Интеллектуальное и творческое развитие детей

Методичка по психолого-педагогической практике (РБ)

На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Методичка по психолого-педагогической практике (РБ)

Методичка по психолого-педагогической практике (РБ)
Лекции и практикум по психологии — Психолого-педагогическая практика
Индекс материала
Методичка по психолого-педагогической практике (РБ)
Приложения
Методический инструментарий практики
"Социальный интеллект"
Семинар: "Мотивация учебной деятельности"
Лабораторная работа по теме: "Восприятие"
Программа тренинга: "Развитие эмпатических способностей в юношеском возрасте"
Все страницы

Страница 1 из 71. Пояснительная записка

В настоящее время в Республике Беларусь существует достаточно разветвленная и многоуровневая система подготовки профессиональных психологов. Наиболее эффективной формой является университетское образование, предполагающее знание психологической науки на фундаментальном (теоретическом), прикладном и практическом уровне.

При этом профессиональное становление студента может осуществляться по следующим основным направлениям:

  • Формирование личностного стиля деятельности посредством изменения ее функций и иерархического строения в ходе приобретения соответствующих трудовых навыков;
  • Становление профессионального мировоззрения в процессе развития личности студента;
  • Становление профессиональной культуры.

Производственная (психолого-педагогическая) практика позволяет аккумулировать содержание названных выше направлений, отрефлексировать результаты учебно-воспитательного процесса в вузе и скоординировать последующую подготовку студентов. Она завершает этап общей подготовки психолога, преподавателя психологии и непосредственно предшествует производственной практике с учетом конкретной специализации.

2. Содержание практики

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ

Настоящая программа производственной (психолого-педагогической) практики предназначена для студентов четвертых курсов факультета психологии дневной, вечерней и заочной форм обучения. Ее содержание соответствует специальности «психолог, преподаватель психологии».

Цель практики заключается в применении полученных знаний, умений и навыков в условиях реальной профессиональной деятельности психолога, преподавателя психологии.

Производственная практика предполагает наличие двух этапов: педагогической (методической) и собственно психологической практики.

Организация и проведение производственной (психолого-педагогической) практики

Производственная (психолого-педагогическая) практика рассчитана на 6 недель (дневное отделение) и на 2 недели (вечернее и заочное отделение). Время работы студентов – 6 часов в день.

Студенты, обучающиеся по специальности «Психология», проходят практику в учебно-воспитательных учреждениях системы образования: детских дошкольных учреждениях, школах, детских домах, лицеях, гимназиях, диагностико-реабилитационных центрах, внешкольных учреждениях, средних специальных и высших учебных заведениях и т.п. Работают с одной или несколькими группами детей и подростков, используя достижения психологической науки. Активно взаимодействуют с воспитательно-педагогическим коллективом учреждения и родителями.

Свою деятельность на местах студенты-практиканты выстраивают в соответствии с задачами и целями производственной (психолого-педагогической) практики, а также координируют с планом работы психологической службы данного учреждения. Психолог учреждения координирует работу студентов-практикантов, а также осуществляет методическое руководство.

I. Педагогическая (методическая) практика

Основные задачи практики

  • Углубление и закрепление у студентов теоретических знаний по базовым психологическим дисциплинам.
  • Применение на практике знаний, умений и навыков по методике преподавания психологии.
  • Формирование умений и навыков психологического анализа учебных занятий (лекций, семинарских и практических занятий, уроков) и мероприятий по психологии.
  • Формирование навыков профессионального межличностного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе.
  • Развитие рефлексивно-перцептивных способностей будущего преподавателя психологии.

Содержание практики

Педагогическая (методическая) практика проводится на базе средних, средних специальных и высших учебных заведений, в которых введена ставка психолога и осуществляется преподавание психологии как учебной дисциплины в той или иной форме, включая спецкурсы, курсы по выбору и факультативы.

За период прохождения практики студент выполняет следующий объем работ:

  • Ведет дневник практики.
  • Знакомится с планом работы психолога-преподавателя, программами преподаваемых им психологических дисциплин, планами-конспектами учебных занятий.
  • Посещает и анализирует учебные занятия, проводимые психологом и другими студентами-практикантами.
  • Разрабатывает и проводит два-три пробных и одно зачетное учебное занятие (лекцию и семинарское, практическое или лабораторное занятие, урок-лекцию).

Отчетная документация

  • Дневник практики.
  • Развернутый план-конспект зачетного учебного занятия с методическими комментариями и дидактическим материалом.
  • Самоанализ зачетного занятия.
  • Психологический анализ посещенного учебного занятия.
  • Микросочинение «Я как будущий преподаватель психологии» (рефлексия профессионального становления, умений и навыков преподавания психологии, психолого-педагогических способностей и склонностей).

