Путешествие в природу
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Городилова Татьяна Михайловна
Обострение экологической проблемы в мире диктует необходимость интенсивной работы по формированию создания культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене образования. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, т.е. бережного отношения ребенка к природе, себе и окружающим людям. Методическая разработка содержит блоки занятий по экологическому воспитанию детей и обогащению знаний об окружающем мире для детей 5 – 6 лет. Представленные занятия интегрированные по своей структуре. Содержание и средства их представления совершенно необычны. Именно благодаря необычности содержания, занятия придают ускорение развитию ребенка. Занятия имеют развивающее значение, так как в процессе изучения насекомых, обучающиеся узнают что-то новое, необычное, решают разнообразные творческие задания, а так же умения видеть, аргументировать и делать выводы. Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о природе и ее обитателях. Задачи: Закреплять у детей умение классифицировать живых существ населяющих нашу планету; решать логические задачи, составлять слова из слогов; считать до десяти в согласовании с числительными в роде, числе; разглядывать ребусы; работать в парах и индивидуально; слушать произведения и отвечать на вопросы; инсценировать небольшие произведения. 2) Систематизировать представления детей об общих признаках насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способами передвижения. 3) Формировать представления с образом жизни муравья и устройством муравейника. 4) Формировать в процессе наблюдения за муравейником в природе любовь ко всему живому, осуществлять нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое воспитание. 5) Воспитывать бережное отношение к природе, желание защищать и беречь ее. 6) Познакомить детей с созданием объемных образов в технике папье – маше (лепкой бумажной массы). Учить лепить насекомых, передавая характерные особенности строения окраски. Показывать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей. Развивать согласованность глаз и рук. Таким образом: привлекая детей к тесному общению с природой, познанию мира, мы способствуем развитию у них таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти качества, заложенные в дошкольном возрасте прочно войдут в их характер, станут его основой, помогут на протяжении всей жизни бережно относиться к окружающему миру. Оборудование и оформление
II БЛОК «В гости к муравьям»
III БЛОК «Путешествие в муравейник»
IV БЛОК «Строим дом для муравьев»
Методические советы организаторам и постановщикам Мероприятие лучше проводить там, где достаточно места, есть телевизор или мультимедийная доска. Педагог заранее продумывает игры, задания, оборудование и весь необходимый материал, где и как его нужно разложить. Он должен следить за настроением и поведением детей, особенно во время подвижных игр. Темп заданий удерживается на протяжении всего занятия. В ходе занятия работа проводится фронтально, группами, в парах, индивидуально, поэтому воспитатели должны заранее продумать расположение столов, чтобы дети не мешали друг другу. В конце занятия детей обязательно нужно поблагодарить, приготовить сюрприз или подарки. Методические советы на период ближайшего последствия Познакомить детей с другими доисторическими жителями планеты: крокодилы, лягушки, птицы.
Литература 1. Андреева Т.С., Бободжанова Н.Г. Удмуртия навеки с Россией. Ижевск; Удмуртия; 2008 2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом – Москва; Творческий центр; 2008 3.Зябзеева Развитие элементарных – научных представлений и экологической культуры детей: — М.: ТЦ Сфера, 2009 4. Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду – Москва; Творческий Центр, 2005 5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве – М.: Просвещение, 2005 6. Мазурина А.Ф. Наблюдение и труд в детском саду – Москва; Просвещение; 2001 7. Миронов В. Экологическая детская энциклопедия – М.- Икс – Пилот – Мастер; 2008 8. Шиленок Т.А. Программа « Мы»,- М.: Детство – пресс, 2000.
- Фотовыставка « Мир природы» или «Самые маленькие жители планеты»,
- творческие работы детей по данной теме, методические материалы в виде папок – накопителей,
- выставка книг по данной теме,
- записи шума природы,
- видео мультфильмы,
- карточки с загадками и стихами;
- карточки для дидактических игр в парах;
- карточки с ребусами;
- карточки со словами «млекопитающие», «птицы», «насекомые», «беспозвоночные», «позвоночные», «земноводные», «членистоногие»;
- мультфильмы «Путешествие муравья» и «Стрекоза и муравей»;
- произведение В. Бианки «Сова»,
- костюмы для инсценировки сюжета из произведения;
- модель конуса,
- бумага, клей, проволока, нитки,
- бутылка с водой,
- веревки,
- молоток,
- деревянные бруски,
- модели гусениц,
- корзинки,
- карта маршрута,
- прозрачные баночки,
- соломка,
- кубики,
- ванночки,
- салфетки,
- бисер,
- пуговицы,
- зубочистки,
- столовые ложки;
- ноутбук,
- мультимедийный проектор,
- стол для мультимедийного проектора,
- экран,
- презентация занятия «Путешествие в природу».
