Рабочая тетрадь по возрастной психологии. Психологические особенности подростка
На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Рабочая тетрадь по возрастной психологии. Психологические особенности подростка
Рабочая тетрадь по возрастной психологии. Психологические особенности подростка |
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология | ||||||||||||||||||||||||
Психологические особенности подростка (6 часов) Вопросы для обсуждения
Кошачий возраст Я вдруг понял, что маленькие дети похожи на собак — верных и любящих, а подростки – это коты. Быть хозяином собаки очень просто. Ты ее кормишь, обучаешь, отдаешь ей команды. Она кладет голову тебе на колени и глазеет на тебя, словно на картину Рембрандта. Когда ты ее зовешь, она с восторгом вбегает в дом. Затем, лет в тринадцать, обожающий тебя щенок превращается в большого старого кота. Когда ты велишь ему войти в дом, он смотрит на тебя изумленно, будто гадая, кто же это умер и сделал тебя императором. Вместо того, чтобы ходить за тобой по пятам, он исчезает. И ты его не видишь, пока он не проголодается – тогда он замедляет свой спринтерский бег через кухню ровно настолько, чтобы скривить презрительную мину на все, что ты ему предлагаешь. Когда ты протягиваешь руку, чтобы потрепать его по голове – привычный нежный жест, – он уворачивается и смотрит невидящим взглядом, как бы пытаясь вспомнить, где это он раньше тебя встречал. Ты, не понимая, что собака стала кошкой, думаешь, что с ней определенно что-то не так. Она кажется такой необщительной, такой отстраненной, словно в депрессии. Она теперь никуда не ходит с семьей. Поскольку именно ты ее вырастил, научил приносить вещи, стоять и сидеть по команде, ты предполагаешь, что делал что-то не так. Охваченный чувством вины и страхом, ты удваиваешь усилия, чтобы заставить своего питомца вести себя как положено. Но теперь-то ты имеешь дело с котом, поэтому все, что срабатывало раньше, дает результат, обратный желаемому. Позови его, и он убегает. Прикажи сидеть, и он вспрыгивает на стол. Чем упорнее ты идешь к нему, заламывая руки, тем решительнее он уворачивается. Вместо того, чтобы продолжать вести себя как хозяин собаки, ты можешь научиться вести себя как хозяин кота. Поставь у двери тарелку с едой, и пусть он придет к тебе. Но помни, что кот тоже нуждается в твоей помощи и любви. Сиди спокойно, и он придет в поисках теплого, уютного местечка на коленях, о котором он еще не совсем забыл. Будь готов открыть ему дверь. Однажды твой взрослый ребенок войдет в кухню, крепко поцелует тебя и скажет: «Ты сегодня целый день на ногах. Давай я помою за тебя посуду». Тогда ты поймёшь, что твой кот снова стал собакой. Адлер Лара Какие психологические особенности подросткового возраста проявляются в данном рассказе? 2. Каково влияние анатомо-физиологической перестройки организма на психическое развитие в подростковом возрасте? 3. Заполните таблицу
Почему Лизе очень важно купить именно эту вещь? Обоснуйте свой ответ. (сост. А.Кузнецова) 2. Когда сын Олег привел своих «музыкантов» с серьгами, в косынках и каких-то странных футболках, принёсших грязь, мать не выдержала, выдворила …теперь сын с ней не разговаривает. Какие психологические особенности возраста проявляются в ситуации? Что вы посоветуете матери в данной ситуации? 3. Алина подолгу простаивает у зеркала, собираясь в школу. С каждым днём находит всё новые и новые недостатки в своей внешности. Однажды она вообще отказалась идти в школу, закрывшись в комнате. Когда мама начала ей говорить, что Алина вовсе не уродина и она её любит, то дочь решила, что мама издевается. Какие особенности возраста проявляются в поведении Алины? Как нужно поступить маме в данной ситуации? …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. 