Интеллектуальное и творческое развитие детей

Учебно-ознакомительная практика. Отчет психолога — Заключение

На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Учебно-ознакомительная практика. Отчет психолога — Заключение

Учебно-ознакомительная практика. Отчет психолога — Заключение
Лекции и практикум по психологии — Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Учебно-ознакомительная практика. Отчет психолога
Анализ кабинета психолога
Диагностический инструментарий
Результаты диагностических исследований
Заключение
Все страницы

Страница 5 из 5  

Заключение: по результатам наблюдения у ребенка выявлены  признаки гиперактивности (симптомы 1,2,9,10),

Причины тревожности:

1. Общие факторы среды:

— обусловленная способность к восприятию, переработке, классификации и хранению определенного объема информации, ее качественных характеристик, врожденные и приобретенные способности;

— импринты, паттерны (стереотипы) поведения, комплексы и управляющие программы, передаваемые трансгенетическим путем.

2. Социально-обусловленные причины:

— общее эмоциональное состояние детей, связанное с различными формами его включения в жизнь социума, в частности школы и классного коллектива;

— эмоциональное состояние детей, на фоне которого развиваются его социальные контакты (в первую очередь со сверстниками);

— несоответствие между требованиями родителей, завышенной мотивацией и возможностями ребенка к обучению (шкала «избегание неудачи»);

— страх за будущее, в том числе невозможности самореализации себя как личности (субшкала — магическая тревожность: «информация о катастрофах», «глобальные катастрофы» и т.д.).

3. Психологический фактор:

— низкая способность к рефлексии, анализу и практическому применению знаний, умений и навыков;

— неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижение высокого результата;

— негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих способностей, возможностей;

— установка «соответствовать стандартам», социальному статусу родителей;

— «тоннельное видение», линейное мышление, недостаточно развитая способность к обучению;

— ориентация на значимые объекты, находящиеся в окружении ребенка, подростка;

— оценка результатов труда, поступков и мыслей другими, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок;

— наличие внутренних комплексов, негативных установок и управляющих программ;

— низкий уровень рефлексии;

— негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, возможностей, достижений;

— низкие показатели перспективной идентичности (перспективы, намерения, мечты, относящиеся к различным сферам жизни);

— психо-соматические проблемы, испытываемые ребенком (болезни родителей, болезни, перенесенные в детстве ребенком);

— особенности психофизиологической организации, снижающая приспособляемость организма к стрессфакторам окружающей среды, деструктивное реагирование на тревожный фактор среды;

— общий неблагоприятный эмоциональный фон отношений со взрослыми, в том числе в школе, снижающий успешность обучения;

— неблагополучная обстановка в семье (развод супругов, неполная семья, ссоры и скандалы);

— негативные установки сверстников (соответствие определенным стандартам поведения);

— низкая самооценка в плане соответствия стандартам, предъявляемым в обществе;

— слабые знания (отсутствие знаний) о своих внутренних способностях и возможностях;

— соотношение социальной роли и индивидуальных характеристик личности(принадлежность к той или иной социальной группе);

— отсутствие деятельной идентичности (обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений);

— слабое коммуникативное, физическое, деятельное, перспективное, рефлексивное «Я»;

— не сформированные, размытые, слабые границы личности;

— негативный опыт поведения в сложных, кризисных ситуациях;

— эмоциональное реагирование и формирование устойчивых поведенческих реакций, основанных на негативном опыте в личностных и межличностных отношениях.

