Интеллектуальное и творческое развитие детей

Особенности организации идеологической и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях в 2008/2009 учебном году

На главную Документация школьного психолога Нормативные документы (Беларусь) Особенности организации идеологической и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях в 2008/2009 учебном году

Особенности организации идеологической и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях в 2008/2009 учебном году
Документация школьного психолога — Нормативные документы (Беларусь)
Методические рекомендации

«Особенности организации идеологической и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях в 2008/2009 учебном году»

  • Совершенствование деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования как условие повышения эффективности воспитательного процесса

Основные усилия социально-педагогической и психологической службы учреждения образования в новом учебном году должны быть направлены на обеспечение успешной социализации воспитанников, сохранение и укрепление их здоровья, предупреждение отклонений в развитии и поведении, психолого-педагогическое сопровождение их жизненного самоопределения. Вовремя помочь ребенку, выявить проблему и скорректировать действия всех участников образовательного процесса – главное в работе СППС.

Современная социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования должна на высоком уровне осуществлять психолого-педагогическое сопровождение и научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, развивать и поддерживать контакты с учреждениями социальной защиты населения, системы здравоохранения, внутренних дел, государственными и общественными организациями, благотворительными фондами. С целью эффективной поддержки детства, более масштабно и конкретно вырабатывать и реализовывать стратегию и тактику разрешения актуальных проблем детей и молодежи, соблюдая при этом четкое разграничение функциональных обязанностей каждого участника процесса взаимодействия.

Учитывая накопленный положительный опыт социально-педагогической и психологической работы, а также приближающуюся 10-летнюю годовщину создания социально-педагогической и психологической службы в учреждениях образования нашей страны, в апреле 2009 года на базе государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» состоится XІI республиканская выставка научно-методической литературы и педагогического опыта по теме: «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение становления личности обучающихся и их профессионального самоопределения». В связи с этим органам управления образованием и учреждениям образования необходимо организовать работу по подготовке и качественному отбору материалов, своевременно представить их на XІI республиканской выставке, в которой могут участвовать авторы, авторские коллективы, учреждения образования и органы управления образованием. При этом на региональном уровне следует совершенствовать организационную и научно-методическую работу, добиваться более качественного и разностороннего анализа выставочных материалов с привлечением к экспертизе квалифицированных и опытных специалистов учреждений образования. Министерство образования Республики Беларусь рекомендует все присылаемые на выставку материалы от регионов республики и г. Минска утверждать на региональных научно-методических советах.

В новом учебном году требует совершенствования работа СППС общеобразовательных учреждений по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей  в неблагополучных семьях». Существенная роль в обеспечении реализации Декрета принадлежит социально-педагогической и психологической службе учреждения образования. Именно она организует в учреждении образования работу по выявлению детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Примерное содержание этой работы заключается в следующем:

  • тщательное изучение и комплексная оценка положения детей в каждой семье (через всеобуч, преемственность и интеграцию в работе СППС других учреждений образования, рейды, взаимодействие с общественностью, ИДН, поликлиниками, ЖЭСами и др.) с целью выявления детей, нуждающихся в помощи и защите;
  • подготовка информации для признания детей находящимися в социально опасном положении (советом профилактики или педагогическим советом учреждения образования);
  • разработка и реализация планов помощи несовершеннолетним, признанным находящимися в социально опасном положении, которые утверждаются руководителем учреждения образования. В работе с детьми и их семьями важно участие классных руководителей, специалистов СППС, работников ИДН, специалистов других ведомств, а также родителей;
  • подготовка ходатайств в КДН или исполком о необходимости признания детей нуждающимися в государственной защите, а также проектов планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • реализация соответствующих пунктов планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите, своевременный  анализ их выполнения.

В работе по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, необходимо руководствоваться: Инструкцией о порядке выявления детей, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.05.2007 г. № 30; Положением о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2006 г. № 1728, приказами Министерства образования Республики Беларусь от 31.01.2007 г. № 47 «О выполнении постановления коллегии Министерства образования от 28.12.2006 № 17.1″ и от 08.05.2007 г. № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите».

В новом учебном году следует активизировать профилактическую работу по предупреждению суицидов среди учащихся. Министерством образования Республики Беларусь с целью повышения эффективности работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в текущем году направлены рекомендации (письмо от 13.03.2008 № 12-01-11/1260) по повышению качества превентивной деятельности в данном направлении. В своей работе по предупреждению суицидов педагоги-психологи и социальные педагоги должны проводить диагностическую, а в случае необходимости, коррекционную работу с учащимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находящимися в трудной жизненной ситуации, использовать индивидуальное и групповое консультирование, тренинговые занятия (тренинг личностного роста, социально-психологический тренинг) и др.

С целью оптимизации работы социально-педагогической и психологической службы учреждений образования целесообразно организовать подписку на журналы «Псіхалогія», «Сацыяльна-педагагічная работа» и другие периодические издания.

  • Проведение мониторинга качества воспитания в общеобразовательных учреждениях

Министерство образования Республики Беларусь рекомендует также в новом учебном году обратить особое внимание на организацию и проведение в учреждениях образования мониторинга качества воспитания, результаты которого способствуют выявлению степени эффективности воспитательных моделей учреждений образования. Как отмечено в п.1 раздела I Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 годы, проведение мониторинга качества воспитания в общеобразовательных учреждениях позволяет дать более полную оценку качества воспитания учащихся, с определенной периодичностью отслеживать результаты воспитания, условия организации и эффективность воспитательного процесса. Основными критериями оценки качества результатов воспитания является уровень воспитанности учащихся и динамика личностного роста; качества воспитательной системы; ресурсное обеспечение воспитательной деятельности.

Вместе с тем, Министерство образования Республики Беларусь отмечает, что комплексно и системно мониторинг качества и эффективности воспитания проводится далеко не во всех учреждениях образования. В отдельных случаях осуществляется лишь мониторинг уровня воспитанности учащихся, не проводится итоговый мониторинг по окончании учебного года. Перспективной задачей становится внедрение компьютерных технологий в мониторинговую деятельность (диагностика, обработка систематизация и обобщение полученных данных и т.д.), а также обязательное использование полученных результатов в дальнейшей работе с целью внесения необходимых корректив в организацию и управление воспитательным процессом. В прошедшем учебном году вышло в свет пособие «Диагностика воспитания в школе» (авторы Н.К.Катович, Т.П.Елисеева), которое должно помочь в организации и проведении мониторинга качества воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>