Духовность: её истоки и сущность. Идея духовности как принцип новой эпохи и способ социальной жизни
На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Духовность: её истоки и сущность. Идея духовности как принцип новой эпохи и способ социальной жизни
Духовность: её истоки и сущность. Идея духовности как принцип новой эпохи и способ социальной жизни |
Просвещение школьников — Духовно-нравственное воспитание |
А.Н.Пашкова В том, что мы находимся в эпицентре духовно-нравственного кризиса, никого убеждать не приходится. Старшее поколение помнит, что даже в голодные, послевоенные годы люди вели себя иначе. Белорусскому человеку присущи сочувствие, благожелательность, взаимопомощь и поддержка. Дверь не запиралась на замки: достаточно было закрыть её на щеколду. Люди того поколения радовались жизни, умели разделить радость с ближним, верили в светлое будущее, были романтиками и оптимистами. В толковом словаре С.И.Ожегова «духовность» определяется как свойство души, преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. В чём истоки духовности, нравственного поведения старшего поколения? В богатейшем историческом опыте народа, его традициях и культуре. Сегодня категория «духовность» обретает более широкое содержание. С духовностью связывается кардинальное переосмысление теоретико-методологических основ философии, культурологии, психологии и педагогики, представлений о самом человеке, духовной культуре и её роли в общественном развитии, менталитете народа, перспективах общественного прогресса. В современном понимании духовность – это способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе, способность создать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется способность человека преодолеть жёсткую зависимость перед постоянно меняющимися ситуациями. Согласно такой трактовке внешнее бытие человека не сводится лишь к его материально-вещественным основам. Определяющая роль в нём принадлежит менталитету, который предстаёт в виде критериальной основы мировосприятия, мировоззрения, и поведения личности, группы, общества в целом. Проблема духовного развития относится к числу так называемых «вечных проблем». Однако время накладывает на неё отпечаток, характерный для данной эпохи, страны, нации. Современному человеку, живущему в условиях бурного научно-технического прогресса и рассматривающему его как поступательное развитие от аграрного к индустриальному и далее – к информационному обществу, сложно понять не только переживания, смыслы и ценности своих предшественников, но и саму суть духовности как социально-культурного явления. Духовное развитие – это прежде всего развитие человека как субъекта соответствующей культуры, его творческих, познавательных, интегративных и других индивидуальных и общественных способностей, проявляющееся в искусстве, образе жизни, менталитете и мировоззрении народа, его обычаях и традициях, государственной политике и идеологии. Культ знаний, добра, красоты и любви, справедливости, гуманизма, равенства в данном случае предстаёт как основной критерий и особенность прогресса. Главные принципы, которыми следует руководствоваться при создании условий для духовного развития личности, следующие. 1. Принцип сотрудничества и отказа от конкуренции. Мы переживаем непростой период времени, сталкиваясь с всё новыми проблемами, неизвестными ранее. Не всегда известны пути их решения. Человечество стремительно объединяется и объективно становится единой общностью в столь высокой степени, что ошибочные действия одного человека могут угрожать благополучию миллионов других людей. Для того, чтобы состояние вражды и конфронтации сменилось состоянием единения и согласия, должны измениться модели поведения людей. Они должны быть направлены на сотрудничество. 2. Принцип равноценного и равноправного участия. Среди жителей Земли на сегодняшний день нет ни одного человека, владеющего абсолютной истиной. Каждый из живущих обладает лишь долей знания о жизни. Определить величину этой доли невозможно. Для принятия коллективного решения, которое устраивало бы всех участников процесса, необходимо внимание к мнению каждого. Мы должны формировать в себе способность учиться у разных людей, с вниманием и уважением относиться к любому человеку. 3. Принцип гармоничного развития личности; Человека надо воспринимать не таким, каков он есть сегодня, а таким, каким он может стать, раскрыв свой потенциал. 4. Принцип приоритета процесса над результатом. Результат, без сомнения, важен. Но результата можно ждать годами, и не всегда короткий век человека позволяет учителю увидеть плоды своего труда. Поэтому для нас важно всё то, что происходит здесь и сейчас. Необходимо получать удовольствие от ежедневного общения с людьми, самому совершенствоваться и передавать свои знания подрастающему поколению. 5. Принцип позитивного отношения к жизни; Под определением «позитивности» следует понимать всё то, что соответствует нравственным общечеловеческим ценностям: любви, доброжелательности, пониманию, терпимости, заботе, вниманию. Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2х ч. – Ч. 1. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 65 с. |