Урок по теме "Эпидемии" | Обучение и развитие детей

Урок по теме "Эпидемии"

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Маркина Римма Фарисовна
Предмет: ОБЖ. Класс: 7. Тема: Эпидемии. Цели урока:  — изучение классификации инфекционных болезней и причин, их вызывающих; — приобретение навыков соблюдения личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний; Ход урока:

 1. Организационный момент. Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад.

 

 Опрос успешных обучающихся, о том, что они не знают по данной теме.

2. Стадия вызова. Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения. Эпидемией, опираясь на общепринятое определение, называют массовое распространение инфекционной болезни в определённой местности, которое обычно возникает внезапно. В истории человечества случались страшные эпидемии чумы, уносившие жизни сотен тысяч человек. И до сих пор учёные и медики не могут гарантировать того, что вспышка какой-либо страшной болезни, к примеру, эпидемия чумы или испанка, не повторится. Обеспечение уровня безопасности от эпидемии чумы ещё не достигло своего максимума, но меры безопасности принимаются. Что такое эпидемия? Заболевание, предельный порог которого превышает 5% среди местного населения, уже называют эпидемией. В медицине существует специальный раздел, в котором изучаются причины возникновения эпидемий и возможности борьбы с ними, обеспечение защиты и безопасности населения — эпидемиология. Первоначально термин «эпидемия» подразумевал под собой чуму, оспу, тиф, холеру, корь, грипп и другие инфекционные болезни, такие как, испанка, передающиеся от человека к человеку, от крыс или вшей, тогда как эпидемия гриппа и её появление не зависит от этих причин. Причины возникновения эпидемий Причина многих эпидемий — нарушение санитарных правил безопасности, вследствие чего возникают источники инфекции. Часто это происходит во время масштабных катастроф, когда на улицах города оказываются тела погибших. Ещё одной причиной может служить недостаточная профилактическая работа среди населения с низким уровнем санитарно-медицинских знаний (в дальних деревнях, посёлках), наличие вшей, блох, грызунов. Среди факторов, влияющих на возникновение эпидемии, выделяют следующие:
  1. динамика передачи инфекции,
  2. активность и характер причин передачи инфекции,
  3. восприимчивость к болезни среди местного населения.
Среди социально-биологических факторов главным является количество людей, которые могут быть заражены. Например, единичные заболевания в конкретной семье ограничивают возможность передачи инфекции и создают определённый круг безопасности. Однако если заражения происходят в школе, в детском саду и в любом другом закрытом коллективе, шансы на возникновение эпидемии резко возрастают. Ещё одна опасность — биологическое заражение (воздуха, водопровода). 

Факторы, которые сдерживают передачу инфекции:

 

Факторы, благодаря которым эпидемия быстро распространяется:

  • малое количество населения,
  • отсутствие очагов инфекции в природе,
  • уровень жизни в местности, подверженной эпидемии,
  • благоприятные санитарные условия в быту и на производстве,
  • обеспечение медицинской профилактики, безопасности и работа с населением, которые активно проводились в России в 2013 и 2014 годах.
  • высокая плотность населения,
  • природные очаги инфекции,
  • перемещение местного населения по территории региона,
  • коммунальные проблемы,
  • нарушения санитарных норм,
  • низкий уровень культуры у местного населения,
  • плохая работа по профилактике заболеваний, отсутствие безопасности для ещё не заболевших людей.


Чем отличается эпидемия от пандемии

Эпидемии и пандемии — бич человечества, даже сейчас вызывающие опасения у людей.

Пандемией принято называть заболевание, распространившееся по всему миру, тогда как эпидемия может быть в отдельной семье, школе, городе. Пандемия много опаснее эпидемии в плане всемирной безопасности, так как распространяется довольно быстро и может достигнуть даже удалённых городков мира, через людей, вшей, крыс. В качестве примера пандемии приводится испанка, которая бушевала в Европе после Первой мировой войны.

С греческого слово «эпидемия» переводится как «повальная болезнь в народе». Эпидемией нельзя считать вспышку заболевания, которая распространилась по всей стране, а не в отдельных регионах.

