Права детей. Кто поступает хорошо, а кто плохо | Обучение и развитие детей

Права детей. Кто поступает хорошо, а кто плохо

На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционные игры Права детей. Кто поступает хорошо, а кто плохо
Права детей. Кто поступает хорошо, а кто плохо
Коррекционная работа психолога в школе — Коррекционные игры
Задачи:

  • формировать у детей представления о том, что существуют рядом права человека и его обязанности;
  • познакомить детей с правом на жизнь;
  • учить пользоваться своими правами и цивилизованно их защищать.
Материалы: Иллюстрации: сова, лесные жители, сказка «Волк и семеро козлят», иллюстрации к сказке, книга «Всеобщая декларация прав человека» (Мн., 1998 г.)

Ход занятия

1 этап. Рассказ учителя о том, что с давних времен люди живут вместе, работают, отдыхают. И чтобы всегда и во всем был порядок, они придумали правила: как играть, отдыхать, говорить, работать. Система правил и норм поведения человека оформляется в виде права. У каждого человека есть права и обязанности. Это то, что нужно делать обязательно:

  • прилежно учиться;
  • помогать родителям;
  • быть вежливым;
  • бережно относиться к вещам;
  • бережно относиться к природе;
  • соблюдать правила дорожного движения.
(Обязанности записаны на лепестках цветика-семицветика, дети отрывают лепестки и вместе читают).

— Для вас, малышей, — говорит учитель, — в Республике Беларусь взрослые создали Закон «О правах ребенка». В нем перечисляется много прав, которые говорят о том, что государство заботится о детях.

2 этап. Игра в «Лесную школу».

— Согласны ли вы быть учениками «Лесной школы?» Сова хочет что-то вам рассказать. (Дети надевают маски зверей и птиц).

— Здравствуйте, дети. Послушайте, что я вам расскажу:

  • Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые права. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу, как братья и сестры. Каждый имеет право на жизнь. Никто не может лишить вас жизни. А если вы заболеете, вашу жизнь будут охранять врачи.
  • Каждый ребенок имеет право на образование. Вы ходите в школу, бесплатно учитесь.
  • Каждый ребенок имеет право на свободу. Никто не может заставить его делать то, чего он не хочет. Но при этом не следует забывать об обязанностях.
  • Никто не имеет права никого обижать, унижать, бить. Все споры дети и взрослые должны решать в мирной беседе, а не размахивая кулаками.
  • Каждый ребенок может иметь свое мнение и говорить то, что думает. Никто не имеет права его за это наказывать.
  • Каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом. Никто не имеет права отобрать принадлежащие ему вещи.
  • Никто не имеет права вмешиваться в жизнь других людей: входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма и т.д.
  • Каждый имеет право на отдых. Детям в школе даются каникулы, а взрослым на работе – отпуск. У детей и взрослых есть выходные дни.
Учитель спрашивает у детей, понравился ли им рассказ Совы. Почему?

Все благодарят Сову за мудрый и интересный рассказ.

3 этап. Учитель читает сказку «Волк и семеро козлят», дети рассматривают иллюстрации.

4 этап. «Умей постоять за себя». Детям дается задание после прослушивания ответить на вопросы:

  • Почему волк поступил плохо?
  • За что вы осуждаете волка?
После ответов продолжение беседы.

  • Волк лишил жизни козлят. Как вы думаете, им хотелось жить? Кто нарушил их право на жизнь?
Все люди, в том числе и дети, должны сами стремиться защищать себя и свою жизнь. Прежде всего никого чужого не впускать в дом, не вступать в доверительные разговоры с незнакомыми людьми, соблюдать правила дорожного движения, правильно пользоваться режущими и колющими предметами, не играть с огнем и т.д.

Каждый ребенок имеет право на жизнь. И никто не имеет права лишать его жизни. Но не следует забывать о том, что есть плохие люди. И конечно, самим не надо быть плохим. Наше право на жизнь защищает милиция. Охраняет нас от бандитов и хулиганов. Помните: если вам грозит опасность, нужно звонить по телефону

0-2.

5 этап. «Набирайся силы». Дети слушают отрывок из стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр». Но сначала выясняется суть слова «мой-до-дыр»

Одеяло убежало,

Улетела простыня.

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня…

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня

Что такое? Что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

— Почему от мальчика убежали все вещи? – спрашивает учитель.

Дети делают вывод: «Чистота – залог здоровья». Важно, чтобы у человека были чистая кожа, чистые руки. Тогда инфекции трудно будет проникнуть в организм. Как правило, не болеют люди сильные, закаленные, которые занимаются спортом.

Учитель проводит с детьми спортивные игры, эстафеты.

Учитель предлагает ребятам послушать, почему потом подружился с мальчиком – грязнулей Мойдодыр.

Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я,

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдорыру угодил.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам!

А нечистым трубочистым –

Стыд и срам! Стыд и срам!

Если уж случится, что ребенок заболеет, то за его жизнь борются врачи. Надо только позвонить по телефону 0-3, вызвать участкового врача или пойти к нему на прием. Лечение в нашей стране бесплатное. Врачи защищают нас от болезней и от смерти.

6 этап. – С какими правами человека мы сегодня познакомились? (Дети отвечают).

Игра «Как часто мы имеем право на …?» На доске записаны слова:

а) иногда;

б) чаще всего;

в) всегда.

Учитель называет права, дети хором отвечают.

— Как сам человек, прежде всего, должен заботиться о своей жизни?

Дети отвечают и делают выводы:

1) соблюдать правила безопасности,

2) предупреждать болезни,

3) соблюдать правила дорожного движения.

— Что грозит людям, которые покушаются на жизнь другого человека, мешают жить другим? (От них отворачиваются, называют плохими; плохих людей наказывают, иногда изолируют от

общества – сажают в тюрьму).

Материал разработан коллективом Слободской базовой школы Чашникского района