Структурные части | Действия воспитателя и специалиста | Способ организации | Используемые материалы |
Организационный момент | Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад, и стар, Что она — большущий шар. (Земля) — Ребята, что вы можете рассказать о нашей планете Земля? Какими цветами раскрашена Земля, почему? (зеленый, синий, коричневый, желтый). Очень давно люди не предполагали, что наша планета круглая, они считали, что это: Плоская истертая планета На трех китах покоится она. — Скажите, пожалуйста, что мы увидим, если посмотрим вдаль? (линию горизонта). — Древние люди, глядя на линию горизонта считали, что если выйти с одного места, то можно дойти до края земли, туда, где заходит солнце. Первыми учеными, кто объявили всем, что Земля круглая были Джордано Бруно и Галилео Галилей. За это они были жестоко наказаны. | Фронтальный | Музыкальное произведение. Слайд № 1 Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд №4 |
| И только через много лет, люди поняли это, благодаря кругосветным путешествиям, которые они совершали на парусниках. — А кто живет на нашей планете? (ответы детей). | | Выставляются карточки со словами: птицы, млекопитающие, беспозвоночные, пресмыкающиеся, земноводные. (Приложение 1) Слайд № 5 |
Основная часть | — На первом нашем занятии мы будем говорить о насекомых. Кто относиться к классу «насекомые»? (ответы детей). Класс насекомых самый многочисленный. Чем насекомые отличаются друг от друга? (форма, цвет, место обитания). Но, почему же они все относятся к классу «насекомые»? Значит, что-то у них есть общее. Что же это? (усики, крылья, тело, состоящее из трех отделов — голова, грудь и брюшко, шесть лапок). | Фронтальный | |
Рисование «Части тела насекомого» Дети садятся за столы. | Давайте нарисуем насекомого, а потом устроим выставку и определим, у кого какое насекомое нарисовано, А какую роль играют насекомые в жизни человека? (ответы детей). Нужно ли истреблять насекомых? Они же нас кусают, мешают нам спать, отдыхать (ответы детей). Правильно – нет, в природе все взаимосвязано. | Индивидуальный, фронтальный | Листы бумаги, карандаши. |
Чтение произведения В. Бианки «Сова» Дети рассаживаются как им удобно. | Послушайте рассказ Виталия Бианки «Сова» (чтение). Что произошло в рассказе и почему? Как поплатился человек за то, что обидел сову? Какой мы можем сделать вывод? | | Произведение В. Бианки «Сова» Слайд № 6 |
Опыт с кубиками. Дети рассаживаются на ковре по подгруппам. | Постройте из своих кубиков башню. Представьте, что это наш дом – природа. Нижний кубик – это почва, 2-й – растения, 3-й насекомые, 4-й – животные, 5-й птицы, 6-й – все кто населяет нашу планету. Уберите любой из кубиков, что произошло? (башня разваливается) Почему? (ответы). Так и в природе, все взаимосвязано между собой, если порвать одну цепочку, то разрушиться все. Нарушится равновесие. В природе нет ничего лишнего, бесполезного, кто-то кому-то нужен и каждый от кого-то зависит. | | Слайд № 7 Слайд № 8 |
Чтение стихотворения Я. Аким «Планета сад» | Есть одна планета сад В этом космосе холодном Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно… Береги свою планету- Ведь другой, похожей, нету! | | |
Работа в парах | Садитесь за столы. Я раздам вам карточки с заданиями. Прочитайте, что нужно сделать и выполните. Проверяете друг у друга (раздаю детям перфокарты с заданиями: например: «Где, чей дом?», «Четвертый лишний» и т.д.) | В парах | Перфокарты на каждого ребенка Приложение 2. |
Игра «Сосчитай» (согласование числительных в роде и падеже) | В группу залетело много комаров, давайте их сосчитаем. Один комар, два комара, три комара и так до десяти. Предложите насекомое, которое мы будем считать (ответы детей). | Фронтальный | |
Игра-ребус «Собери слово» | Разгадайте ребус и узнайте, о каком насекомом мы будем говорить в следующий раз. Посмотрите на доску, там написаны буквы, которым соответствуют цифры: КРОХМУСАВЕЙ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны цифры: 5,6,2,8,9,10,11. Подберите буквы, соответственно цифрам. Кто справится, поднимите руку (правильный ответ – муравей). В следующий раз мы поговорим об этом замечательном насекомом и узнаем о нем много интересного. | Индивидуальный | Карточки с ребусами, (Приложение 3) листочки бумаги, карандаши |
