Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников | Обучение и развитие детей

Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников

На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников
Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников
Просвещение школьников — Курсы для школьников
Индекс материала
Основы гендерной культуры Программа спецкурса для старшеклассников
Тема 1: Введение. Основы гендерной теории
Тема 2: Гендерная культура и ее характеристика
Тема 3: Гендерные роли и их многообразие
Тема 4: Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности
Тема 5: Гендерные отношения и их характеристика
Тема 6: Семья как один из факторов гендерной социализации
Тема 7: Средства массовой информации и их роль в формировании гендерной культуры
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Все страницы
Страница 1 из 13Основы гендерной культуры

Программа спецкурса для старшеклассников

Разработала преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова» Матюшкова С.Д.

1. Пояснительная записка

Социальная трансформация белорусского общества сопряжена с противоречивыми процессами в духовной сфере и неотделима от преобразований в сложившейся системе ценностей. Современное общество непрерывно ищет новые подходы к решению нравственных проблем, которые в последнее десятилетие все больше обострились. В условиях либерализации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи и учреждений образования, при отсутствии образовательных программ гендерного воспитания, формирования гендерной культуры, гендерная социализация превратилась в стихийный процесс.

Одной из важнейших целей современной системы воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Пришло понимание того, насколько важны для подрастающего поколения знания о взаимоотношениях женщин и мужчин. Роль учреждений системы образования в данном процессе определена Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006). Содержание воспитательной работы по формированию гендерной культуры заключается в формировании эгалитарных взаимоотношений между мужчинами и женщинами; стремлении к взаимопониманию, внимательному отношению и заботе друг о друге во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами; в формировании умений устанавливать партнерские отношения между мужчинами и женщинами, конструктивно сотрудничать с людьми, не теряя своей гендерной идентичности, и не нарушая гендерной идентичности других; привитии чувства равенства самоценности, самоощущений; способствовании самоидентификации наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин.

Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2006-2010 гг. содержит рекомендации по разработке и введению программы факультативов и курсов по выбору по гендерной проблематике для внедрения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания. Эти различия конструируются в обществе через воздействие социальных институтов, норм и культурных установок. При этом с точки зрения гендерной теории не так важен сам факт различий (биологических и социальных), как их социокультурная оценка и интерпретация. Материал поможет старшеклассникам взглянуть по-другому на себя, окружающих, осознать, какую роль выполняют мужчины и женщины в обществе.

Специальный курс «Основы гендерной культуры» ориентирован на учащихся старшего школьного возраста учреждений системы образования. В основу программы положены следующие принципы: доступность, научность, информативность, последовательность, связь с жизнью и безоценочное отношение. Целью спецкурса является повышение уровня гендерной культуры учащихся и содействие успешной их социально-психологической адаптации и социализации.

Основные задачи спецкурса:

  • Дать представление об основных понятиях гендерной культуры (гендер, гендерная культура, гендерные роли, гендерные стереотипы, гендерная идентификация, гендерная социализация, дискриминация по признаку пола и др.);
  • Сформировать умение распознавать примеры проявления гендерных стереотипов, дискриминации по признаку пола, гендерной несправедливости и неравенства и др.;
  • Осознание опыта трансляции гендерных стереотипов и закрепления дискриминации по признаку пола, осознание источников собственных гендерных стереотипов;
  • Показать целесообразность и возможности применения гендерного подхода в различных областях;
  • Сформировать навыки гендерного анализа и интерпретации статических данных и результатов социологических исследований по проблематике курса;
Учащиеся должны знать: основные понятия курса: гендер, культура, гендерная культура, гендерные роли, гендерные стереотипы, гендерная идентификация, гендерная социализация, гендерные отношения, дискриминация по признаку пола, гендерное равенство, неравенство, гендерная асимметрия, мужественность, женственность и др.; о роли мужчин и женщин в обществе; основные модели взаимоотношений.

Уметь: распознавать проявления гендерных стереотипов, дискриминации по признаку пола, гендерной несправедливости и неравенства и искоренять их; свободно обмениваться мнениями по гендерным проблемам; общаться на равноправной основе; применять полученные знания в жизни.

Спецкурс может быть рассчитан на 8 академических часов (по усмотрению классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога на каждую тему можно отвести по 2 часа), предполагает проведение семинаров с элементами тренинга с использованием интерактивных методов. Итогом данного спецкурса может быть творческая работа в виде эссе по предложенной теме.

Программа спецкурса «Основы гендерной культуры» может быть использована классными руководителями, социальными педагогами и педагогами-психологами в воспитательной работе в полном объеме или частично. Возможно также проведение занятий по спецкурсу в рамках учебного предмета «Человек. Общество. Государство». Данная программа является экспериментальной и предполагает дальнейшую работу.

Для составления программы использовались материалы спецкурса по психологии для учащихся 11 классов общеобразовательных школ «Я и мир вокруг меня» Е.Ю. Терешенкова, материалы сборника заданий и упражнений для интерактивных занятий «Введение в женские и гендерные исследования» В.И. Успенской.

Реализация спецкурса «Основы гендерной культуры» предполагает выполнение следующих организационно- методических требований:

  • Программа должна включать свободный обмен мнениями по возникающим проблемам и свободу высказываний ее участников.
  • Материал, предлагаемый для рассмотрения должен учитывать уровень развития учащихся.
  • В каждой теме отрабатываются:
    • психологические умения партнерского, равноправного общения;
    • приемы создания безопасного психологического взаимодействия между юношами и девушками;
    • осознание каждым участником своей индивидуальности;
    • развитие способности к эмпатии.
2. учебно-тематический план



Название темы

Кол-во часов

1.

