Внеклассные занятия по воспитанию нравственной культуры младших школьников
На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Внеклассные занятия по воспитанию нравственной культуры младших школьников
Внеклассные занятия по воспитанию нравственной культуры младших школьников |
Просвещение школьников — Духовно-нравственное воспитание |
Л.И.Баранова Внеклассные занятия по воспитанию нравственной культуры младших школьников Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей ВступлениеГлавной целью воспитания является Человек высокой культуры и духовности. Основное содержание этого процесса проявляется в приобщении детей к системе гуманистических ценностей, выработке у них нравственно-эстетических идеалов, приучении к моральной оценке своих действий, а также в обучении учащихся правильному выбору способов поведения в сложных жизненных ситуациях.Формирование ценностного отношения к нормам социальной культурной жизни и их усвоение, по мнению ведущих исследователей процесса нравственного воспитания, является задачей-доминантой воспитания детей младшего школьного возраста, успешное решение которой — основа их дальнейшего личностного развития. На решение этой задачи нацеливают программы воспитания младших школьников, разработанные белорусскими и российскими учеными. Результативность воспитания культуры и духовности в значительной степени зависит от влияния семьи, средств массовой информации, характера межличностного общения в первичном коллективе, общественном объединении. Однако ведущую роль играет целенаправленное педагогическое воздействие, осуществляемое в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Задача педагога — сформировать представления школьников о социальных нормах, вызвать личностное отношение к ним, организовать жизнедеятельность учащихся в согласии с этими нормами. Особое место в этой системе занимает нравственное просвещение, которое является длительным и сложным процессом «пробуждения и наполнения души» (В.А.Сухомлинский) до появления стремления к внутреннему самосовершенствованию, собственному росту и проявлению себя как нравственно воспитанной личности. Педагогами накоплен богатый опыт формирования у младших школьников основ нравственно-этической культуры. Вместе с тем, далеко не исчерпаны возможности более эффективного воспитания учащихся в данном направлении. Уровень воспитанности у детей культурных навыков и нравственных качеств остается низким. В современных условиях все ощутимее дефицит повседневной культуры поведения и жизнедеятельности. Значительное влияние на детей оказывает общий низкий уровень бытовой и поведенческой культуры общества, с проявлениями которого ребенок сталкивается на улице, в общественных местах. Наблюдаемые нередко детьми неуважительное отношение к женщине, старикам, инвалидам, сквернословие, грубость снижают результативность педагогического влияния, формируют негативный образ жизни. Трудность состоит в том, что в начальных классах не только формируется новый опыт поведения, но и перестраивается, корректируется прошлый, привычный стиль поведения и отношений. Далеко не всегда опыт, приобретенный в семье, соответствует нравственным нормам и правилам. Для того чтобы процесс перехода внешних влияний во внутренний мир ребенка полностью завершился и приобрел реальную форму поведения, необходимо, по мнению С. Л. Рубинштейна, обязательное условие: влияния должны произвести на личность сильное впечатление и вызвать у нее глубокие переживания. Вне таких условий внешние влияния могут оказаться для личности нейтральными, так как в этом случае они не активизируют личность на их переработку. Пассивность личности к восприятию и переработке внешней информации приводит к тому, что влияние сразу угасает, не задев ни чувств, ни сознания школьника. Поэтому разговор с детьми должен быть не просто содержательным, а умным, в меру эмоциональным, сдержанным и тактичным, влияющим не только на сознание, но и чувства, оставляющим за воспитанниками свободу выбора. Именно в возрасте 7-10 лет дети особенно восприимчивы к слову, когда складывается система взглядов на окружающий мир, жизнь людей, на себя самого в этом сложном мире, формируется система ценностей, которая будет основой дальнейшей жизни. Преобладание же в современной воспитательной работе конкурсно-развлекательных форм отучает детей рассуждать, отрицательно сказывается на уровне воспитанности. Предлагаемое пособие имеет целью методически обеспечить процесс нравственного просвещения учащихся, способствовать формированию основ этической и элементарной поведенческой культуры. Целесообразно проводить подобные занятия, начиная со второго класса. Это обусловлено возрастными особенностями учащихся, так как усвоение нравственных понятий предполагает достаточно высокий уровень развития сознания и мышления учащихся. При этом мы не исключаем, что отдельные фрагменты предлагаемых занятий, материалы и, особенно, игровые упражнения