Просмотр мультфильма «Путешествие муравья» | За то, что вы хорошо занимались, я хочу подарить вам мультфильм. Посмотрев его, вы увидите много замечательных насекомых, о которых мы говорили сегодня (дети садятся и смотрят). | | Диск с мультфильмом «Путешествие муравья» Слайд № 9 |
Рефлексия | Вот и подошел наш разговор о природе к концу. Мы узнали, что планета наш большой дом для всех. А чтобы она была еще краше, давайте украсим ее цветами. Кто считает, что на занятии ему было все легко, украшает планету цветами теплых тонов; а кто думает, что ему было сложно — цветами холодных тонов. | | |
Структурные части | Действия воспитателя, специалиста | Способ организации | Используемые материалы |
Организационный момент. Звучит запись шума леса. | Ребята, в прошлый раз мы с вами разгадывали ребус, и узнали о каком насекомом мы будем говорить. Какое же это насекомое? (муравей) | | Запись шума леса. |
Основная часть | Муравьи – жители древнего мира. Они жили на нашей планете много миллионов лет назад. Что вы, можете рассказать о муравьях? (ответы детей). Где вы видели муравьев, и каких? (в доме, в лесу, на участке, черных и рыжих). Посмотрите на картинку и скажите, к каким муравьям относится наш муравей (к лесным, построил свой дом под деревьями). А вы знаете, что находится внутри муравейника? Хотите увидеть? Тогда превращаемся в маленьких муравьев и отправляемся в гости — в муравейник. Муравейник – это большой дом или город, где все имеют свои обязанности. Все внутри разделено на комнаты. Вот это «ясли», в нем лежат личинки муравьев, за ними ухаживают «няньки». | Фронтальный | Слайд № 10 Слайд № 11 Слайд № 12 Слайд № 13 Слайд № 14 |
| Как ухаживают «няньки»? (кормят, помогают выбраться из кокона). В муравейнике есть кухня, кладовая, спальня, мусоросборник и даже туалет и коровник. Для чего нужны эти комнаты? Все выходы и входы пропускают воздух это вентиляция. Как называют царицу муравьев? (матка). Чем она отличается от других? Когда она подрастает, то отгрызает себе крылья и откладывает личинки. Другие молодые матки вылетают и создают новые колонии. Кто охраняет муравейник? (солдаты). От кого защищаются солдаты? Кто являются врагами муравьиного дома? (кузнечики, саранча, жуки и даже звери). Иногда муравьи нападают на другие муравейники и приносят к себе их личинки. Когда из них появляются муравьи, то они становятся рабами. Ребята, у вас есть любимые домашние животные? (ответы детей). У муравьев тоже есть домашние животные, они живут в коровнике. Что с ними делают? Правильно, их «доят» и этим молочком кормят личинок. А еще муравьи любят березовый сок. Муравьи – хищники. Они несут свою добычу в свои кладовки. Раз мы с вами муравьи, то мы должны работать, помогать муравьям, потому что они не любят ленивых. | | Слайд № 15 Слайд № 16 |
Игра «Кто быстрее соберет гусениц». | Как вы думаете, какое у них наказание? (ленивых муравьев они могут даже съесть). Вот, чтобы нас не съели, мы будем собирать гусениц. Давайте разделимся на две команды, возьмем корзинки и по сигналу собираем гусениц с дерева. Ох, устали мы с вами, можем и отдохнуть. А вот если у кого-то что-то заболело, то сейчас полечим. Так поступают и эти замечательные насекомые – муравьи. Почему муравьев называют «санитарами леса»? (уничтожают вредных гусениц). | Подгруппы | Иллюстрации гусениц, корзинки |
Игра «Почини слово» | Вот как много принесли мы гусениц в свои кладовки. Кого еще приносят в свои кладовки муравьи, узнаем, когда починим слова. Сейчас я раздам карточки, а вы в парах «почините слова», т.е. составьте правильное слово из слогов. Ха-му; за-стре-ко; ла-пче; мар-ко; чок-жу. (муха, стрекоза пчела, комар, жучок и т. д.). Муравьев, которые приносят в кладовки корм называют – фуражиры, от слова фураж, что обозначает — корм. | В парах | Карточки с заданиями. (Приложение 4). |
