Программа по снижению уровня тревожности у ребенка младшего школьного возраста | Обучение и развитие детей

Программа по снижению уровня тревожности у ребенка младшего школьного возраста

Скачать Заказать печатный вариант Получить диплом

Диплом

Скачать Автор: Платонова Анастасия Вячеславовна
Тревожность, проявляющаяся у ребенка младшего школьного возраста в различных ситуациях, связанных со взаимодействием, в будущем может стать устойчивым личностным новообразованием, что может привести к возникновению ряда проблем. Тревожность может негативно повлиять на самооценку ребенка, способствовать развитию дезадаптации и выбору девиантных форм поведения. Также тревожность может способствовать возникновению соматических патологий, повысить риск невротизации и способствовать социальной неуспешности. Именно поэтому работа по снижению уровня тревожности у ребенка приобретает повышенную значимость.   Цель психокоррекционной работы – Снижение уровня тревожности ребенка Задачи:
  1. Снизить тревожность, проявляющуюся в различных жизненных ситуациях
  2. Научить ребенка приемам, помогающим справляться с чувством тревоги
  3. Развить чувство уверенности в себе и помочь сформировать навыки уверенного поведения
Методы диагностики психологической проблемы, этапы и способы коррекции Таблица 1

Методики, используемые для диагностики

Результаты диагностики

Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен

Повышенная тревожность

Шкала явной тревожности CMAS (адаптация A.M. Прихожан)

Несколько повышенная тревожность

Наблюдение за ребенком, создание карты наблюдений

Результаты наблюдения за ребенком (информация получена от учителя):

  • Ребенок слишком нерешителен.
  • Ребенок тревожен во время ответа на уроке.
  • Ребенок боится незнакомых людей, новых ситуаций.
  • У ребенка занижена самооценка.
  • Настроение и работоспособность ребенка зависят от похвалы учителя.
  • Ребенок проявляет постоянное беспокойство.
Тест опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

  • Результаты по шкале «Принятие-отвержение»: Родители нередко своим отношением третируют ребенка.
  • Результаты по шкале «Симбиоз»: родители устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком.
  • Результаты по шкале «Авторитарная гиперсоциализация»: родители по отношению к ребенку ведут себя авторитарно.
  • Результаты по шкале «Инфантилизация»: родители относятся к собственному ребенку как к маленькому неудачнику. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям несерьезными и они игнорируют их.
Соответствие психологической проблемы и методов для её коррекции 

Таблица 2

Психологическая проблема ребенка

Методы коррекции

Тревожность ребенка как следствие родительского отношения

Обучение родителей конструктивным навыкам взаимодействия с ребенком

Заниженная самооценка ребенка, неуверенность в себе, неверие в собственные силы

Психологическая работа с личностью ребенка

Высокий уровень тревожности, возникающий в различных жизненных ситуациях

Обучение навыкам саморегуляции и релаксации.

Психологические игры с активным участием ребенка.

Обучение родителей конструктивным навыкам взаимодействия с ребенком

Работа в данном направлении включает в себя следующие составляющие:

1) в общении с ребенком использовать принципы безоценочного принятия и безоценочной обратной связи (в том числе не сравнивать ребенка с другими детьми);

2) при помощи ребенку в освоении новых навыков избегать спешки, так как работа в условиях дефицита времени способствует повышению тревожности ребенка;

3) акцент делается на сравнении с самим собою (как пример: сравнение выступлений ребенка на репетиции и на концерте, сравнение его собственных достижений за определенный временной период);

4) «проигрывание» тревожащих ребенка событий (экзаменов, концертов), воспроизведение лишает их пугающей неопределенности, делает более привычными;

5) понимание важности четких, понятных и последовательных требований, предъявляемых к ребенку;

6) изменение мотивации деятельности ребенка: важно делать упор на интересе к получению новых знаний, а не запугивать страхом наказания;

  Работа с личностью ребенка Работа в данном направлении включает в себя следующие составляющие: Таблица 3

Направления работы

Ожидаемый результат

Развитие навыков самоконтроля и рефлексии

Снижение уровня тревожности, более уверенное поведение в различных ситуациях.

Повышение самооценки ребенка

Создание и закрепление положительного образа «Я»

Изучение и применения методов саморегуляции и релаксации

Необходимо научить ребенка элементарным приемам релаксации, снятия мышечного напряжения, простейших дыхательных упражнений – это будет способствовать регуляции тревожности на физиологическом уровне.

Психологические игры с активным участием ребенкаСпособствовать снижению уровня тревожности поможет применение такого метода, как игра-драматизация. Этот метод поможет ребенку справиться с негативными мыслями и эмоциями, способствующими появлению тревожности. Активная позиция, занимаемая ребенком во время игры, поможет ребенку увидеть пугающую ситуацию с другой токи зрения и поможет научиться преодолевать состояние тревожности, возникающее в различных жизненных ситуациях. 

Вариант игры

Игра «Храбрый герой»

Очень помогает в преодолении страха, тревожности игра в храброго героя (лучше взять любимый персонаж ребенка из фильма, мультфильма, компьютерной игры) и испуганного малыша. Ребенок говорит о своих страхах как испуганный малыш. Затем пересаживается на другой стул, отвечает как храбрый герой. Следует обратное «перевоплощение» – возражения или новые жалобы испуганного малыша. Как правило, ребенок приводит весьма убедительную аргументацию и способен убедить самого себя в бессмысленности и вреде тревоги. Упражнение заканчивается непременно словами храброго героя. Необходимо обязательно спросить какой он, герой? Допустим, ответ – «смелый, решительный, сильный». Далее ребенку необходимо повторить – «я смелый, решительный, сильный». Несколько раз повторяются позитивные утверждения. Взрослому, проводящему игру (родителю, учителю) обязательно нужно выразить полную убежденность в том, что ребенок именно такой, т.е.: «В тебе живет храбрый герой. Только пока он редко появляется». Само проигрывание роли бесстрашного человека поможет ребенку найти силы для формирования соответствующего внутреннего ресурса.

Анализ условий эффективной психокоррекционной работы с семьей

Психокоррекционная работа, проводимая с семьей, будет эффективной при соблюдении следующих условий:
  1. Согласие всех членов семьи на участие в психокоррекционной работе.
  2. Понимание необходимости психокоррекционной работы, ее целей и задач.
  3. Активное, деятельное участие каждой из сторон, задействованных в работе.
  4. Учет личностных особенностей каждого из участников программы.
  5. Создание благоприятной эмоциональной обстановки во время проведения занятий. 
Список использованных источников:

1. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

2. Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.

3. Авдеева Т. Г. Детско-родительские отношения как фактор развития познавательных способностей детей [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.).  — СПб.: Реноме, 2013. — С. 116-122.

4. Дусказиева Ж. Г. Гендерные особенности тревожности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста и возможности ее коррекции. Дисс. канд. психол. наук. – Красноярск. – 2009 – 236 с. http://www.dissercat.com/content/gendernye-osobennosti-trevozhnosti-chasto-boleyushchikh-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta#ixzz47snWOjBP (дата обращения: 02.05.2016).

5. Ибрагимова Э. С. Педагогические условия регулирования тревожного поведения младших школьников. Дисс. канд. пед. наук. – Махачкала. – 2012. – 188 с. http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-regulirovaniya-trevozhnogo-povedeniya-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 02.05.2016).