4. Внутришкольный, межличностный факторы:

— отсутствие стимула, слабый стимул к учебной деятельности;

— низкий уровень личностной организованности у учащихся;

— завышенные требования некоторых учителей-предметников к учащимся, слабо усваивающим учебный материал, низкая оценка их работ (эмоциональная компонента, человеческий фактор);

— слабый контроль со стороны родителей (отсутствие контроля);

— недостаток организации работы с родителями по психологическому просвещению, профилактике и консультированию;

— завышенные ожидания родителей и учащихся по окончанию школы;

— недостаточная связь между учителями младшего звена школы, классными руководителями, учителями-предметниками среднего звена;

— учителя среднего звена не достаточно ознакомлены с учащимися 4 классов, их личностными особенностями и психологическими проблемами;

— низкая оценка предметов творчества;

— низкий уровень контроля, диагностики, мониторинга и рефлексии психологических процессов;

— психодиагностика и психокоррекция лиц, относящихся к группе риска, а также учащихся со специальными образовательными потребностями, индивидуальное психологическое сопровождение детей, нуждающихся в коррекции, не включена в общий план работы психологической службы школы;

— слабое обеспечение психологического сопровождения педагогического процесса.

Рекомендации родителям:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательно­сти в воспитании;
  • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • уделяйте ребенку достаточно внимания;
  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.
  • установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;
  • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить за­дание, не отвлекаясь;
  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • избегайте по возможности больших скоплений людей; во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть;
  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хоро­шо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, за­вести дневник самоконтроля;
  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
  • чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к от­рицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактив­ные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
  • составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предваритель­но обсудив их с ребенком;
  • не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
  • не давайте одновременно несколько указаний. Зада­ние, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из несколь­ких звеньев;
  • вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы, наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий,  запрет на приятную деятельность, телефонные разго­воры;  прием «выключенного времени» (изоляция, угол, ска­мья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); холдинг, или простое удержание в «железных объ­ятиях»;  внеочередное дежурство по кухне и т.д.
  • давайте ребенку только одно задание на определенный отре­зок времени, чтобы он мог его завершить
  • поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие кон­центрации внимания (например, работа с кубиками, раскра­шивание, чтение)
  • давайте ребенку возможность расходовать избыточную энер­гию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  • старайтесь не давать ребенку дополнительных умственных нагрузок, в начальных классах не рекомендуется посещение художественной, музыкальной  школ, различных кружков, рекомендуется, наоборот, посещение спортивных секций, особенно детям с СДВГ полезна гимнастика   и плавание.
  • поговорите с  гиперактивным  ребенком о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Рекомендации учителям:

  • ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях синд­рома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите вни­мание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе.
  • старайтесь работу с гиперактивным ребенком строить индивиду­ально,  оптимальное место в классе для гиперактивного ре­бенка — первая парта напротив стола учителя или в сред­нем ряду.
  • не  забывайте  включать в урок физкультмину­тки;
  • разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса или выходить в коридор;
  • предоставьте ребенку возможность быстро обращать­ся к вам за помощью в случае затруднения.  Выполняя задание, гиперактивные дети часто не пони­мают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ре­бенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно ор­ганизовать работу.
  • направляйте энергию гиперактивных детей в полез­ное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.
  • спокойнее относитесь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или постукивать ногой и т.п.), не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим.
  • избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
  • давайте задания в соответствии со способностями ре­бенка;
  • большие задания разбивайте на последовательные ча­сти, контролируя каждое из них;
  • не давайте сложных, многоуровневых  инструкций, ребенок с СДВГ способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия.
  • для улучшения организации учебной деятельности ребенка ис­пользуйте простые средства — планы занятий в виде пикто­грамм, списки, графики, часы со звонком.
  • создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребе­нок может показать свои сильные стороны и стать экспер­том в классе по некоторым областям знаний;
  • научите ребенка компенсировать нарушенные функ­ции за счет сохранных;
  • когда ребенок отвлекся на уроке, подойдите и, говоря задание, легко коснитесь его плеча или руки, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.
  • старайтесь игнорировать негативные поступки и поощрять по­зитивные;
  • если Вы видите, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не призывайте его «проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть, а потом повторите ему задание индивидуально.
  • старайтесь освободить ребенка от всякой второстепенной работы. Взрослые могут провести поля, отметить точкой место, откуда надо начинать писать и т.п. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает, что, найдя нужное место, работать уже не в состоянии.
  • обучайте необходимым социальным нормам и навы­кам общения;
  • регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
  • объясняйте родителям и окружающим, что положи­тельные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
  • объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального ле­чения и коррекции, но и от спокойного и последовательно­го отношения.
  • придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняй­тесь хвалить ребенка. Дети с СДВГ более других нуждаются в похвале.

Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синд­ромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

  • Методика беседы с учащимся

Беседа осуществлялась с 2 девочками из 5 «А» класса.

Целью беседы было установление контакта с учащимся, взаимоотношений с друзьями и климата в классе и в школе.

Протокол беседы

Фамилия, имя ________________________________

Возраст_________ класс______

Дата_________________

№ вопроса

Вопросы

Ответы учащегося

1

Как тебя зовут?

2

Сколько тебе лет?

3

Когда у тебя день рождения?

4

Как зовут твою маму?

5

Как зовут твоего папу?

6

Из кого состоит ваша семья?

7

Сколько в вашей семье человек?

8

Где и кем работают твои мама и папа?

9

Чем ты любишь заниматься (читать, играть, смотреть, передачи по телевидению и т.п.).

10

В какие игры ты любишь играть?

11

С кем ты любишь играть из ребят своего двора?

12

Какие передачи ты любишь смотреть по телевиденью?

13

Помогаешь ли ты дома по хозяйству?

14

Что ты умеешь делать?

15

Нравится ли тебе учиться в школе?

16

У тебя появились любимые преподаватели, после того как ты перешел в 5 класс?

17

Возникают ли трудности в общении с новыми преподавателями?

18

Какие твои любимые предметы?

19

У тебя есть друзья в школе?

20

С кем ты из класса чаще всего играешь?

21

Есть в классе ребята, с которыми ты не любишь играть вместе?

22

Где в школе тебе нравится больше всего?

23

Где ты играешь на переменах чаще всего?

24

Где ты с друзьями любишь проводить досуг после школы?

25

Ты занимаешься в каких-нибудь кружках или секциях?

26

Тебе нравится в этих секциях?

 

Протокол беседы №1

Фамилия, имя __К.А______________________________

Возраст_____11____ класс___5 «А»___

Дата_______28.04.2016__________

№ вопроса

Вопросы

Ответы учащегося

1

Как тебя зовут?

Аня

2

Сколько тебе лет?

11

3

Когда у тебя день рождения?

19 января

4

Как зовут твою маму?

Юля

5

Как зовут твоего папу?

Сергей

6

Из кого состоит ваша семья?

Я, мама, папа, сестра

7

Сколько в вашей семье человек?

4

8

Где и кем работают твои мама и папа?

Папа в охране, а мама домохозяйка

9

Чем ты любишь заниматься (читать, играть, смотреть, передачи по телевидению и т.п.).

Рисовать мелками и красками, танцевать и смотреть мультфильмы

10

В какие игры ты любишь играть?

В прятки, резиночку

11

С кем ты любишь играть из ребят своего двора?

С соседкой Ирой и Наташей

12

Какие передачи ты любишь смотреть по телевиденью?

Фиксики, Маша и медведь

13

Помогаешь ли ты дома по хозяйству?

Да

14

Что ты умеешь делать?

Посуду мою, протираю посуду и стол, поливаю цвета и ухаживаю за собакой, гуляю с ней и кормлю

15

Нравится ли тебе учиться в школе?

Очень

16

У тебя появились любимые преподаватели, после того как ты перешел в 5 класс?

Да, есть несколько учителей

17

Возникают ли трудности в общении с новыми преподавателями?

Нет, мне очень нравятся новые учителя

18

Какие твои любимые предметы?

Биология и русский язык

19

У тебя есть друзья в школе?

Да много

20

С кем ты из класса чаще всего играешь?

С Дашей, Катей, Машей, Толей и Димой

21

Есть в классе ребята, с которыми ты не любишь играть вместе?

