Рабочая программа «Быть здоровым это здорово!»
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Попова Ольга Анатольевна
Паспорт программы
Пояснительная записка
По данным министерства здравоохранения РФ в нашей стране за последнее десятилетие заболеваемость детей всех возрастных групп значительно выросла. Среди детей и, особенно, подростков в современных условиях нашли широкое распространение протестные формы поведения: курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, девиантные формы поведения, т.е. те факторы, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья. Как видно из приведенной статистики здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Высокая криминальная активность подростков, возрастающее число несовершеннолетних, употребляющих наркотические и одурманивающие лекарственные вещества, многоликое явление беспризорности, увеличивающееся количество детей с отклонениями в психическом развитии вызывают тревогу. Социально-экономические условия в нашей стране отрицательным образом сказались на проблемах подрастающего поколения, привели к омоложению преступности, росту детской безнадзорности и беспризорности. Так как социальную основу общества быстро изменить нельзя, а детство быстротечно, необходимо, применять такие формы и методы работы, которые могут повлиять на ситуацию с девиациями и правонарушениями несовершеннолетних. Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни» Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека. Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Программа направлена на формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций ведения здорового образа жизни, снижение негативных явлений в детской и молодежной среде. Новизна предлагаемой программы состоит в следующем: — Она основана на тесном взаимодействии классного руководителя со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса и профилактической работы, органами здравоохранения города Слюдянка. — Она предполагает использование в ходе реализации программы знаний, полученных учащимися в ходе изучения следующих учебных дисциплин: ОБЖ, биологии, экологии, химии, психологии, литературы, обществознания и информатики. — Она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания. Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: — Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья). — Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья). — Честен, самокритичен (нравственное здоровье). — Коммуникабелен (социальное здоровье). — Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья). Цель программы:
Формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни в рамках проведения профилактической работы среди участников образовательного процесса. Возраст детей-участников программы – 6,5–18 лет. Срок реализации программы – программа долгосрочная, рассчитана на 10 лет. Основная форма работы – коллективная. В ходе реализации программы формирования здорового образа жизни учащиеся должны знать: — Компоненты здорового образа жизни. — Основные нормы социального поведения в обществе. — Права и обязанности несовершеннолетних. Уметь: — Видеть ценность здоровья, включающее умение и желание осмысленно познавать его ресурсы, ставить перед собой цели его сохранения, формирования и укрепления. — Делать правильный выбор в режиме опасных жизненных ситуаций. — Выражать свою точку зрения с позиции формирования и сохранения физического, психологического и духовно-нравственного здоровья. Владеть: — Основными правилами сохранения здоровья. — Навыками коммуникации. — Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье. Формы и методы работы, используемые при реализации программы: тематические классные часы, работа в группах, беседа, «мозговой штурм», дискуссии, диспуты, тренинговые занятия, круглые столы, встречи со специалистами, экскурсии, видео-занятия, икт-презентации, ролевые игры. Формы подведения итогов реализации программы: — Анализ проводимых методик и тестов. — Отзывы участников программы. — Отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, учителей-предметников и др.) — Проведение заключительного мероприятия. — Реализация социально значимых проектов, акций, мероприятий, их анализ. — Сравнительный анализ правонарушений и преступлений среди учащихся. Прогнозируемый результат программы: Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник. Программа классных часов
«Формирование здорового образа жизни школьника»
1–4-й классы
Для каждой возрастной ступени запланировано по 8 занятий.
