Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий (в соответствии с возрастом ребенка) | Обучение и развитие детей

Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий (в соответствии с возрастом ребенка)

На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий (в соответствии с возрастом ребенка)
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий (в соответствии с возрастом ребенка)
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Индекс материала
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка дошкольного возраста
Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка младшего школьного возраста
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка среднего школьного возраста
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание старшего школьника
Рекомендации по профессиональной ориентации подростков
Осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий (в соответствии с возрастом ребенка)
Все страницы
Страница 8 из 8  

8. Осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий (в соответствии с возрастом ребенка)

Оказание психологической помощи детям – выступает одной из наиболее важных проблем в современной психологической науке. Данный вид помощи необходим всем детям с разнообразными житейскими неудачами, находящимися в кризисных состояниях, а также детям с различными психологическими, невротическими и психосоматическими расстройствами, которые отставляют после себя отрицательные отпечаток на формировании личности ребенка.

Психологическая помощь – область практического использования психологических приемом, ориентированных на повышение социально-психологической компетентности людей. Она может быть направлена, как на отдельного человека, так на группу лиц или организацию в целом.

Главными способами оказания помощи в практической психологии выступают:

-психологическое консультирование;

-психокоррекция (психологическая коррекция);

-психотерапия.

Все вышеперечисленные виды оказания психологической помощи устремлены на различные стороны личности, но отличаются между собой способами и методами воздействия, а также целями. Они могут применяться как по отдельности, так и в единстве в зависимости ситуации и проблемы обращения. Более подробно расскажем о том, как проводится психокоррекция и психотерапия с детьми различных возрастов.

Психологическая коррекция – это активная деятельность специалиста по корректировке отдельных особенностей личности, их психологического развития, которые не выступают оптимальными для него. Целью работы выступает разработка умений и овладение навыками адекватными для ребенка, оптимальными для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующих личностному росту и адаптации его в обществе.

Психологическая коррекция всегда ориентирована на процессы управления, манипулирования и формирования, что обычно связано с неспособность самостоятельно подвергать изменению параметры своей психической деятельности в силу дефектов или аномалий психики.

Психотерапия — это система единого лечебного невербального и вербального влияния на эмоции, суждения, сознание при психических, психосоматических и нервных расстройствах. Целью работы при психотерапевтических действиях выступает локализация психопатологической симптоматики, в следствие чего достигается внешняя и внутренняя гармонизация личности.

В психотерапевтическом воздействие всегда присутствует стремление к глубокому анализу с ориентацией на бессознательные процессы, а также структурная перестройка личности.

Психотерапия осуществляется врачом психотерапевтом и предназначена для лечения и предупреждения заболеваний, где основная цель — устранение болезненных симптомов (раздражительности, агрессивности, плаксивости, нервозности, снижения настроения, страхов), а также изменение отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде, предотвращение и устранение патологических реакций на длительные и тяжелые соматические болезни. Главная задача психотерапевта — раскрыть перед больным его резервные возможности, активировать его внутренние природные силы организма.

Психологическая коррекция осуществляется психологом и направлена на разрешение проблем, коррекции психической неуспешности недостигающей уровня патологии, однако влияющих на развитие психических функций, личностный рост, качество жизни человека. С помощью психологических методов воздействия на личность и поведение ребенка психолог устраняет какие либо поведенческие или личностные недостатки, помогает ребенку, а если необходимо и семье разобраться в сложившейся ситуации или проблеме, подсказывает, дает совет, просвещает, поддерживает, успокаивает и т. п.

В современной психологической науке достаточно хорошо известно, что лечение детей подразумевает и лечение их родителей. Результаты практических исследований многих психологов таких, как Катан, Анна Фрейд, Фрайберг дали возможность создать новые формы лечения: семейную или системную, родительско-дет-скую психотерапию и психокоррекцию.

Во всех этих формах психотерапевтический и психокоррекционный процесс нацелен, прежде всего, на том сложный комплекс конфликтов, тревог, защитных механизмов, идеалов и отношений, которые и имеют виду, когда говорят о заботе о детях или о «родительстве». В понятие «родительство» входит не только то, как родители на самом деле строят свои эмоциональные и воспитательные отношения с ребенком, но и то, как они представляют и переживают фантазии, конфликты и объектные отношения, являющиеся бессознательной основой их поведения.

Когда пациентом является ребенок младше трех лет, он с самого начала приходит на прием вместе с родителями.

