Средовый подход в образовании детей с особенностями психофизического развития | Обучение и развитие детей

Средовый подход в образовании детей с особенностями психофизического развития

На главную Лекции и практикум по психологии Методическое объединение Средовый подход в образовании детей с особенностями психофизического развития
Средовый подход в образовании детей с особенностями психофизического развития
Лекции и практикум по психологии — Методическое объединение
Тема 2. Средовый подход в образовании детей с особенностями психофизического развития

Сегодня общепризнанным является факт, что наиболее успешно формирование жизненной компетенции ребёнка с особенностями психофизического развития осуществляется в условиях социальной интеграции. Она обеспечивает возможность максимального приближения к реальной жизни, разворачивая разнообразные модели взаимодействий и общественных отношений.

«Сегодня в Беларуси признаются успешность образовательной интеграции и необходимость параллельного функционирования специальных школ. Гибкость системы специального образования позволяет удовлетворять разнообразные образовательные нужды и потребности детей с особенностями развития» (Рекомендации областного августовского семинара-совещания «Условия и пути повышения качества интегрированного обучения»).

Интегрированное обучение позволяет детям с ОПФР ощутить себя равноправной и равноценной частью человеческого общества, лучше реализоваться.

Чтобы реализовать идею интегрированного обучения, надо создать в школе условия, которые обеспечат каждому ученику соответствующий его потенциальным возможностям уровень образования, безопасность, необходимые удобства, благоприятную атмосферу доброжелательного взаимодействия и сотрудничества, а также дадут стимул для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР – это система работы, включающая в себя изучение имеющихся ресурсов ребёнка и среды, организацию этих ресурсов в действенные поддерживающие и корректирующие программы, вовлечение в реализацию этих программ широкого круга людей.

Каждое образовательное учреждение должно решить для себя вопрос: как и за счёт каких педагогических средств обеспечить реализацию основных целей образования детей с особенностями психофизического развития и необходимую для этого модификацию учебно-воспитательного взаимодействия.

Особое внимание необходимо уделить вопросам создания образовательной среды, компенсирующей каждому ребёнку имеющиеся у него отставания в развитии. Образовательная среда современной школы способна обеспечивать:

-реализацию потребностей и возможностей ребёнка в соответствии с социокультурными нормами и задачами возрастного развития;

-самостоятельное упорядочение ребёнком индивидуальной картины мира;

-раскрытие творческого потенциала, самореализация и свободное самоопределение.

Изменение окружающей среды при включении детей с особенностями психофизического развития в активную совместную жизнедеятельность со здоровыми детьми предполагает, что специальной адаптации подвергается предметно-пространственная зона (в ней ребёнок должен чувствовать себя в безопасности, хорошо ориентироваться и свободно передвигаться) и определённые изменения адаптационного характера произойдут в социальной среде (окружающим необходимо понять, что любой ребёнок – это прежде всего ребёнок, понять специфику трудностей детей с особенностями, а также оказывать им посильную помощь).

Задача специалистов, работающих в условиях интегрированного обучения, – обеспечить безбарьерную, адаптивную, развивающую, личностно ориентированную образовательную среду для всех учащихся, модифицируя при этом каждую группу средовых ресурсов применительно к детям с ОПФР.

Отбор средовых ресурсов осуществляется как с учётом образовательных целей (функций среды), так и возраста детей.

«Образовательная среда школы – зона жизнедеятельности различных возрастных групп. В этой связи ряд авторов (М.В.Бушнова, И.И.Зубкова, Т.В.Озерова, О.Б.Рудченко) выделяют четыре уровня школьной образовательной среды: начальная школа (1-3 класс), младший подростковый возраст (4-5 класс), подростковый возраст (7-9 класс), старший школьный и ранний юношеский возраст (10-11 класс). При этом для каждого возраста существует своя концепция наполнения и организации образовательной среды». (1)

Особенностью образовательной среды младших школьников является организация исследовательской деятельности в доступной форме, младших подростков – организация помощи по избежанию кризисных явлений данного периода, по формированию самооценки учащихся, подростков – раскрытие личностного смысла обучения через познание своих способностей, создание возможностей для взаимодействия и общения, старшего школьного возраста – управление самоопределением и саморазвитием.