Цель – овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя. Задачи: — предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем; — учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению, способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними; — учить детей эффективно общаться; — учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения; — помочь педагогам и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю. Учебно-тематический план программы
1-й класс
2-й класс
3-й класс
4-й класс
Наименование программы | «Формирование здорового образа жизни школьников» |
Сроки действия программы | 2016–2026г |
Основания для разработки программы | Нормативно-правовая база программы: Закон РФ «Об образовании» Закон РФ «Об основах гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде Примерный объем знаний и навыков школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. Методические рекомендации |
Цель программы | Формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни в рамках проведения профилактической работы среди учащихся. |
Разделы программы | Начальное образование (1–4-й класс) Основное общее образование (5–9-й класс) Среднее образование (10–11-й класс) |
Участники программы | Учащиеся 1–11-й классов Классные руководители Учителя предметники Социально-психологическая служба школы Врачи-специалисты Субъекты профилактической работы города Родители |
Формы подведения итогов реализации программы | 1. Анализ проводимых методик и тестов. 2. Отзывы участников программы. 3. Отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, учителей-предметников и др.) 4. Проведение заключительного мероприятия. 5. Реализация социально значимых проектов, акций, мероприятий, их анализ. 6. Сравнительный анализ правонарушений и преступлений среди учащихся |
Прогнозируемый результат | Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой. Воспитание сознательности и активного отношения ценности здоровья и здорового образа жизни в семьях учащихся. Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья. Снижения уровня заболеваний среди учащихся. Улучшение показателей физического развития Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник. |
Пояснительная записка
По данным министерства здравоохранения РФ в нашей стране за последнее десятилетие заболеваемость детей всех возрастных групп значительно выросла. Среди детей и, особенно, подростков в современных условиях нашли широкое распространение протестные формы поведения: курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, девиантные формы поведения, т.е. те факторы, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья. Как видно из приведенной статистики здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Высокая криминальная активность подростков, возрастающее число несовершеннолетних, употребляющих наркотические и одурманивающие лекарственные вещества, многоликое явление беспризорности, увеличивающееся количество детей с отклонениями в психическом развитии вызывают тревогу. Социально-экономические условия в нашей стране отрицательным образом сказались на проблемах подрастающего поколения, привели к омоложению преступности, росту детской безнадзорности и беспризорности. Так как социальную основу общества быстро изменить нельзя, а детство быстротечно, необходимо, применять такие формы и методы работы, которые могут повлиять на ситуацию с девиациями и правонарушениями несовершеннолетних. Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни» Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека. Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Программа направлена на формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций ведения здорового образа жизни, снижение негативных явлений в детской и молодежной среде. Новизна предлагаемой программы состоит в следующем: — Она основана на тесном взаимодействии классного руководителя со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса и профилактической работы, органами здравоохранения города Слюдянка. — Она предполагает использование в ходе реализации программы знаний, полученных учащимися в ходе изучения следующих учебных дисциплин: ОБЖ, биологии, экологии, химии, психологии, литературы, обществознания и информатики. — Она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания. Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: — Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья). — Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья). — Честен, самокритичен (нравственное здоровье). — Коммуникабелен (социальное здоровье). — Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья). Цель программы:
Формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни в рамках проведения профилактической работы среди участников образовательного процесса. Возраст детей-участников программы – 6,5–18 лет. Срок реализации программы – программа долгосрочная, рассчитана на 10 лет. Основная форма работы – коллективная. В ходе реализации программы формирования здорового образа жизни учащиеся должны знать: — Компоненты здорового образа жизни. — Основные нормы социального поведения в обществе. — Права и обязанности несовершеннолетних. Уметь: — Видеть ценность здоровья, включающее умение и желание осмысленно познавать его ресурсы, ставить перед собой цели его сохранения, формирования и укрепления. — Делать правильный выбор в режиме опасных жизненных ситуаций. — Выражать свою точку зрения с позиции формирования и сохранения физического, психологического и духовно-нравственного здоровья. Владеть: — Основными правилами сохранения здоровья. — Навыками коммуникации. — Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье. Формы и методы работы, используемые при реализации программы: тематические классные часы, работа в группах, беседа, «мозговой штурм», дискуссии, диспуты, тренинговые занятия, круглые столы, встречи со специалистами, экскурсии, видео-занятия, икт-презентации, ролевые игры. Формы подведения итогов реализации программы: — Анализ проводимых методик и тестов. — Отзывы участников программы. — Отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, учителей-предметников и др.) — Проведение заключительного мероприятия. — Реализация социально значимых проектов, акций, мероприятий, их анализ. — Сравнительный анализ правонарушений и преступлений среди учащихся. Прогнозируемый результат программы: Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник. Программа классных часов
«Формирование здорового образа жизни школьника»
1–4-й классы
Для каждой возрастной ступени запланировано по 8 занятий.
