Интеллектуальное и творческое развитие детей

Тест цветовых отношений

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Тест цветовых отношений

Тест цветовых отношений
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Тест цветовых отношений, разработанный Е.Ф. Бажиным и А.М. Эткиндом [112], может быть использован с целью изучения особенностей проявления внутриличностных противоречий на эмоциональном уровне. Методика позволяет посредством цветовых ассоциаций изучать эмоциональные отношения к значимым объектам. Согласно исследованиям Е.Ф. Бажина и  А.М. Эткинда, если вербальная оценка отражает осознаваемый когнитивный  уровень отношений, то цветовые ассоциации – неосознаваемый эмоциональный.

Процедура проведения.

Процедура проведения теста, в нашем случае, состоит из двух этапов. На первом этапе испытуемые подбирали по ассоциации к каждой из 17 ценностей, используемых в предыдущих исследованиях, подходящий цвет (из 8 цветов, близких к карточкам Люшера). Затем, через некоторое время, цвета ранжировались в порядке предпочтения, начиная с «самого красивого, приятного для глаз», завершая «самым некрасивым, неприятным».

 

Интерпретация результатов.

Интерпретация результатов основана на предположении о том, что, поскольку каждый цвет несёт определённую психологическую нагрузку, следовательно, связь переживаемой как внутреннее противоречие ценности с определённым цветом позволяет ответить на вопросы: о характере данного противоречия, о степени его осознанности, о позиции личности в его разрешении. Кроме того, по месту приписываемого той или иной ценности цвета в собственной цветовой раскладке испытуемого можно определить рейтинг её эмоционального предпочтения. Иными словами, данная психодиагностическая процедура позволяет изучать внутриличностные противоречия студентов не только по значениям цветов, но и по их личностному смыслу.

Бланк к «Тесту цветовых отношений»

Инструкция 1: Перед Вами – 8 цветов. Ниже приведен список, включающий 17 ценностей. Подберите к каждой из ценностей цвет (из числа предложенных), который, на Ваш взгляд, более всего к ней подходит, отражает её содержание.

Результаты внесите в колонку «Цвет» рядом со списком ценностей (каждый цвет имеет свой номер, записанный на обороте карточки: синий – 1, зеленый – 2, красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7, серый – 0).

Для обозначения ценности вы можете использовать любой цвет, независимо от того использовали вы его ранее или нет!

Nп/п

Ценности

Цвет

1 Активная, деятельная жизнь.

 

2 Здоровье (физическое и психическое).

 

3 Интересная работа.

 

4 Красота природы и искусства.

 

5 Любовь (физическая и духовная близость с любимым человеком).

 

6 Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).

 

7 Наличие хороших и верных друзей.

 

8 Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).

 

9 Познание (возможность расширения своего кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).

 

10 Свобода как независимость в поступках и действиях.

 

11 Счастливая семейная жизнь.

 

12 Творчество (возможность творческой деятельности).

 

13 Достижение высокого уровня профессионального мастерства.

 

14 Интересная профессиональная учёба.

 

15 Профессиональное общение.

 

16 Профессиональное развитие.

 

17

Творческий, сплочённый коллектив.

 

Сообщите экспериментатору о выполнении данной части задания!

 

Инструкция 2: Перед Вами – 8 цветов. Расположите их в порядке предпочтения. При этом, на первом месте расположите цвет, который вам в данный момент больше всего нравится, наиболее приятен для глаз. Затем цвет, наиболее приятный из числа оставшихся. И так, далее, заканчивая цветом самым некрасивым, неприятным.

Источник: Кузнецова Л.Б. Внутриличностные противоречия студентов вуза (монография) – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 196 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>