Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка среднего школьного возраста | Обучение и развитие детей

Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка среднего школьного возраста

На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка среднего школьного возраста
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка среднего школьного возраста
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Индекс материала
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка дошкольного возраста
Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка младшего школьного возраста
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка среднего школьного возраста
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание старшего школьника
Рекомендации по профессиональной ориентации подростков
Осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий (в соответствии с возрастом ребенка)
Все страницы
Страница 5 из 8  

5. Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка среднего школьного возраста

Средний школьный возраста (подростковый) — это период развития ребенка в возрастном диапазоне от 10 до 13 лет.

Средний школьный возраст (подростковый) характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. В данном возрасте происходит половое созревание. Усиливается деятельность желез внутренней секреции, в частности половых желез. Появляются вторичные половые признаки. Организм подростка обнаруживает большую утомляемость, обусловленную кардинальными переменами в нем. Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, чем у младшего школьника. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Внимание произвольно, избирательно. Подросток может долго сосредотачиваться на интересном материале. Запоминание в понятиях, непосредственно связанное с осмысливанием, анализом и систематизацией информации, выдвигается на первый план. Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Проявление эмоций у подростков часто бывает достаточно бурное.

Можно выделить границы подросткового возраста: это 5-8 класс средней школы. За это время ребенок взрослеет, меняется. Этот период называют переходным, критическим и трудным в жизни личности. Человек сильно меняется во время подросткового возраста: начиная от физиологических аспектов и до психологических характеристик. У него меняются: цели, интересы в жизни, круг общения. Основной фактор развития подростка — это его социальная активность, связанная со сменой круга общения.

Уже в средних классах школы меняется содержание обучения подростка: школьники начинают изучать основы всех наук. Их деятельность усложняется, они поглощают больше информации, должны много запоминать, за счет этого и развиваются.

Воспитание детей в подростковом возрасте, с переходом из начальной в среднюю школу, ознаменовано тем, что ребенок постепенно выходит из-под влияния учителей и родителей. В этот период воспитание ребенка затруднено особыми физиологическими процессами, приводящими к повышенной возбудимости нервной системы и, как следствие, неуравновешенности поведения ребенка.

Для этого периода характерно обостренное чувство взрослости, стремление избавиться от опеки старших. Круг интересов подростка в большей степени определяется им самим, нежели является результатом влияния родителей. Именно в этом возрасте укрепляются дружеские связи со сверстниками, появляются новые авторитеты — как в непосредственном окружении, так и среди известных людей или даже литературных и киногероев. В процессе воспитания детей в этот период важно проявлять чуткость и такт, уважение к индивидуальности и праву на самостоятельность каждого ребенка. Большую роль в этот период может сыграть пробуждение интереса к самовоспитанию, основанного, прежде всего на стремлении подражать любимым героям.

Семья должна помочь подростку в налаживании режима дня. Важно привлечь к организации режима самого подростка, пробудить в нём личную потребность в разумной организации своей жизни.

Это естественно связывается с другой потребностью, рождающейся в подростковом возрасте — потребностью в самовоспитании:

-физическое или волевое самовоспитание. Типичной целью в этом возрасте является волевое и физическое самосовершенствование подростка, а задача — улучшение волевых качеств личности, таких, как смелость, выносливость, самообладание, выдержка, уверенность в себе и др., — через применение специальных средств и упражнений. То же самое касается физического развития, в связи с которым многие дети в этом возрасте начинают заниматься физической культурой и спортом.

-Нравственное самовоспитание. Наиболее часто встречающаяся цель самовоспитания в это время – духовное, моральное развитие, понимаемое как выработка у себя благородных качеств личности: порядочности, доброты, щедрости, верности другу, преданности любимому человеку, готовности прийти на помощь. Для того чтобы правильно воспитывать подростка необходимо:

-перестраивать свое отношение к подростку, решать, где можно расширить его права и самостоятельность, а где наоборот ужесточить;

-принимать подростков такими какие они есть;

-проявлять особое внимание, которое должно быть в меру;

-научить детей предвидеть последствия их действий, не решать за них проблемы, помогать советами.

Стремление утвердить себя и своё положение, свои права в школьном коллективе, в семье вызывает у подростка обострённый интерес к собственной личности, к своим достоинствам и недостаткам, активное желание преодолеть недостатки, развивать ценные черты характера.

Не зная, как этого достичь, он нередко прибегает к чисто внешним, искусственным приёмам выработки воли, характера. В этом случае дружеская родительская помощь, добрый совет старшего будет тем эффективнее, чем тактичнее они поданы.

Нельзя не учитывать самолюбия подростка, его стремления к самостоятельности, его повышенного чувства собственного достоинства.

Родители, понимающие это, особенно внимательны к самой форме, в которой они дают советы, направляют действия и поступки детей.

Когда эта форма воздействия выражает уважение к личности подростка, веру в его крепнущие силы и разум, она покоряет его, и он с радостью принимает указания старшего.

В том же направлении следует перестраивать всё воспитание, облекая руководство детьми и контроль за их учением (в том числе и самообразованием), трудом и досугом в более гибкие формы, подчёркивая растущее доверие к взрослеющему ребёнку.

Более глубокий характер приобретают и взаимоотношения между семьёй и школой. Родители должны быть в этот период особенно близки к школе, чтобы вместе с учителями и классным руководителем помогать детям-подросткам осваивать более сложные условия учения, преодолевать возникающие трудности.

 



<< Предыдущая — Следующая >>