Цель – овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя. Задачи: — предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем; — учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению, способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними; — учить детей эффективно общаться; — учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения; — помочь педагогам и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю. Учебно-тематический план программы
1-й класс
№ п/п | Тема | Содержание | Количество часов |
1 | Я – уникальный человек | Изменение социального статуса – дошкольник стал школьником. Мой характер. Мое здоровье. | 1 |
2 | Знакомство с правилами школьной жизни | Обсуждение «Правил поведения школьника». Зачем они нужны? Составление правил поведения в классе. | 1 |
3 | Мой режим дня | Знакомство с распорядком дня. Составление своего режима дня. | 1 |
4 | Полезные прививки | Что такое прививка? Для чего нужны прививки? | 1 |
5 | Профилактика простудных заболеваний | Как защитить себя от простуды? Рацион питания. Закаляйся, если хочешь быть здоров! | 1 |
6 | Подружимся со спортом | Спорт в моей семье. Мой любимый вид спорта. Спортивные кружки и секции школы. | 1 |
7 | Полезные и вредные лекарства | Правила использования лекарств. Для чего нужны разные лекарства? Понятие о здоровом образе жизни. | 1 |
8 | Итоговое обобщающее занятие | В игровой форме | 1 |
2-й класс
№ п/п | Тема | Содержание | Количество часов |
1 | Что мы едим? Витамины на столе | Правильное питание. Полезные фрукты и овощи. Пищевые добавки, красители. | 1 |
2 | Учусь находить новых друзей и интересные занятия | Формирование умений начинать и вести разговор. Мини-игры на развитие коммуникативных навыков. Свободное время ребенка. | 1 |
3 | О чем говорят выразительные движения | Мимика и жесты. Вербальное и невербальное общение. Инсценировки жизненных ситуаций без помощи слов. | 1 |
4 | Учусь понимать людей. | Эмоции. Культура речи. | 1 |
5 | Опасные и безопасные ситуации | Необдуманные поступки. Понятие о вредных привычках. | 1 |
6 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях | Правила поведения в критических ситуациях. Защитные механизмы человеческого организма. | 1 |
7 | Пассивное курение | «Пассивное курение» (беседа — заочное наставление курящим родителям) | 1 |
8 | Итоговое занятие | Обобщение знаний | 1 |
№ п/п | Тема | Содержание | Количество часов |
1 | Питание и здоровье | Гигиена питания. Витамины. Влияние режима питания на здоровье. | 1 |
2 | Учусь оценивать сам себя | Тестирование «Моя самооценка». Разбор ситуации: «Что вы чувствуете, когда поддерживаете кого-либо?» | 1 |
3 | Учусь взаимодействовать | Мини-игры на развитие коммуникативных навыков Игровая ситуация: «Учимся общаться» | 1 |
4 | Курение – это яд! | Состав табачного дыма и его воздействие на организм человека. | 1 |
5 | Мой взгляд на мир и мир глазами окружающих. Учусь говорить «нет» | Беседа-размышление: «Умей отстоять свое мнение, если уверен в его справедливости» (Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Перышко»). Выработка правила отказа: «Умей сказать «Нет»» | 1 |
6 | Опасные и безопасные лекарства | Влияние лекарств на организм человека. Лечение с помощью трав. | 1 |
7 | Мои спортивные достижения | Влияние занятий спортом на здоровье и учебу. В здоровом теле – здоровый дух. Беседа о достижениях в спорте. | 1 |
8 | Итоговое занятие | Обобщение | 1 |
№ п/п | Тема | Содержание | Количество часов |
1 | «Режим питания нарушать нельзя». | Режим питания. Культура питания. Энергия пищи. | 1 |
2 | Привычки: полезные и вредные. | Все пороки от безделья. Зарядка. Режим дня. | 1 |
3 | Дружба | Безразличие и дружба. Выбор друзей. Обсуждение пословицы «Скажи мне кто твой друг, а я скажу кто ты». | 1 |
4 | Добрые дела | Сформировать у учащихся представление о добрых и недобрых делах. | 1 |
5 | Учусь сопротивляться давлению | Наличие собственной точки зрения. Права и обязанности детей 9–10 лет. | 1 |
6 | Внимание! Токсичные вещества! | (Практикум с элементами деловой игры) Влияние токсичных веществ на организм ребенка. | 1 |
7 | Энергетические напитки. Так ли они безопасны? | Состав энергетических напитков. Мнение врачей о напитках. Как сделать свою жизнь интересной? | 1 |
8 | Итоговое занятие | Обобщение | 1 |