В психотерапии и психокоррекции матери и маленького ребенка решающую роль играет временной фактор. Сеансы должны быть достаточно продолжительными для того, чтобы хватило времени на:

-создание терапевтического альянса:

-формирование первичного позитивного переноса на терапевта;

-самораскрытие матери и аккумуляцию в достаточном количестве содержательных взаимодействий матери и ребенка, которые позволили бы определить фокус интерпретации.

Всегда необходимо обсуждение предполагаемой цели работы; в большинстве случаев родители не желают рассматривать ее как персональную терапию, но они хотят участвовать в ней, чтобы прояснить для себя основной симптом ребенка и понять, какие ситуации в детско-родительских взаимоотношениях провоцируют тревогу. Родителям объясняется, что цель работы заключается в понимание причин возникновения симптомов ребенка, и это требует от родителей серьезного и вдумчивого подхода.

Основные направлениями психолого-психотерапевтической коррекции детей дошкольного и школьного возрастов:

-установление адекватных доверительных отношений с учетом психологических особенностей ребенка (низкая самооценка, застенчивость, повышенная ранимость, слабость волевой сферы, раздражительность и т. д.);

-помощь в адаптации к условиям пребывания в учреждениях реабилитации (разлуке с близкими, режиму дня, новому окружению, процедурам);

-коррекция состояния фрустрации с гнетущим напряжением, тревожностью, чувством безысходности и отчаяния; (предоставление адекватной информации по заболеванию, этапах реабилитационных действий и достижимых результатах преодоления сложившейся ситуации);

-формирование адекватной внутренней картины болезни и отношения к ней;

-коррекция системы социально-психологических отношений (с родными, педагогами, сверстниками с целью наиболее полной адаптации в микросоциуме);

-повышение мотивации к реабилитации (коррекция уровня притязаний, самооценки, жизненных ценностей и перспективы, расширение потребностей, которые могли сузиться в результате болезни).

Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии.

Вывод по лекции

Полноценное, разностороннее развитие ребенка раннего возраста зависит от активного взаимодействия участников процесса индивидуальной помощи, от своевременного и постепенного включения всех этапов в работу, так как педагогические условия развития, обучения и воспитания детей учитывают поэтапность формирования предметных действий, необходимость сотрудничества с ребенком, постепенного формирования базисных характеристик личности ребенка, а именно компетентности, эмоциональности, самостоятельности, активности и инициативности.

Процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста выступает важнейшим этапом работы, так именно с этот возрастной период развития происходит окончательное завершение формирования личности ребёнка, его качеств и черт, становление речи, как системы, что в дальнейшем станет полноценной основой при обучении чтению и письму.

Период школьного обучения ставит специфические задачи воспитания, так как это качественно новый этап формирования личности. Особенности воспитания детей школьного возраста – это перераспределение нагрузки (резкое увеличение умственной, и столь же заметное ограничение физической нагрузки), изменение социальной роли ребенка, и постоянная сознательная деятельность в рамках коллектива, которые взрослому необходимо учитывать всегда.

Правильно воспитывая и обучая подростка необходимо учить их поддерживать и развивать отношения с другими людьми, тем самым они с легкостью смогут реализоваться в жизни, не ощущая дискомфорта.

Воспитание старших школьников способствует окончательному формированию интересов и склонностей к определенному виду деятельности. Конечной целью воспитания учащихся является их способность к самоопределению и выбору профессии на основе своих интересов и приобретенных знаний.

Профориентация подростков представляет собой трудоемкий и долгий по времени процесс. Но грамотный подход, терпение со стороны педагогов и родителей позволят детям делать правильный выбор и не совершать досадных ошибок, которые сложно исправить, а порой и совершенно невозможно.

Комплекс психотерапевтических и коррекционных мероприятий у подростков, направлен на предотвращение десоциализации подростка, под которой понимают различные нарушения поведения (токсикоманическое, избегание контактов, суицидальное), на повышение самооценки, изменение неадекватного уровня притязаний, устранение искаженного образа «Я», создание широкой временной перспективы.

Вопросы для самопроверки

1. Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка раннего возраста.



2.Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка дошкольного возраста.

3.Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении.

4.Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка младшего школьного возраста.

5.Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка среднего школьного возраста.

6.Рекомендации, связанные с обучением и воспитание старшего школьника.

7.Рекомендации по профессиональной ориентации подростков.

8.Осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий (в соответствии с возрастом ребенка).

Литература и Интернет-ресурсы [8, 10, 11, 1, 4, 7, 5].

Источник: Артеменко О. Н., Звездина Н. А. А Психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям: учебное пособие (курс лекций). – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 141 с.

<< Предыдущая — Следующая