Рабочая программа «Быть здоровым это здорово!» | Обучение и развитие детей

Рабочая программа «Быть здоровым это здорово!»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Попова Ольга Анатольевна
Паспорт программы

Наименование программы

«Формирование здорового образа жизни школьников»

Сроки действия программы

2016–2026г

Основания для разработки программы

Нормативно-правовая база программы:

Закон РФ «Об образовании»

Закон РФ «Об основах гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде

Примерный объем знаний и навыков школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. Методические рекомендации

Цель программы

Формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни в рамках проведения профилактической работы среди учащихся.

Разделы программы

Начальное образование (1–4-й класс)

Основное общее образование (5–9-й класс)

Среднее образование (10–11-й класс)

Участники программы

Учащиеся 1–11-й классов

Классные руководители

Учителя предметники

Социально-психологическая служба школы

Врачи-специалисты

Субъекты профилактической работы города

Родители

Формы подведения итогов реализации программы

1. Анализ проводимых методик и тестов.

2. Отзывы участников программы.

3. Отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, учителей-предметников и др.)

4. Проведение заключительного мероприятия.

5. Реализация социально значимых проектов, акций, мероприятий, их анализ.

6. Сравнительный анализ правонарушений и преступлений среди учащихся
Прогнозируемый результат

Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой.

Воспитание сознательности и активного отношения ценности здоровья и здорового образа жизни в семьях учащихся.

Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья.

Снижения уровня заболеваний среди учащихся.

Улучшение показателей физического развития

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.



Пояснительная записка


По данным министерства здравоохранения РФ в нашей стране за последнее десятилетие заболеваемость детей всех возрастных групп значительно выросла. Среди детей и, особенно, подростков в современных условиях нашли широкое распространение протестные формы поведения: курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, девиантные формы поведения, т.е. те факторы, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья. Как видно из приведенной статистики здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Высокая криминальная активность подростков, возрастающее число несовершеннолетних, употребляющих наркотические и одурманивающие лекарственные вещества, многоликое явление беспризорности, увеличивающееся количество детей с отклонениями в психическом развитии вызывают тревогу. Социально-экономические условия в нашей стране отрицательным образом сказались на проблемах подрастающего поколения, привели к омоложению преступности, росту детской безнадзорности и беспризорности. Так как социальную основу общества быстро изменить нельзя, а детство быстротечно, необходимо, применять такие формы и методы работы, которые могут повлиять на ситуацию с девиациями и правонарушениями несовершеннолетних. Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни» Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека. Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Программа направлена на формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций ведения здорового  образа жизни, снижение негативных явлений в детской и молодежной среде.   Новизна предлагаемой программы состоит в следующем: — Она основана на тесном взаимодействии классного руководителя со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса и профилактической работы, органами здравоохранения города Слюдянка. — Она предполагает использование в ходе реализации программы знаний, полученных учащимися в ходе изучения следующих учебных дисциплин: ОБЖ, биологии, экологии, химии, психологии, литературы, обществознания и информатики. — Она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания.   Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: — Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья). — Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья). — Честен, самокритичен (нравственное здоровье). — Коммуникабелен (социальное здоровье). — Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья). Цель программы:

Формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни в рамках проведения профилактической работы среди участников образовательного процесса. Возраст детей-участников программы – 6,5–18 лет. Срок реализации программы – программа долгосрочная, рассчитана на 10 лет. Основная форма работы – коллективная.   В ходе реализации программы формирования здорового образа жизни учащиеся должны знать: — Компоненты здорового образа жизни. — Основные нормы социального поведения в обществе. — Права и обязанности несовершеннолетних. Уметь: — Видеть ценность здоровья, включающее умение и желание осмысленно познавать его ресурсы, ставить перед собой цели его сохранения, формирования и укрепления. — Делать правильный выбор в режиме опасных жизненных ситуаций. — Выражать свою точку зрения с позиции формирования и сохранения физического, психологического и духовно-нравственного здоровья. Владеть: — Основными правилами сохранения здоровья. — Навыками коммуникации. — Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье.   Формы и методы работы, используемые при реализации программы: тематические классные часы, работа в группах, беседа, «мозговой штурм», дискуссии, диспуты, тренинговые занятия, круглые столы, встречи со специалистами, экскурсии, видео-занятия, икт-презентации, ролевые игры.   Формы подведения итогов реализации программы:  — Анализ проводимых методик и тестов. — Отзывы участников программы. — Отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, учителей-предметников и др.) — Проведение заключительного мероприятия. — Реализация социально значимых проектов, акций, мероприятий, их анализ. — Сравнительный анализ правонарушений и преступлений среди учащихся.   Прогнозируемый результат программы: Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.   Программа классных часов

«Формирование здорового образа жизни школьника»

1–4-й классы 

Для каждой возрастной ступени запланировано по 8 занятий.