Игра «Муравейник» | Давайте, поиграем в игру. Сделаем круг – это муравейник, и муравьи. Когда я скажу «день», муравьи бегают, а на слова «ночь» — руки опускаются и ворота закрываются. Кто не успел, тот ночует на улице. Вот солнце закатилось за горизонт. Теперь вы снова стали детьми. | Фронтальный | |
Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей» | За то, что вы хорошо трудились, я подарю вам мультфильм, в котором мы еще раз увидим, как живут и работают эти замечательные древние жители земли. | Фронтальный | Мультфильм «Стрекоза и муравей» Слайд № 17 |
Театрализованное обыгрывание сюжета мультфильма. | А сейчас я предлагаю обыграть последнюю часть мультфильма, где стрекоза приползает к муравью. | Индивидуальное | Шапочки – маски стрекозы и муравья. |
Рефлексия | С какими жителями муравейника мы встречались, вспомним в игре «Найди отгадку». (Дети находят глазами отгадку на мультимедийной доске подходят и прикладывают руку к ней). 1. Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи: Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке. (Рабочие муравьи). | | |
| 2. На вид, конечно, мелковаты, Но гусениц все тащат в дом, Неугомонные ребята Вся жизнь их связана с трудом. (Фуражиры). 3.Я – охранник муравей. Защищаю общий дом. Открываю двери днем, А как солнышко уйдет В дом никто не попадет. Будем входы сторожить, Чтобы всем спокойно жить. (Солдаты) 4.Сначала с крылышками я Потом их сброшу навсегда. Личинок много принесу И в гости вас всех приглашу. (Матка) 5.Мы личинок бережем, От врагов их стережем. Им создать комфорт сумеем: Если холодно согреем, Их на солнце выставляем, С ними часто мы гуляем. Если слишком жарко будет Наш подвал ее остудит. (Няньки) 6.Я коровушку свою Очень сильно люблю. Буду я ее доить, Своих деточек кормить. (пастух). | | |
Структурные части | Действия воспитателя, специалиста | Способ организации | Используемые материалы |
Организационный момент | Ребята, к нам пришло письмо от лесных муравьев, они приглашают нас в гости (читаем письмо). Вы готовы? Но прежде чем отправляться закрепим правила поведения во время экскурсии (ответы детей). Познакомимся с планом пути, по которому нам придется идти (рассматривание). Ну, что ж, пора в дорогу. | Фронтальный | Письмо-приглашение Слайд № 18,19, 20 |
Основная часть В лесу у муравейника | Вот мы и пришли. Назовите этажи леса и их обитателей. На каком этаже в природе живут муравьи? В каком лесу чаще всего строят свои дома муравьи и почему? (смешанные и хвойные леса). Посмотрите на муравейник, какой основной строительный материал используют муравьи? Что еще кроме хвоинок вы видите на муравейнике? Муравьи склеивают своей слюной кусочки земли с хвоинками и укладывают их в одном направлении сверху вниз. Как вы думаете, почему именно так? На какую геометрическую фигуру похож муравейник (конус). | Фронта | Слайд № 21 Слайд № 22 |
Опыт с моделью муравейника | Вот это модель нашего муравейника (Достаем бумажный конус). Соберите сухие веточки и поставьте их вертикально к конусу. А сейчас представьте, что пошел дождь (поливаем из лейки). Что происходит? (вода стекает вниз) значит, когда идет дождь, то муравейник остается сухим. Какие разновидности муравьев мы видим? (солдаты, рабочие муравьи, фуражиры, и няни) Как узнали? | Фронтальный | Модель муравейника (конус). Бутылка-лейка с водой, веточки деревьев. Слайд № 23 |
Игра «Составь предложения из слов» Подвижная игра «Бабочки и осы» | Как красиво в лесу. Я буду составлять предложения о том, что я вижу вокруг, если вы заметите ошибку, то исправляете ее. Цветок села на бабочка. По ветка ползет гусеница. Листок под жук спрятался. Червяк из выползает земля. Паутина муха попалась в. Засиделись мы с вами, давайте поиграем. Девочки у нас «бабочки», а мальчики «осы». По сигналу «осы» мальчики догоняют девочек. Ребята, а как муравьи находят дорогу домой? Хотите узнать? Сейчас возьмите соломку и аккуратно опустите ее в муравейник. Немного подержите. Что вы видите? (по ней ползают муравьи). Аккуратно достаем ее и лизните язычком. | Индивидуальный | Соломинки |