Достижения медицины снизили риск возникновения эпидемии и пандемии к минимуму. Среди нынешних эпидемий чаще всего встречается эпидемия гриппа и ОРВИ, редко можно услышать об эпидемии чумы, так как врачи активно проводят обеспечение мерами защиты от заболеваний среди населения.

Сообщения учащихся. Самые страшные эпидемии в истории

Сообщение 1. Эпидемии в истории человечества встречаются с древнейших времён. Болезни косили целые города, на улицах лежали трупы людей, умерших от заболеваний. Медицина имела настолько низкий уровень развития, что не могла противостоять вспышкам чумы, малярии или холеры, создать нужный уровень безопасности. Ознакомимся с самыми страшными эпидемиями, которые чёрными страницами записаны в историю человечества.

В 541-542 годах до н.э. в Византийской империи разразилась бубонная чума. По своим последствиям её позднее сравнивали с волной Чёрной смерти в Европе, когда от болезни погиб каждый третий европеец. При этом Византия стала частью общей пандемии, которая охватила весь мир — затронуты были Северная Африка и Америка, Азия и Европа. На протяжении 200 лет болезнь свирепствовала в этих районах земного шара. Подсчитать хотя бы примерное число погибших историки не могут до сих пор.

Сообщение 2. Отрезок в мировой истории с 1665 по 1666 год запомнится англичанам как Великая лондонская чума. Погибли около 100 тысяч человек — это пятая часть населения от всего города. Бубонная чума, как было установлено позднее, разразилась из-за антисанитарии. По своим последствиям эпидемия может сравниться с Чёрной смертью, которая разразилась с 1347 по 1353 год — тогда погибли более 25 млн человек.

Чёрная смерть, которую также называют Великой или Бубонной чумой, страшнейшая эпидемия чумы в мировой истории. Пандемия началась в середине 1320 годов в Азии и в течение нескольких лет разошлась по всему миру, во многом этому способствовали торговцы и солдаты. По Европе Чёрная смерть начала своё шествие, попав на Крым в 1340 году. Только среди европейцев от Чёрной смерти умерли около 30 млн человек. С каждым поколением эпидемия чумы возвращалась вплоть до начала восемнадцатого века.

Сообщение 3. Ещё одна трагическая история, на этот раз в отечественной летописи, произошла в конце 1770 году в Москве, когда разразилась эпидемия чумы. Всё начиналось с нескольких случаев заболеваний, и завершилось трагически. Российские власти не сумели справиться с опасной болезнью — вместо грамотных мер сжигались дома тех семей, где находился больной, закрывались общественные бани, чтобы избежать распространения вшей.

17 сентября 1771 года вспыхнул Чумной бунт — лишь после него власти взялись за обеспечение борьбы с чумой.

Сообщение 4. Чума — привет из средневековья.

Эпидемии средневековья связаны с массовыми заболеваниями чумой. Опасность заключалась в том, что чума хроника эпидемии которой описана выше, не поддавалась медицинскому лечению — практический уровень врачей был на низком уровне. В 1998 году было установлено, что причиной Чёрной смерти стала чумная палочка, по данным за 2013, 2014 года опасных вспышек болезни не было.

Среди причин возникновения страшной эпидемии, унёсшей в общей сложности жизни 60 млн. человек, выделяют:

— экологический фактор — резкая смена холодного тёплым климатом,

— бушующие гражданские войны и другие военные конфликты,

— нищета и бродяжничество населения,

— низкий уровень или полное отсутствие личной гигиены, нарушение мер санитарной безопасности,

— ужасное санитарное состояние городов,

— огромное количество крыс, которые распространяли заболевание.



Приложение 1(Примеры сообщений)

Класс делится на пять групп.

Каждая группа получает карточку:

  1. Кишечные инфекции
  2. Инфекции дыхательных путей
  3. Кровяные инфекции
  4. Зоонозные инфекции
  5. Контактно-бытовые инфекции
  6. Привести примеры, дать краткую характеристику инфекционным заболеваниям, причины и симптомы заболеваний, пути распространения, лечение и профилактика
Проверка по таблице (приложение 2.)

3. Стадия осмысления

Учащиеся работают с текстом (по учебнику), читают параграф.

Сведения заносят в таблицу:

Используя ключевые слова и фразы, заполните таблицу.