Введение в курс. Основы гендерной теории

1

2.

Гендерная культура и ее характеристика

1

3.

Гендерные роли и их многообразие

1

4.

Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности

1

5.

Гендерные отношения и их характеристика

1

6.

Семья как один из факторов гендерной социализации

1

7.

Средства массовой информации и их роль в формировании гендерной культуры*

1

8.

Итоговое занятие: обсуждение исследовательских проектов

1

* использовать по усмотрению

3. аннотированное содержание программы

Тема 1: Введение в курс. Основы гендерной теории

Содержание понятия «пол» и «гендер». Дифференциация понятия «пол» и «гендер». Гендер как социальная конструкция системы социополовых отношений. Гендерная асимметрия в патриархатном обществе. Гендерная несправедливость, неравенство и дискриминация.

История формирования феминистских идей. Социальные и интеллектуальные предпосылки возникновения феминизма. Основные виды феминизма: либеральный, социалистический, радикальный. Решающая роль феминизма в появлении принципиально новой научной парадигмы в исследованиях пола – гендерной теории.

Мужественность, маскулинность и их значение в современном обществе.

Роль женщины в обществе.

Практическая часть: Заполнение анкеты для определения представлений учащихся о гендерной культуре (10-15мин). Вынести в сноску: проводится по усмотрению учителя.

Тема 2: Гендерная культура и ее характеристика

«Культура» как философская категория.

Понятие «гендерная культура». Сущность гендерной культуры. Функции гендерной культуры. Гендерные ценности.

Гендерная субкультура как усвоение в детском и подростковом возрасте гендерно специфических стратегий и тактик общения.

Соотношение понятий половое и гендерное воспитание.

Практическая часть: Изучение личных гендерных характеристик посредством опросника Сандры Бем.

Тема 3: Гендерные роли и их многообразие.

Понятие «социальная роль», «гендерная роль» и их соотношение. Дифференциация гендерных ролей в зависимости от пола, возраста, социального статуса, семейного положения и др.

Практическая часть: Анализ разделения домашнего труда.

Д/з: Понаблюдать и дать описание, как в вашем доме осуществляется разделение труда.

Тема 4: Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности.

Понятие «гендерные стереотипы» и их характеристики. Виды гендерных стереотипов. Понятие «маскулинность» и «феминность». Функции гендерных стереотипов. Взаимосвязь гендерных ролей и гендерных стереотипов.

Трансляции гендерных стереотипов, осознание источников собственных гендерных стереотипов. Анализ собственных гендерных стереотипов.

Практическая часть: Изучение собственных гендерных стереотипов (опросник » Гендерные стереотипы И. Клециной»).

Д/з: Изучите содержание учебника Истории, Человек. Государство. Общество, Русской и Белорусской литературы, молодежной песни, сюжета сказок на наличие гендерных стереотипов.

Тема 5: Гендерные отношения и их характеристика.

Понятие «гендерные отношения». Гендерные отношения как один из видов взаимоотношений в их широком понимании.

Формы взаимосвязи между людьми, связанные с категориями «мужское» – «женское».

Уровни реализации гендерных отношений: макросоциальный, мезоуровень, микроуровень, интраиндивидуальный.

Основные модели взаимоотношений: доминантно-зависимая, партнерская (биархатная).

Практическая часть: Составить список стереотипных представлений о взаимоотношениях юноши и девушки, мужчины и женщины.

Тема 6: Семья как один из факторов гендерной социализации.

Понятие о семье и ее функциях.

Роль семьи в формировании гендерных стереотипов. Роль матери и отца в воспитании детей разного пола.

Практическая часть: Составить список произведений о матери и отце (отдельно) и о (родителях). Оцените, насколько эти роли носят позитивный характер.

Тема 7: Средства массовой информации и их роль в формировании гендерной культуры.

Внешнее (телесное) изображение женщин и мужчин в СМИ.

Гендерный анализ рекламы, газетных статей, фотографий и др.

Практическая часть: Сравнить содержание женских и мужских журналов. Найти сходство и отличия во внешнем (телесном) изображении мужчин и женщин.

Тема 8: Итоговое занятие.

Обсуждение исследовательских проектов, которые выполняются в процессе реализации спецкурса. Форма обсуждения может быть разнообразной: круглый стол, конференция, деловая игра и др.

Исследовательское задание выполняется группой учащихся 5-6 человек. Отчет оформляется в свободной форме с творческим подходом (коллаж, плакат, газета и т.д.).

Практическая часть: Заполнение итоговой анкеты: Определение представлений о гендерной культуре учащихся для изучения эффективности предложенного материала (на усмотрение учителя).

Примерные темы исследовательского задания

  • Формирование гендера в семье, в школе, на улице, в магазине, в спортзале, в бассейне и в других местах (на выбор). Пронаблюдайте за тем, как формируется гендер через одежду, игрушки. Подготовьте отчет о своих наблюдениях. Сделайте вывод.
  • Представления о семье будущего. Поговорите со своими друзьями о том, как они представляют семью будущего. Подготовьте отчет о своих беседах. Сделайте вывод.
  • Идеал семейных отношений. Поговорите со своими друзьями об их идеале семейных отношений. Подготовьте отчет о своих беседах. Сделайте вывод.
  • Представления мальчиков и девочек о будущей профессии. Поговорите со своими друзьями об их представлениях о будущей профессии. Подготовьте отчет о своих беседах. Сделайте вывод.
4. Методические разработки занятий по спецкурсу «Основы гендерной культуры»



Предыдущая — Следующая >>