можно с успехом использовать в первом классе. В пособии приводятся разработки нравственных бесед, которые можно по содержанию условно сгруппировать следующим образом: -о культуре повседневной жизни; -о нравственных качествах; -беседы, направленные на осмысление ценностей жизни (философское воспитание). Занятия по культуре повседневной жизни в большей степени предназначены для детей 7-8 лет, беседы же о сущности нравственных качеств и отношении к ценностям жизни — для более старших учащихся. Каждый из условно выделенных блоков направлен на решение своих специфических задач, включает соответствующую тематику занятий, предполагает использование определенных приемов, методов и технологий. Беседы о культуре повседневной жизни ставят задачу разъяснения и привития учащимся норм поведения. К простым правилам жизни и нормам поведения относятся прежде всего такие, как культура внешнего вида, элементарная гигиеническая и физическая культура, культура речи, внешнего вида, общения, поведения в общественных местах, культура быта, эстетическая культура и др. По данному блоку предлагаются такие темы, как «Простая вежливость», «У меня зазвонил телефон», «Культура внешнего вида», «Гостевой этикет», «Театр — храм культуры» и другие. Формирование у младших школьников представлений и понятий о качествах личности — ведущая задача второго блока. Беседы «Выиграть или заработать», «О корыстолюбии и бескорыстии», «Твои ровесники», «О хвастовстве и скромности», «Щедрость и жадность» и другие не только должны помочь учащимся понять сущность нравственных качеств, различать положительные и отрицательные качества, но и вызвать стремление сформировать у себя социально ценные свойства личности. Тема «Царица добродетелей и ее подданные» обобщает знание о нравственных качествах, нацеливает учащихся на самосовершенствование и самовоспитание. Темы философского содержания («О душе и духовном мире», «Что главное в жизни», «Что такое совесть и стыд», «Кто по-настоящему богат») не занимают большого места в пособии. Они достаточно сложны для детей, поэтому должны иметь место тогда, когда учащиеся «созрели» для подобной беседы. Вместе с тем, современная педагогическая наука нацеливает воспитателей уже с начальных классов формировать у учащихся элементарные представления о жизни человека как таковой, ее основных законах и ценностях (Н.Е.Щуркова). Необходимо заметить, что некоторые темы бесед сочетают в себе воспитательные задачи разных блоков. К ним относятся такие темы, как «Дорогой добра», «О памяти и памятниках», «Культура поведения в храме» и другие. В этих беседах решается комплекс задач, одновременно формируются и навыки поведения, и представления о качествах личности, и отношение к ценностям жизни. Методика построения занятия на нравственно-этическую тему предполагает определенную логику: -вступительная часть (введение в тему, актуализация знаний, проблемные вопросы); -разъяснение смысла понятий, нормы поведения, нравственной сущности качества; -практикование (игровые упражнения, анализ ситуаций, игры); -выводы. При этом важно с учетом возраста детей разнообразить виды деятельности. На занятии учащиеся размышляют, читают стихи, играют, показывают инсценировки, слушают музыку, рисуют. Вступительная часть, как правило, непродолжительна по времени. Здесь главное — вызвать интерес к теме. На этом этапе могут использоваться проблемные вопросы, небольшие стихотворения, пословицы, игровые приемы, конкретные примеры и рассуждения о жизненных ситуациях и др. Для разъяснения понятий, норм поведения, нравственной сущности качеств личности рекомендуются такие приемы, как рассказ учителя, слушание и анализ текста, работа в микрогруппах по формулированию понятий и правил поведения, прием «Недописанное предложение» и другие. Задушевный и в то же время глубокий разговор невозможен без вопросов к воспитанникам. Формулирование вопросов требует высокого уровня мастерства педагога. «Вопрос, задаваемый педагогом детям, — пишет Ш.А.Амонашвили, — это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характера отношений педагога к учащимся; можно познать самого педагога, ибо вопрос — почерк его педагогического мастерства» (Здравствуйте, дети! С.37). Поэтому особое внимание в разработках этических занятий уделено вопросам к детям по обсуждаемой теме. Предпочтение отдается вопросам, которые будят мысль и заставляют глубоко задуматься над мотивами поведения (вопросы, начинающиеся со слова «почему»). Работа с пословицами, афоризмами традиционно широко используется на этических занятиях. Можно предложить следующие приемы работы с пословицами: -составить небольшой рассказ по пословице; -нарисовать рисунок; -объяснить значение пословицы; -привести примеры, раскрывающие смысл пословицы; -придумать пословицу или дописать; -составить пословицу из предложенных слов. Чем старше дети, тем больше возможностей использовать на занятии элементы дискуссии. К примеру, можно использовать прием «Опровергни абсурд» (Щуркова Н.