Нет

22

Где в школе тебе нравится больше всего?

На улице играть

23

Где ты играешь на переменах чаще всего?

На стадионе

24

Где ты с друзьями любишь проводить досуг после школы?

На детской площадке, на качелях

25

Ты занимаешься в каких-нибудь кружках или секциях?

Занимаюсь танцами и рисованием

26

Тебе нравится в этих секциях?

Очень нравится

Заключение:

В ходе беседы был установлен контакт с ребенком. На все вопросы он отвечал охотно, рассказывая о себе.  К.А. проживает в полной семье, у нее есть сестра. Сведения о себе и своей семье знает хорошо Общее впечатление о ребенке: внешне приятна, одета аккуратно, физически развита хорошо. Легко идет на контакт, как с детьми, так и с взрослыми.. В отношении одноклассников, К.А. доброжелательна и общительна..   Отношения  с друзьями  в школе доверительные, проявление негативизма не выявлены.  Ребенок активен, подвижен и любит весело проводить время. Есть увлечения и хобби, на которые она любит ходить.

Протокол беседы №2

Фамилия, имя ________М.Н________________________

Возраст___11______ класс__5 «А»____

Дата__________28.04.2016_______

№ вопроса

Вопросы

Ответы учащегося

1

Как тебя зовут?

Надя

2

Сколько тебе лет?

11

3

Когда у тебя день рождения?

23 марта

4

Как зовут твою маму?

Лена

5

Как зовут твоего папу?

Толя

6

Из кого состоит ваша семья?

Я, мама, папа

7

Сколько в вашей семье человек?

3

8

Где и кем работают твои мама и папа?

Мама повар, папа директор

9

Чем ты любишь заниматься (читать, играть, смотреть, передачи по телевидению и т.п.).

Читать сказки вечером,  играть в мячик и рисовать

10

В какие игры ты любишь играть?

В классики и на скакалке прыгать

11

С кем ты любишь играть из ребят своего двора?

С Олей

12

Какие передачи ты любишь смотреть по телевиденью?

Спокойной ночи малыши и мультики разные

13

Помогаешь ли ты дома по хозяйству?

Да

14

Что ты умеешь делать?

Посуду мою, пыль протираю, цветы поливаю

15

Нравится ли тебе учиться в школе?

Да

16

Какие твои любимые предметы?

Рисование

17

У тебя есть друзья в школе?

Да

18

С кем ты из класса чаще всего играешь?

С Лизой

19

Где в школе тебе нравится больше всего?

В библиотеке

20

Где ты играешь на переменах чаще всего?

На улице возле школы

21

Где ты с друзьями  любишь проводить досуг после школы?

Возле подъезда играем на площадке

22

Ты занимаешься в каких-нибудь кружках или секциях?

Нет

23

Тебе нравится в этих секциях?

Заключение:

В ходе беседы был установлен контакт с ребенком. На все вопросы он отвечал охотно, рассказывая о себе.  М.Н. проживает в полной семье. Сведения о себе и своей семье знает хорошо Общее впечатление о ребенке: внешне приятна, одета аккуратно, физически развита хорошо. Легко идет на контакт, как с детьми, так и с взрослыми.. В отношении одноклассников, М.Н.. доброжелательна.  Отношения  с друзьями  в школе доверительные, но близких друзей немного. Проявление негативизма не выявлены.  Ребенок спокоен, тревожности не наблюдается.

  • Коррекционно-развивающая программа. Стимульный материал для проведения коррекционно-развивающих мероприятий.

Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом техникуме, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Задачи:

  • формирование благоприятного психологического климата в группе;
  • нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
  • первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
  • осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
  • развитие умения работать в команде;
  • сплочение группы.

Форма работы: групповая.

Время : 40 минут

В мою коррекционно-развивающую программу входят групповые занятия с элементами тренинга.