4. Карина (13 лет) выпросила у родителей маленькую собачку престижной породы, обещая за ней ухаживать. У двух её подруг уже были такие собачки. Однако через некоторое время Карина потеряла всякий интерес к собачке и забота о животном полно стью легла на плечи родителей. Прокомментируйте ситуацию. В чём ошибка родителей и каковы мотивы просьбы девочки? …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………… 5. Настя (12 лет) была спокойным и ласковым ребёнком, делилась с мамой всеми своими новостями и ничего не скрывала от родителей. Однажды без видимых причин она попросила отца сделать задвижку на дверь её комнаты и начала обижаться, если мама при уборке передвигала вещи в её комнате, складывая их на место. Родители в растерянности. Как бы вы успокоили родителей Насти, пояснив им причины такого поведения? …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………………………. Тестовые задания для самопроверки 1.У подростка мышление: а) наглядно-действенное б) наглядно-образное в) абстрактное 2.Подростковый возраст является сензитивным для: а) физического и волевого самовоспитания б) духовного и морального самовоспитания в) формирования двигательных навыков 3.Психологические особенности подростка определяются: а) проявлением акцентуаций характера б) особенностями профессиональной деятельности в) особенностями игровой деятельности г) особенностями манипулятивной деятельности 4.Главная особенность личностного развития подростка — это: а) личностная стабильность б) нравственная стабильность в) нравственная нестабильность г) личностная нестабильность 5.Акцентуированный в подростковом возрасте характер затем: а) сглаживается б) еще больше обостряется в) сохраняет свои проявления на том же уровне г) сложно сказать что-то определенное 6. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является: а) учебная деятельность б) интимно-личностное общение в) учебно-профессиональная деятельность г) игровая деятельность 7.Одной из основных проблем подросткового возраста является: а) дефицит общения с матерью б) не владение элементарными навыками самообслуживания в) падение интереса к учебной деятельности г) проблема потери смысла жизни. 8.Стремление быть, казаться и считаться взрослым у подростков: а) личностная нестабильность б) формирование физического «Я» в) сложно сказать что-то определенное г) тенденция к взрослости 9. Черты акцентуированного характера у подростков проявляются: а) всегда б) в стрессовых для подростка ситуациях в) в привычных ситуациях г) сложно сказать что-то определенное 10.В подростковом возрасте продолжает развиваться: а) теоретическое рефлексивное мышление б) словесно-логическое мышление в) наглядно-образное мышление г) наглядно-действенное мышление 11.«Чувство взрослости» проявляется в: а) отношении подростка к себе как к взрослому б) негативе по отношению к взрослым в) поступках подростка 12.Отношения со взрослыми у подростков обычно: а) изменяются б) стабилизируются в) остаются без изменений 13.Самооценка подростков: а) стабильна б) занижена в) завышена г) нестабильна 14.Эмансипация от близких: а) признак наличия акцентуации характера б) проявление кризиса подросткового возраста в) черта характера, которая формируется в подростковом возрасте г) симптом психопатического развития личности подростка 15.Назовите доминирующие интересы подростков (по Л.С. Выготскому) в порядке возрастания: а) интерес подростка к собственной личности – эгоцентрическая доминанта; б) установка подростка на более дальние дела, чем на ближайшие (перспектива) – доминанта дали; в) стремление подростка к неизвестному (рискованному) – доминанта романтика. Темы для самостоятельной исследовательской работы
Образ физического «Я», половая идентификация, половое созревание, пубертатный период, эмоциональная нестабильность, отчуждение от взрослых, половая идентификация, эмансипация от близких, интеллектуализация восприятия и памяти, мировоззрение, референтная личность, референтная группа, словесно-логическое мышление, cмысловой барьер, теоретическое мышление, акцентуация характера, гиперопека, гипоопёка, идеальное «Я», интернациональное самосознание, кризис самопринятия, личностная нестабильность, национальное самосознание, неустойчивая самооценка, нравственная неустойчивость, реальное «Я», самоидентичность, увлечения, чувство взрослости, Я-«концепция». Сформулируйте психологические рекомендации для родителей подростков Источник: Возрастная психология : рабочая тетрадь / О.Б. Дарвиш, Г.Г. Эрнст. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 100 с. Рецензент: Свиридов А.Н., кандидат педагогических наук, профессор Алтайского государственного педагогического университета |