уроков, то я… 23. Наши учителя… 24. Я хотел бы, чтобы мой отец… 25. Я думаю, что мои ровесники… 26. Я мог бы быть очень счастливым… 27. Почти все люди стремятся… 28. Думать о будущем… 29. Я могу учиться… 30. Большинство учителей… 31. Считаю, что большинство матерей… 32. В классе я чувствую себя… 33. Моим скрытым желанием является… 34. Мне кажется, что люди в основном… 35. Мне кажется, что лет через пять… 36. Домашние задания я… 37. Когда я иду в школу… 38. Моя мать и я… 39. Что касается моих товарищей в классе… 40. Больше всего я боюсь… 41. Люди видят смысл в… 42. В будущем я займусь… 43. Большинство учебных предметов… 44. Я думаю, что учителя… 45. Думаю, что мой отец… 46. Мне не нравится, когда ребята… 47. Больше всего я люблю… 48. В основном люди относятся друг к другу… 49. Часто мне кажется, что в будущем… 50. Когда я вспоминаю об учебе… 51. Когда я вспоминаю нашу школу… 52. Мой отец и я… 53. Когда летом я вспоминаю наш класс… 54. Я думаю, что обо мне… 55. Люди часто… 56. Целью своей жизни я считаю… Ключ Алгебраически суммируются оценки по каждому блоку, например, учеба: 0, 0, +1, –1, +1, +1, +1, –1 = +2. В результате получается обобщенная смысловая установка по данной теме (сфере). Естественно, что ученик может выставить чисто умозрительную оценку, без эмоциональной вовлеченности. Но исследования показывают, что вопросы, из которых составлен тест, являются в эмоциональном отношении достаточно значимыми для подростков. Интерпретация. В ходе апробации теста, на основании анализа 316 установочных полей, была получена следующая шкала оценок обобщенных установок: весьма положительная — больше 3; положительная — от 1 до 3; нейтральная — от 0 до 1; отрицательная — от –3 до –1 крайне отрицательная — меньше –3. Однако качественный анализ проекций показывает, что часто уже на нейтральном уровне шкалы оценок (от 0 до +1) начинаются серьезные психологические проблемы учащихся в данной сфере действительности. В результате при тестировании определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки, близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания). Именно в последних и возникает у ребенка наибольшее число психологических проблем, снижается продуктивность деятельности и т. п. Это могут быть и учебные трудности, и взаимоотношения с учителями, с родителями и близкими, со сверстниками, заниженная самооценка и неудовлетворенность собой. Интерпретация результатов обследования начинается с анализа полученных по каждому блоку данных, например: Наташа П., ученица 8-го класса Сфера и балл: Учеба +2. Школа +2. Семья +3. Сверстники +1. Я 0. Люди +1. Будущее +4. Полученные в данном примере результаты позволяют выделить сферы, где присутствует наибольшее количество негативных установок: отношение к сверстникам, к самому себе, к окружающим людям. Следующий затем качественный анализ проекций позволяет приблизиться к пониманию сущности существующих проблем. Продолжим анализ того же примера: «Когда меня нет, мои друзья… не вспоминают обо мне» (–1). «Когда я высказываю свое мнение, … меня никто не слушает» (–1). «Что касается нашего класса, … то он не очень хороший» (–1). Подросток явно не доволен характером сложившихся со сверстниками отношений. Содержание дальнейших проекций косвенно указывает на негативный образ «Я»: «Мне кажется, что я… необщительна и неинтересна» (–1). «Больше всего я боюсь… остаться брошенной всеми и любимым человеком»(–1). «Я думаю, что обо мне… часто говорят нехорошее» (–1). Наташа ощущает дефицит общения, испытывает чувство вины, чувство собственной неполноценности. Блок «Я» дополнительно указывает на сформированность у Наташи негативного образа «Я». «Большинство людей… способны на обман» (–1). «Мне кажется, что люди в основном эгоисты, живут только для себя»(–1). «Больше всего я люблю тех людей, … которые любят и понимают меня»(–1). Подросток «вымещает» на окружающих свою отчужденность. Негативная оценка последнего предложения говорит о том, что людей, которые любят и понимают Наташу, по ее мнению, очень мало. Сферы проявления обобщенных смысловых установок
|