  • Тренинг «Переправа»

Цели:

  • осуществить интеграцию группы за счет осознания необходимости постоянной включенности в совместную деятельность и чувства взаим­ной ответственности членов команды;
  • обратить внимание участников группы друг на друга, объединить их для решения совместной задачи в условиях взаимопомощи и партнерства;
  • способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Размер группы: в идеале — 12 —16 человек, но можно проводить игру и в более крупной группе. Если участников больше 24, стоит разде­лить их на две команды и даже провести между ними соревнование на скорость, с которой каждая из подгрупп осуществит свою переправу.

Ресурсы: стулья для каждого участника.

В ре м я: от 10 мин до 40 мин.

Ход упражнения. Возьмите каждый по стулу и составьте их в плот­ный круг сиденьями внутрь. Садитесь и послушайте задание. Вы — груп­па путешественников, вышедших вместе на увлекательный, но опасный маршрут. Вы пройдете его успешно, если только будете помогать друг другу, заботиться о товарищах.

Входе переправы запрещено толкаться, проявлять эгоизм, не считать­ся с интересами группы. Давать товарищам руку помощи, уступать мес­то, поддерживать советом и делом — все это не просто разрешено, но и желательно…

Вам придется подняться на стулья и начать движение (по часовой стрелке). Время от времени я буду убирать из круга стулья, что немало осложнит вашу задачу. Группа считается завершившей переход тогда, ког­да все участники разместятся по трое на стульях, оставшихся в кругу. Я подчеркиваю: по три человека на одном стуле! Когда все тройки будут готовы, я начну обратный счет с числа 10 и, дойдя до 0, буду рад поздра­вить вас с победой и успешным прохождением маршрута! Те же, кто в про­цессе перехода упал или коснулся ногой пола, считаются выбывшими из игры. Попытайтесь дойти до финиша в полном составе, без потерь.

А теперь поднимитесь на стулья! Переправа началась…

  • Тренинг «Стаканчик»

Цели:

  • облегчить участникам вхождение в групповой тренинг через участие в игре;
  • снять напряжение от встречи с незнакомыми людьми;
  • поддержать открытое выражение положительных эмоций;
  • способствовать развитию нестандартного, творческого мышления участников.

Размер труппы: лучше играть в группе из 8—15 человек.

Ресурсы: стул для каждого из участников и несколько (чтобы была возможность заменить испорченный или загрязнившийся в ходе игры ста­кан) разовых пластиковых стаканчиков.

Время: до 10 мин.

Ход упражнения. Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу та­ким образом, чтобы способ передачи его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда приду­мывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в кон­це игры.

Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют новые оригинальные идеи.

Завершение: обсуждение упражнения и выступления «штрафников».

Упражнение «Поиск сходства»

Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

Время: 20 минут.

Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.

Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства ( первая команда) и черты различия ( вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Упражнение «Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Время: 10 минут.

Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.

Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

  • Список использованной литературы и методических пособий
  • Асеев, В. Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев; Иркут.гос. пед. ин-т. — Иркутск: ИГПИ, 1989. — 194 с.
  • Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Фельдштейна. — М.: Ин-т практической психол.; Воронеж: МОДЭК, 1995. — 352 с.
  • Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2007. — 352с.
  • Глуханюк, Н.С. Психодиагностика: практикум [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.С. Глуханюк, Д.Е. Белова. — М.: Академический Проект; Екатеринбург  Деловая книга, 2005. — 272с.
  • Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога [Текст] / Н.Н. Ежова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 315с.
  • Заваденко Н.Н. Как  понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2000
  • Практическая психодиагностика: методики и тесты [Текст] : учебное пособие / Сост. Д.Я. Райгородский. — Самара : БАХРАХ-М, 2009. — 672с.
  • Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и  практические рекомендации родителям и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2002 – 128 с.
  • Шапарь, В.Б. Практическая психология: проективные методики [Текст] / В.Б. Шапарь, О.В. Шапарь. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 478с.
  • Панфилова А. П. Тренинг педагогического общения: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.

 

<< Предыдущая — Следующая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>