Пакет методик для диагностики нарушения поведения у детей. Причины нарушения поведения, рекомендации педагогам.
    
   
  
       Диагностика
    |   - Определение уровня развития –    Векслер, ШТУР;
  - Определение мотивации;
  -  Тест Филлипса, методика Дембо – Рубинштейна, проективные методики (рисунок школы);
  - Диагностика семейного воспитания    (опросник Столина, АСВ);
  - Изучение межличностных отношений в    классе (социометрия,  референтометрия);
  - Внутриличностные конфликты (ПДО,    проективные методики). 
    |      Возможные причины
    |   - Неблагополучная обстановка в семье;
  - Дезадаптация к обучению в школе;
  - Психофизические особенности ребенка;
  - Конфликтные ситуации в классе;
  - Острая психотравма;
  - Внутриличностный конфликт;
     
    |      Формы,    методы и приемы работы классного руководителя
    |   - Индивидуальный подход;
  - Работа с семьей;
  - Создание ситуации успеха и условий    развития личности;
    |      Рекомендации    педагогам
    |   Гибкая    система оценок с учетом мотивации, использование развернутых оценочных    суждений, исключение негативного оценивания (оценка учебной деятельности не    есть оценка личности ребенка).
    |       Нарушение поведения – склонность к обману
    
       Диагностика
    |    Методика Айзенка (шкала лжи), беседа с учеником; беседа с    преподавателями, сверстниками, родителями.
    |      Возможные    причины
    |   - Защитная реакция;
  - Стремление выделиться, утвердиться;
  - Желание фантазировать;
  - Способ манипулирования;
  - Стремление адаптироваться в    коллективе;
     
    |      Формы,    методы и приемы работы классного руководителя
    |   - Выяснение причин через беседу с    ребенком и родителями;
  - Наблюдение за ребенком;
  - Работа с учеником и классом (диспуты,    обсуждение, тематические беседы)
    |      Рекомендации педагогам
    |   - Не уличать ребенка в обмане публично;
  - Не обвинять ребенка;
  - Доброжелательное отношение;
  - Индивидуальный подход;
    |      Рекомендации родителям
    |   - Доброжелательное отношение,    установление доверия;
  - Не оставлять обман незамеченным;
  - Поиск совместных интересов,    совместный досуг;
  - Применение наказания и поощрения с    подробным объяснением;
     
    |       Нарушение  поведения — демонстративность
       Диагностика
    |   - Проективные методики;
  - Опросник Леонгарда;
  - Опросник Шмишека;
  -  16 – факторный тест Кеттела;
     
    |      Возможные    причины
    |   - Защитный механизм против агрессии;
  - Самоутверждение;
  - Особенности характера;
  - Взаимоотношения в семье;
  - Отношения со сверстниками;    экспериментальная активность.
     
    |      Формы,    методы и приемы работы классного руководителя
    |   - Давать общественные поручения, где    это качество было бы уместным;
  - Адекватная реакция со стороны    преподавателя;
  - Сглаживать вспышки агрессии.
    |      Рекомендации    педагогам
    |    
    - Давать общественные поручения, где    это качество было бы уместным.
    |      Рекомендации    родителям
    |   - Создание товарищеских контактов с    ребенком;
  - Специальные формы поощрения;
  - Воспринимать ребенка таким, каков он    есть.
     
    |       Нарушение поведения – замкнутость,  необщительность
                    Диагностика
    |   - Наблюдение;
  - Социометрия;
  -  Тест Айзенка (темерамент);
  - Кинетический рисунок семьи;
  - ДДЧ;
    6.  Тест тревожности    Филлипса.
    |      Возможные причины
    |   - Социальные условия.
  - Особенности темперамента;
  - Страх самовыражения;
    |      Формы, методы и приемы работа классного руководителя
    |   - Доверительная беседа;
  - Создание ситуации успеха;
  - Вовлечение в коллективную    деятельность;
  - Использование сильных сторон личности    ребенка для преодоления трудностей и достижения успеха; 
    |      Рекомендации педагогам
    |   - индивидуальный подход;
  - поощрять, стимулировать активную    деятельность на уроке
    |      Рекомендации родителям
    |   - помогать ребенку преодолевать    трудности, сопереживать;
  - вовлечение в значимые семейные дела;
  - больше времени уделять ребенку;
     
    |       Нарушение поведения – уход из дома,  склонность к бродяжничеству
    
       Диагностика
    |   - проективные методики (кинетический   рисунок семьи, автопортрет, м-ка Р. Жиля);
  -  опросник Шмишека;
  - опросник Личко;
  - социометрические методики;
    |      Возможные причины
    |   - неблагоприятная обстановка в семье;
  - отсутствие учебной мотивации;
  - эмоциональная ранимость;
  - низкая самооценка;
    |      Формы, методы и приемы работы классного руководителя
    |   - посещение на дому;
  - индивидуальные беседы и консультации;
  - вовлечение в классные мероприятия;
  - общественные поручения;
    |      Рекомендации педагогам
    |   - индивидуальный подход в оценивании;
  - повышение самооценки;
  - развивать заинтересованность к    предмету;
    |      Рекомендации родителям
    |   - беседы, индивидуальные консультации    психолога;
  - создание теплой эмоциональной    обстановки в семье;
  - организация досуга ребенка;
  - учитывать личностные особенности    ребенка;
  - создание семейных традиций;
    |        
   Основные  виды нарушений поведения у  детей и методы работы по их преодолению:  
   Нарушение поведения – агрессивность
    
       Диагностика
    |   - проективные методики ( несуществующее    животное, ДДЧ);
  - тест фрустрации Розенцвейга;
  - тест руки Вагнера;
  -  незаконченные предложения;
  -  тест Басса – Дарки; 
    |      Возможные причины
    |   - социальные;
  - трудности в общении;
    |      Формы, методы и приемы работы классного руководителя
    |   - беседы,
  - проведение игр социального характера;
  - диспуты;
  - семинары;
    |      Рекомендации педагогам
    |   - индивидуальный подход, изменение    стиля общения;
  - использование личных увлечений для    привлечения ребенка к интересной, значимой деятельности;
    |      Рекомендации родителям
    |   Учет возрастных особенностей детей, изменение стиля    общения.
    |       Памятка для родителей и учителей
             
   Трудности в общении с ребенком и пути  их устранения
      
   Типы плохого поведения. В чем    проявляются.
   Как исправить поведение ребенка |      Цель, которую неосознанно преследует ребенок
    |   Поведение
   Ребенка
    |   Реакция
   Взрослых
    |   Ответ
   ребенка
   на реакцию
   Взрослых
    |   Рекомендации
   Педагога – психолога
    |      1.привлечь к себе внимание
    |   Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушается
    
    |   Обращают внимание и раздражаются
    |   Прекращает на время, затем снова начинает
    |   - игнорировать.
  - Обращать внимание, когда ведет себя хорошо
    |      2. показать, что имеет власть над другими
    |   Отказывается делать то, что от него хотят
    |   Пытается использовать свою власть, чтобы заставить,    начинает сердиться
    |   Упрямится или усиливает неповиновение
    |   Избегать борьбы за власть
    |      3. отплатить, отомстить, взять реванш
    |   Вредит или портит вещи, может оскорбить
    |   Считают ребенка подлым и злым, чувствуют гнев
    |   Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить и за это
    |   Не показывать свой гнев и обиду
    |      4. продемонстрировать свою неспоспособность
    |   Неспособен научиться сам. навыкам, требует помощи
    |   Соглашаются с тем, что р-к ни на что не способен
    |   Остается беспомощным
    |   Поверить в спос-ти и возможности р-ка
    |       |