Е.). Ученикам предлагается высказаться по поводу утверждений, абсурдных с точки зрения моральных норм. К примеру, предлагаются следующие утверждения: Девочкам не надо учиться быть хозяйственными Мужчина должен быть нежным и ласковым Дисциплина в школе приносит большой вред и т.п. Подобные утверждения можно легко сформулировать на основе стихов Григория Остера. Важное условие успешности проведения этических занятий — отказ от прямого морализирования, назидательных увещеваний, создание благоприятной доверительной обстановки. В воспитательных беседах необходимо избегать прямых внушений типа: «вы должны соблюдать правила поведения», «а вот некоторые дети почему-то этого не делают», «нельзя забывать волшебные слова», «давайте всегда будем вежливыми и добрыми» и т.д. В предложенных в пособии разработках пространные рассуждения учителя используются в редких случаях — только там, где действительно дети самостоятельно не сделают вывода, или при необходимости объяснить достаточно сложное нравственное понятие. Главным образом, это касается тем философского содержания и бесед о нравственных качествах. Значительное место в разработках занимает анализ ситуаций, который организуется как фронтально, так и в группах. Этот прием помогает конкретизировать нормы поведения, связать их с практическим опытом, а главное — учит видеть, понимать нравственную сущность (Почему именно так поступил герой?), оценивать поступки и действия героев (Правильно ли он поступил?), проектировать собственное поведение (Как бы вы поступили на его месте?). Разнообразие форм организации деятельности детей на этических занятиях — одно из условий их эффективности. Кроме фронтальной, необходимо широко использовать групповую и парную работу. Задачи, решаемые данными формами организации занятия, многообразны: активизация учащихся, развитие способности делать самостоятельные выводы, умений сотрудничать, высказывать свою точку зрения, формулировать выводы и др. В опыте учителей применяются разнообразные приемы деления учащихся на группы: «Светофор», «Времена года», «Звездочка», «Волшебный мешочек», по количеству слогов в имени, по жребию и др. Объединившись в группы, учащиеся рисуют плакаты, разыгрывают ситуации, составляют перечень правил поведения учащихся, обсуждают предложенные учителем вопросы, находят выход из конфликтной ситуации, готовят сценки. Например, прием «Мозаика». Группа учащихся получает части мозаики и складывает ее. На обратной стороне может получиться пословица, ключевое понятие, главный вывод или вопрос. В работе с учащимися большое место занимают игровые приемы. Во вступительной и заключительной части занятия можно использовать интерактивные игры «Подари цветок», «Импульс», «Мяч», «Карусель» и другие, способствующие формированию коммуникативных умений, созданию благоприятной обстановки. В работе над содержанием беседы эффективны игры «Четыре угла», «Поменяйтесь местами», «1, 2, 4», «Коллаж». Рефлексию можно провести с использованием интерактивных игр: «Венок», «Мишень», «Острова», «Кейс», «Мусорное ведро», «Двусторонний дневник», «Письмо», «Пожелание» и др. Например, игра «Кейс». Учитель говорит: «Если бы у вас был кейс, в котором могло бы поместиться только два совета из памятки, какие бы вы взяли с собой после нашей встречи? Почему именно эти?». Детям также нравится игра «Исправь ошибки». Внимательно следя за поведением Незнайки или Невежи, дети лучше усваивают нормы поведения. Многолетние исследования автора привели к убеждению об исключительной важности выработки устойчивых умений и навыков поведения, которые должны не только иметь место на этических занятиях, обеспечивая их практическую направленность и исключая формальное усвоение норм поведения, но и закрепляться в повседневной жизни. Это одно из решающих условий результативности воспитательной работы в данном направлении. Если дети в младшем школьном возрасте не только усвоят нравственные понятия и нормы, но и приучатся их выполнять, будет заложен прочный фундамент нравственно-этической культуры личности. Опыт убеждает, что наиболее эффективен в формировании культурных навыков метод игровых упражнений, который недооценивается в теории и практике нравственного воспитания младших школьников. Игры- упражнения целесообразно включать в этические занятия после разъяснения соответствующих норм поведения. Организовывая систему нравственных упражнений с младшими школьниками, необходимо заключить их в яркие, необычные, увлекательные формы, синтезирующие игру и упражнение. Это может быть игра, проигрывание ситуаций, заранее подготовленные мини-инсценировки. Большую роль в проведении этических занятий играют обобщения учителя, в которых в доступной форме говорится о самом главном — нравственной сущности явлений, поступков, мотивации поведения. В подготовке пособия мы сознательно уходим от схематизма и предлагаем учителю достаточно подробные