Цель – овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя. Задачи: — предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем; — учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению, способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними; — учить детей эффективно общаться; — учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения; — помочь педагогам и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю. Учебно-тематический план программы

1-й класс



п/п

Тема

Содержание

Количество часов

 1 Я – уникальный человек

Изменение социального статуса – дошкольник стал школьником.

Мой характер. Мое здоровье.

1

2 Знакомство с правилами школьной жизни

Обсуждение «Правил поведения школьника». Зачем они нужны?

Составление правил поведения в классе.

1

 3  Мой режим дня

Знакомство с распорядком дня.

Составление своего режима дня.

1

 4 Полезные прививки

Что такое прививка?

Для чего нужны прививки?

1

 5 Профилактика простудных заболеваний

Как защитить себя от простуды?

Рацион питания.

Закаляйся, если хочешь быть здоров!

1

Подружимся со спортом

Спорт в моей семье.

Мой любимый вид спорта.

Спортивные кружки и секции школы.

1

7 Полезные и вредные лекарства

Правила использования лекарств.

Для чего нужны разные лекарства?

Понятие о здоровом образе жизни.

1

 8 Итоговое обобщающее занятие

В игровой форме

1



2-й класс




п/п

Тема

Содержание 

Количество часов

 1  Что мы едим? Витамины на столе

Правильное питание. Полезные фрукты и овощи.

Пищевые добавки, красители.

1

Учусь находить новых друзей и интересные занятия

Формирование умений начинать и вести разговор. Мини-игры на развитие коммуникативных навыков.

Свободное время ребенка.

1

3 О чем говорят выразительные движения

Мимика и жесты.

Вербальное и невербальное общение.

Инсценировки жизненных ситуаций без помощи слов.

1

 4 Учусь понимать людей.

Эмоции.

Культура речи.

1

Опасные и безопасные ситуации

Необдуманные поступки.

Понятие о вредных привычках.

1

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

Правила поведения в критических ситуациях.

Защитные механизмы человеческого организма.

1

 7  Пассивное курение

«Пассивное курение» (беседа — заочное наставление курящим родителям)

1

 8  Итоговое занятие

Обобщение знаний

1

 3-й класс



п/п

Тема

Содержание

Количество часов

 1 Питание и здоровье

Гигиена питания.

Витамины.

Влияние режима питания на здоровье.

1

Учусь оценивать сам себя

Тестирование «Моя самооценка».

Разбор ситуации: «Что вы чувствуете, когда поддерживаете кого-либо?»

1

 3 Учусь взаимодействовать

Мини-игры на развитие коммуникативных навыков

Игровая ситуация: «Учимся общаться»

1

 4 Курение – это яд!

Состав табачного дыма и его воздействие на организм человека.

1

Мой взгляд на мир и мир глазами окружающих.

Учусь говорить «нет»

Беседа-размышление: «Умей отстоять свое мнение, если уверен в его справедливости»

(Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Перышко»).

Выработка правила отказа: «Умей сказать «Нет»»

1

 6  Опасные и безопасные лекарства

Влияние лекарств на организм человека.

Лечение с помощью трав.

1

Мои спортивные достижения

Влияние занятий спортом на здоровье и учебу.

В здоровом теле – здоровый дух.

Беседа о достижениях в спорте.

1

 8 Итоговое занятие

Обобщение

1

4-й класс



п/п

Тема

Содержание

Количество часов

1 «Режим питания нарушать нельзя».

Режим питания.

Культура питания.

Энергия пищи.

1

 2 Привычки: полезные и вредные.

Все пороки от безделья.

Зарядка. Режим дня.

1

 3 Дружба

Безразличие и дружба. Выбор друзей.

Обсуждение пословицы «Скажи мне кто твой друг, а я скажу кто ты».

1

 4 Добрые дела

Сформировать у учащихся представление о добрых и недобрых делах. 

1

5 Учусь сопротивляться давлению

Наличие собственной точки зрения.

Права и обязанности детей 9–10 лет.

1

 6 Внимание! Токсичные вещества!

(Практикум с элементами деловой игры)

Влияние токсичных веществ на организм ребенка.

1

Энергетические напитки. Так ли они безопасны?

Состав энергетических напитков.

Мнение врачей о напитках.

Как сделать свою жизнь интересной?

1

 8  Итоговое занятие

Обобщение

1