Интеллектуальное и творческое развитие детей

Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Рекомендации по профессиональной ориентации подростков

На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Рекомендации по профессиональной ориентации подростков

Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Рекомендации по профессиональной ориентации подростков
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Индекс материала
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка дошкольного возраста
Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка младшего школьного возраста
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка среднего школьного возраста
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание старшего школьника
Рекомендации по профессиональной ориентации подростков
Осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий (в соответствии с возрастом ребенка)
Все страницы

Страница 7 из 8  

7. Рекомендации по профессиональной ориентации подростков

Профессиональная ориентация подростков представляет собой комплекс мероприятий, направленных на помощь в выборе профессии.

Именно в подростковом периоде процесс самоопределения является ведущей деятельностью, на основании которой строится будущее личности.

Необходимость профориентации подростков представляется значительной и необходимой по нескольким причинам:

-позволяет подростку определиться с будущей профессией, тем самым выделить цель, к достижению которой он будет стремиться;

-выявляет сильные и слабые стороны школьника, что позволяет сделать правильный выбор профессии в соответствии с выявленными способностями и особенностями характера;

-повышает у подростков желание учиться и поступать в учебные заведения, обучающие выбранной профессии.

Подростки склонны к частой смене интересов, поэтому программа профориентации должна строиться на динамическом показателе, то есть, проводится несколько раз, например, раз в год в течение трех лет.

Факторы, влияющие на выбор профессии:

1.Социально-экономические:

-весь спектр профессий;

-перспективное развитие той или иной профессии;

-социальная необходимость в определенной профессии;

-престиж профессии, статус, который она дает;

-материальная обеспеченность специалиста в выбранной области.

2.Социальные:

Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект.

На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы: -материальные, выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам;

-социальные, когда подросток желает занимать достойное место в обществе;

-моральные, связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения;

-мотивы престижности, когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей;

-профессиональные и познавательные, целью которых является глубокое освоение профессии;

-утилитарные, позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т. д.;

-творческие, дающие волю фантазии и креативности;

-эстетические, учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии.

Выделяют некоторые особенности подростков при выборе профессии:

-Психологические особенности. Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка.

Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения.

-Психофизиологические особенности: особенности темперамента; специфика нервной системы; общее состояние здоровья

школьника.

Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности.

Профориентация подростков – это, как правило, программа, разработанная на длительное время и включающая несколько методик.

Наиболее распространенными из них являются следующие.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) — автор Е. А. Климов. Методика состоит из 20 пар профессий, из которых подросток выбирает по одной в каждой паре.

По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий:

-«человек-природа» — профессии, связанные с растениеми и животноводством, лесным хозяйством;

-«человек-техника» — технические специальности;

-«человек-человек» — профессии, построенные на общении и обслуживании людей;

-«человек-знак» — специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами;

-«человек-художественный образ» — профессии, в основе которых лежит творчество.

«Карта интересов» — автор А. Голомшток. Целью методики является определение структуры интересов подростка.

Методика включает 50 вопросов и позволяет соотнести результаты по следующим категориям знаний: физика и математика; химия и биология; радиотехника и электроника; механика и конструирование; география и геология; литература и искусство; история и политика; педагогика и медицина; предпринимательство и домоводство; спорт и военное дело.

«Якоря карьеры» — автор Э. Шейн. Методика включает 41 утверждение и способствует выявлению следующих карьерных ориентаций:

-профессиональная компетентность — желание стать профессионалом в конкретной профессии;

-менеджмент — стремление управлять людьми;

-автономия — стремление к независимости в работе;

-стабильность — желание работать в одной сфере долгое время;

-служение — иметь возможность воплощать в профессии свои идеи и ценности;

-вызов — находить уникальные решения сложных задач;

-интеграция стилей жизни — выстроить гармоничные отношения между личной жизнью и карьерой;

-предпринимательство — создавать новые услуги и товары. Объективную картину профессиональной ориентации подростка можно построить, если использовать две и более тестовые методике в сочетании с практическими занятиями и на основании индивидуальной беседы с каждым подростком.

Родители должны дать ребенку право выбора. Подросток должен ощущать независимость и самостоятельность в делах, мыслях и поступках. Его действия должны исходить из внутренних убеждений и критериев, а не на мнение родителей.

Ребенку стоит прививать идеалы, к которым он будет стремиться, спокойно и позитивно относиться к будущему. Для этого важно уметь слушать и слышать своего ребенка.

Необходимо создание таких условий, в которых ребенок сможет раскрыть свои способности и выявить ограничения. Особенно эта тема касается инвалидов. Круг их умений и навыков достаточно узок, поэтому к выбору профессии необходимо подходить особенно тщательно, учитывая все возможные плюсы и минусы той или иной деятельности.

 

<< Предыдущая — Следующая >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>