разработки, но в то же время убеждены в необходимости предоставления педагогу свободы выбора при организации нравственного просвещения учащихся. Работа с предложенным материалом может организовываться у различных педагогов по-разному. На усмотрение учителя, используя данное пособие, можно провести как серию занятий, так и отдельные беседы, которые вызваны воспитательной необходимостью. Не все предложенные темы обязательно проводить в определенном классе. Многое зависит от того, в каких семьях воспитываются учащиеся, каков их уровень воспитанности, какова моральная атмосфера в коллективе. Важно учитывать опыт и уровень педагогического мастерства учителя, насколько успешно он использует в воспитательной работе с детьми программу «Ориентир» (проект «Школа человечности») и др. С учетом особенностей класса педагог может использовать предлагаемый дополнительный материал. Решая задачу духовно-нравственного воспитания, в содержание бесед включены материалы из религиозных изданий, уроков в воскресной школе — притчи, цитаты из Библии. Использование этого материала также предполагает свободу выбора, учет особенностей класса, индивидуальности учителя. Допускается возможность проведения бесед не со всем классом, а с группой учащихся. Более того, есть темы, которые предназначены для работы только с мальчиками или только с девочками. Материалы разработок можно использовать и для индивидуальных бесед с учащимися и их родителями. Отметим еще некоторые важные педагогические условия, при которых достигается наибольшая эффективность занятий по нравственно-этической культуре. Беседы должны носить доверительный характер с обязательным соблюдением педагогического такта. Особенно это касается содержания и методики проведения бесед о семье, половом воспитании, гендерной культуре, поведении в храме. Проведение этических занятий будет более результативным при условии благоприятного нравственного стиля и тона общения в классе, морально- психологического климата в коллективе. Важное условие успешности проведения этических занятий — взаимосвязь нравственного просвещения с учебной работой, содержанием тем, которые изучаются на уроках литературного чтения, в курсе «Человек и мир». Результативность занятий в значительной степени зависит от взаимодействия школы и семьи. В этой целью советуем учителю вывешивать для родителей информацию, которая может включать: тему занятия, основные вопросы, понятия, советы родителям, памятки по соблюдению культурных норм поведения. Можно выступить с докладом, сообщением на родительском собрании по темам, обсуждаемым с учащимися на этических занятиях, привлекать родителей к подготовке бесед, оформлению наглядных пособий — плакатов, памяток, стендов и др. В заключение еще раз подчеркнем, что главная роль в процессе нравственного развития учащихся принадлежит педагогу. Его пример, педагогическое мастерство, собственная убежденность и умение убедить, целенаправленная работа по нравственному просвещению учащихся, созданию моральной атмосферы в классе, понимание важности данного направления работы — залог успешного нравственного воспитания младших школьников. При разработке пособия использованы научно-методические издания М.А.Андрианова, О.С.Богдановой, К.В. Гавриловец, Е.Е. Грабар, Ж.Е.Завадской, Д.В.Калининой, М.П.Осиповой, В.И.Петровой, В.Г Сенько, М.А.Станчиц, И.Ф.Харламова, А.И.Шемшуриной и др. Автор признателен также кафедре педагогики и психологии начального образования, студентам факультета начального образования БГПУ им. М.Танка, учителям-практикам за помощь в апробации материала и совершенствовании рукописи. Тематика занятий1.Простая вежливость2.Твои ровесники 3.Моё, чужое, общее 4.Умей быть благодарным 5.У меня зазвонил телефон 6.Дорогой добра 7.Как культурно ссориться 8.Слова бывают разные 9.Поделись улыбкою своей 10.О братьях наших меньших 11.Гостевойэтикет 12.О справедливости 13.О грубиянах и драчунах 14.Выиграть или заработать 15.Щедрость и жадность 16.Правда и ложь 17.Наши дедушки и бабушки 18.Как вести себя в транспорте 19.Я- будущая хозяйка 20.О хвастовстве и скромности 21.Это тихое слово «прости» 22.Кто труд уважает, тот хлеб не бросает 23.Хочу — нельзя — надо 24.Мы любим свою столицу 25.Моя семья — моя крепость 26.Не такой, как все 27.Культура поведения в храме 28.Что такое совесть и стыд 29.Хочу быть модной 30.Что такое тактичность, умеренность и деликатность 31.Кто по-настоящему богат 32.Дружба мальчиков и девочек 33.О корыстолюбии и бескорыстии 34.О качествах мужественности 35.Чтобы тело «пело» 36.Умей сказать «нет» 37.О милосердии 38.Что главное в жизни 39.О бережливости и хозяйственности 40.Театр — храм культуры 41.Благородные рыцари и прекрасные дамы 42.Умеем ли мы шутить и веселиться 43.Царицадобродетелей и ее подданные 44.О душе и духовном мире 45.О памяти и памятниках 46.Культура внешнего вида 47.О победе и победителях 48.Откуда я взялся 49.Красиво и некрасиво 50.Человек среди людей |