«Управление средообразовательной деятельностью обеспечивается специальной системой принципов. В качестве ведущих в современных педагогических исследованиях рассматриваются принципы, реализующие развивающую, личностно ориентированную модель обучения: уважение к потребностям ребёнка, уважение к мнению ребёнка, функциональности, опережающего характера содержания обучения, динамичности». (1) «Оборудование и оформление среды должно сделать её «живой»: говорящей, способной оглушить, успокоить, утешить…, система «ребёнок-среда» продуктивна только тогда, когда является активной, когда между двумя её элементами происходит какое-либо взаимодействие…». (1)

И если для ребёнка, не имеющего отклонений в развитии, образовательная среда выступает в качестве источника разнообразного культурного опыта и условий, обеспечивающих его успешное присвоение, то для ребёнка с ОПФР образовательная среда, кроме сказанного, выступает в новом качестве – она является одним из ведущих средств обеспечения коррекционно-педагогического эффекта.

«Таким образом, реализация средового подхода при обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции предполагает:

-акцентирование внимания всех специалистов на образовательной среде;

-структурирование образовательной среды, вычленение в ней активных средовых ресурсов;

-анализ образовательного потенциала отдельных средовых ресурсов, модификацию их с учётом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей;

-объединение средовых ресурсов с учётом общих и специфических принципов в действенные комплексы, обеспечивающие решение конкретных образовательных задач;

-анализ образовательного потенциала среды, поиск возможностей оптимизации её ресурсов» (1).

Задача специалистов, работающих в условиях интегрированного обучения, – обеспечить безбарьерную, адаптивную, развивающую, личностно ориентированную среду для всех учащихся и для каждого отдельно взятого ребёнка.

Формы работы: лекция, семинар, деловая игра.





Вопросы для обсуждения:

  1. Проектирование и моделирование образовательной среды современной школы.
  2. Основные требования (характеристики) к построению образовательных сред.
  3. Основные принципы средообразования, реализующие развивающую, личностно ориентированную модель обучения.
  4. Особенности организации образовательной среды в условиях интегрированного обучения.
  5. Организация образовательной среды для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
  6. Адаптация образовательной среды для детей с интеллектуальной недостаточностью.
  7. Организация образовательной среды для детей с нарушениями зрения.
  8. Адаптация образовательной среды как необходимое условие успешной интеграции детей с нарушением слуха.
Литература

  1. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод.пособие / С.Е. Гайдукевич (и др.); под общ. ред. С.Е. Гайдукевич, В.В. Чечета.- Минск: БГПУ, 2006г.
  2. Интегрированное обучение и воспитание в условиях общеобразовательных учреждений: метод. материалы / под ред. Т.Л. Лещинской. Мн., 1998 г.
  3. Коноплёва, А.Н. Интегрированное обучение детей с ОПФР / А.Н.Коноплёва, Т.Л.Лещинская. – Мн., 2003.
  4. Гилевич, И.М. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушенным слухом) / И.М.Гилевич, Л.И.Тигранова // Дефектология. – 1996. – № 6.
  5. Гайдукевич, С.Е. Научно-методические основы дифференциации и отбора упражнений зрительной гимнастики для школьников с нарушениями зрения / С.Е.Гайдукевич, Е.С.Прокопьева // Дэфекталогія. – 2003. – № 3.
  6. Войлокова, Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интелектуальной недостаточностью / Е.Ф.Войлокова, Ю.В.Андрухович, Л.Ю.Ковалёва. – СПб., 2005.
  7. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т.В.Варенова. – Мн., 2003.
  8. Бейлинсон, Л.С. Коммуникативная тональность логопедической рекомендации / Л.С.Бейлинсон // Логопед. – 2004. – № 4.
  9. Книга для учителя вспомогательной школы // под ред. Г.М. Дульнева. – М., 1955.
  10. Крушельницкая, О.И. Все вместе: программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И.Крушельницкая, А.Н.Третьякова. – М., 2004.
  11. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С.Самуйлов // Педагогика. – 2000. – № 7.
  12. Особенности интегрированного обучения детей с нарушениями зрения: учеб.-метод. пособие для учителей спец. и общеобразоват. шк. / С.Е.Гайдукевич, О.В.Белянкова, З.Г.Ермолович и др. Мн., 2004.
  13. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников. / В.Г.Петрова, И.В.Белякова. – М., 2002.
Источник: Рекомендации по планированию методической работы с учителями дефектологами, учителями классов интегрированного обучения в 2008/2009, 2009/2010 учебных годах. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 22 с.

Составитель: М.И. Ставицкая, методист отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»

Рецензент: Е.А.Харитонова, доцент кафедры коррекционной работы УО «Витебский государственный университет им. П.М.Машерова», кандидат педагогических наук