| Что вы почувствовали? (соломинка кислая). А кого кусали муравьи? Это все муравьиная кислота, муравьи выделяют ее, когда защищаются и когда отправляются в путь. | Фронтальный | |
Опыт с соломкой. | По запаху кислоты они и возвращаются домой. Как вы думаете, долго ли строят свой дом муравьи? Правильно, строят очень долго, несколько лет. Поэтому, когда его кто-то разоряет, то им приходится его ремонтировать. Можно ли забирать муравьев домой? (ответы детей). Как мы можем помочь муравьям, если их дом находится прямо у дороги (загораживаем, идем по другой тропинке). | Фронтальный | Слайд № 24 |
Труд Загораживаем муравейник | Мы приготовили заранее строительный материал. Сейчас мы загородим дом-муравейник (забиваем палки в землю и обвязываем веревками). Вот сейчас мы можем быть спокойны за наших друзей. | Индивидуальный | Веревка, молоток, строительные бруски. Слайд № 25 |
Экологические правила | Давайте закрепим правила поведения в природе. | Запрещающие знаки поведения в природе. | |
Логические задачи | Ну, что же, нам пора домой. Собираемся и отправляемся. По дороге домой давайте решим задачки Под кустами у реки Жили майские жуки Дочка, сын, отец и мать Кто их может сосчитать? 1+1+1+1=4 В коробке лежат три жучка так, что видно только их лапки. Сколько находится насекомых в коробке? | Фронтальный | |
Рефлексия | Вот мы и дома… Поиграем в «Рифма-сложения». Я буду начинать, а вы продолжайте: — кто в лесу живет у пня (муравьиная семья) — мы природу бережем (ведь она наш общий дом) — прилетели птицы (кто с ними сравнится). | Фронтальный | |
Структурные части | Действия воспитателя, специалиста | Способ организации | Используемые материалы |
Организационный момент | Посреди комнаты стоит корзинка со старыми газетами. Дети входят в группу. — Ребята, что это и откуда? (Старые газеты, бумага). — Из чего делают бумагу (из дерева). Значит можно бумагу не беречь, сколько леса вокруг, много бумаги можно сделать. (Лес – наше богатство, его нужно беречь). — Что же нам делать с этой бумагой? (ответы детей) — Ребята, мы хотели с вами конструировать муравейники. Можно их сделать из бумаги? (Да, в технике папье-маше). | Индивидуальный, подгруппами | Корзинка со старыми газетами. |
Основная часть Физкультминутка | Давайте вспомним, как нужно приготовить «бумажную массу». (ответы детей).
Дети все тихонько встали, Дружно руки все подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево… Тихо сели все за дело. Наши муравейники готовы, сейчас их можно заселять. Сейчас из маленькой части «бумажной массы» мы будем делать муравьев. Давайте вспомним, из каких частей состоит тело муравья (лапки, грудь, голова, глаза и усики). Работу вы будете выполнять по технологической карте. Внимательно рассмотрите этапы работы, и начинайте выполнять. | Старые газеты, ванночки для бумажной массы, баночки с водой, клей, дощечки, салфетки, бисер, проволока, зубочистки, столовые ложки, нитки. Технологическая карта. Приложение 5. Слайд № 26, 27 | |
Рефлексия | Сколько домиков — муравейников у нас получилось — целый город. А как вы думаете, понравятся вашим муравьям домики? Давайте нарисуем им ротики. Если домики понравились, то муравьи будут веселыми, а если нет, то грустными. | | Слайд № 28,29 |
Литература 1. Андреева Т.С., Бободжанова Н.Г. Удмуртия навеки с Россией. Ижевск; Удмуртия; 2008 2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом – Москва; Творческий центр; 2008 3.Зябзеева Развитие элементарных – научных представлений и экологической культуры детей: — М.: ТЦ Сфера, 2009 4. Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду – Москва; Творческий Центр, 2005 5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве – М.: Просвещение, 2005 6. Мазурина А.Ф. Наблюдение и труд в детском саду – Москва; Просвещение; 2001 7. Миронов В. Экологическая детская энциклопедия – М.- Икс – Пилот – Мастер; 2008 8. Шиленок Т.А. Программа « Мы»,- М.: Детство – пресс, 2000.