Развитие социально – психологической службы в школе | Обучение и развитие детей

Развитие социально – психологической службы в школе

На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Развитие социально – психологической службы в школе
Развитие социально – психологической службы в школе
Документация школьного психолога — Документация социального педагога в школе
Социально-психологическая служба способна стать центром, объединяющим усилия педагогов школы, специалистов государственных учреждений и активистов общественных организаций по созданию благоприятных условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребёнка и адаптацию его к быстро изменяющимся социальным условиям общества. Развитие социально-психологической службы приведёт к демократизации и гуманизации школьной жизни, повышению воспитательного потенциала социума. Социальный педагог и психолог могут успешно действовать при условии, если они включены в целостную воспитательно-образовательную систему учебного заведения, идущего по пути оптимизации школьного образования. Деятельность социально-психологической службы строится на следующих принципах:



— гуманно-личностный подход к ребёнку, установление партнёрских отношений с родителями;

— педагогизация окружающей среды, соединение воспитательных усилий школы и среды, создание единой системы воспитания ребёнка в школе, семье и социуме;

— защита прав и интересов детей, социальное равенство в получении образования;

— создание гуманной и психологически комфортной воспитывающей среды, уважение индивидуальных качеств личности, содействие в разрешении проблем учащихся и педагогического коллектива;

— оптимистическая гипотеза, которая основывается на вере в собственные силы и способности личности при помощи специалистов разрешать сложные жизненные проблемы.

Целью социально-психологической службы является обеспечение благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития и самосовершенствования личности, а также её успешной социализации в современных условиях.

Задачи социально-психологической службы:

· обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения, интеллектуального и нравственного развития личности, её социализации и профессионального становления, разностороннего творческого развития, эмоционально-психологического благополучия;

· содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между учащимися, педагогами и родителями, активизация воспитательной деятельности родителей, привлечение их к учебно-воспитательному процессу в школе;

· мониторинг социального заказа со стороны детей и родителей на содержание образования, социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, оказание помощи детям и родителям в адаптации к условиям школьной жизни;

· выявление потребностей детей и подростков, их семей в различных видах и формах социально-психологической помощи, её оказание;

· социально-педагогическая защита детства, осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, находящихся в трудных жизненных ситуациях;

· проведение консультативно-просветительной работы среди учащихся, педагогов, родителей;

· осуществление психокоррекционной и реабилитационной работы с детьми с особенностями психофизического развития;

· социально-педагогическая поддержка и психологическое сопровождение одарённых детей;

· реабилитация несовершеннолетних подростков, входящих в группу “риска” и оказавшихся в сложных жизненных ситуациях;

· обеспечение связи школы с социальными институтами, с заинтересованными общественными организациями.

Примерная структура и формы взаимодействия

социально-психологической службы

1. ПЕДАГОГИ

* педагогические советы;

* инструктивно-методические совещания;

* психолого-педагогические консилиумы;

* тренинги общения;

* психолого-педагогические семинары;

* встречи за “круглым столом”;

* организационно-деятельностные игры;

* консультации.

2. СЕМЬЯ

* заседания родительского комитета;

* занятия родительского университета;

* работа родительского патруля;

* семейный клуб, клуб выходного дня;

* совет профилактики;

* сотрудничество с комиссией содействия семье и школе (по месту работы родителей);

* проведение совместных праздников и вечеров отдыха;

* тренинги;

* консультации;

* информационный стенд для родителей.

3. УЧАЩИЕСЯ

* индивидуально-групповые консультации;

* коррекционно-развивающие занятия;

* тренинги;

* педагогические клубы;

* профориентационная работа;

* разновозрастные отряды по месту жительства “Милосердие”;

* ученические производственные бригады, летний труд и отдых детей.

4. ВНЕШКОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ

* кружки, секции, клубы (совместные мероприятия, выставки);

* благотворительные акции;

* консультирование специалистов;

* праздники в микрорайоне;

* трудовой десант;

* совместные рейды в микрорайоне.

Развитие социально-психологической службы (СПС) зависит от ряда внешних и внутренних условий, связанных как с профессиональным уровнем психолога и социального педагога, так и с особенностями функционирования школы. Направления развития СПС определяют следующие факторы:

  • профессиональная компетентность и направленность личности участников службы;
  • управленческая позиция администрации школы, определяющая стратегическую линию развития школы;
  • потребности учащихся и их родителей в получении социально-педагогической помощи, дополнительных образовательных услуг;
  • наличие педагогического коллектива, активно участвующего в социально-педагогической деятельности.
Источник: Профессиональная деятельность социального педагога: Методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПКиПРРиСО», 2003.- 55с.

Автор-составитель: П.В.Зязюлькин, начальник отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПКиПРРиСО».

Рецензенты: В.И. Кучинский, проректор по научно-методической работе УО «ВОГ ИПКиПРРиСО», канд. пед. наук;

М.В. Кузнецова, ст. преподаватель кафедры экономи-ческой теории и истории УО «ВГАВМ»