II. Психологическая практика

Основные задачи практики

  • Развитие умений и навыков проведения психологического просвещения.
  • Закрепления навыков проведения психологической консультации, тренинговых и коррекционно-развивающих занятий.
  • Стимулирование интереса к научно-исследовательской работе по психологии.
  • Апробация коррекционных программ и тренингов, предусмотренных курсовой работой по методике преподавания психологии.
  • Участие в создании благоприятного психологического климата в группах и коллективах учебных заведений.
  • Развитие психологической культуры личности.

Содержание практики

Психологическая практика проводится на базе дошкольных, средних, средних специальных и высших учебных заведений, в которых введена ставка психолога.

За период прохождения практики студент выполняет следующий объем работ:

  • Ведет дневник практики.
  • Знакомится с планом работы психолога.
  • Определяет тематику, содержание и форму проведения мероприятия по психолого-педагогическому просвещению.
  • Посещает и анализирует психологические консультации, тренинги и коррекционные занятия, проводимые психологом и другими студентами-практикантами.
  • Разрабатывает и проводит мероприятие по психологическому просвещению и психологическое консультации, тренинговые или коррекционно-развивающие занятия (по выбору в зависимости от специфики учреждения и индивидуальных способностей и склонностей студента).

Отчетная документация

  • Дневник психологической практики.
  • Развернутый план-конспект мероприятия по психологическому просвещению с методическими комментариями и дидактическим материалом.
  • Программа и сценарии тренинга или коррекционных занятий в группе с обоснованием ее эффективности.

Защита практики

На основе выполненной отчетной документации студенты-практиканты обязаны представить заранее обсужденный с групповым руководителем практики отчет на заключительную конференцию и защитить результаты практики. Групповой руководитель проверяет наличие отчетной документации и выставляет предварительную оценку.

Защита практики осуществляется в форме конференции в присутствии декана или одного из его заместителей, заведующего кафедрой, руководителя практикой и групповых руководителей. Присутствие студентов на конференции обязательно.

В случае неудовлетворительной оценки практики студенту устанавливаются сроки повторного прохождения практики без отрыва от обучения. Студенты, не прошедшие практику, не допускаются до экзаменационной сессии и подлежат отчислению из университета.

3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА по преподаванию психологии и психологическому просвещению

  • Абрамова Г.С. Эта книжка для тебя, если ты считаешь себя большим. Брест, 1994.
  • Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире: Психология для старшеклассников. М., 1996.
  • Гербер Е.М. Семнадцать уроков психологии. М., 1995.
  • Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы.

    Мн., 1993.

  • Емельянов Ю.М. Активные методы социально-психологического обучения. М., 1985.
  • Климов Е.А. Психология: Учебник для школ. М., 1997.
  • Коломинский Я.Л. Программа по психологии для Х – ХI // Народная асвета. 1994. № 3, 4.
  • Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., 1989.
  • Мiрзаянава Л.В. Мастацкая лiтаратура як сродак вывучэння псiхалогii у педколеджы // Выхаванне. 1999. № 2.
  • Моменкова Л.И. Человековедение. М., 1993.
  • Немов Р.С. Психология: Учебник для школы. М., 1997.
  • Подвойская М.А. Уроки психологии в школе. М., 1994.
  • Программы учебных и специальных курсов по психологии для училищ, техникумов, вузов.
  • Психология: Учебное пособие для начальной школы / Под ред.

    И.В. Дубровиной. М., 1998.

  • Рожина Л.Н. Художественная литература в курсе психологии.

    Мн., 1994.

  • Учебники и учебные пособия по психологии для училищ, техникумов, вузов.

По педагогическому взаимодействию

  • Вербова К.В. Стили педагогической деятельности и их изучение

    // Практическая психология: Учебно-методическое пособие. Мн., 1997.

  • Ковалев Б.П. Развитие и коррекция педагогической рефлексии учителя // практическая психология. Мн., 1997.
  • Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика педагогического взаимодействия. Мн., 1993.
  • Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

Для программы тренинга

  • Богомолова Л.Н., Петровская А.А. Социально-психологический тренинга как форма обучению общению // Общение и деятельность.

    Прага, 1981.

  • Жизневский Б.П., Бояринцева Г.Н. приобретение уверенности в себе: Программа тренинга общения. Мн., 1994.
  • Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.
  • Коломинская О.Я. Способы коррекции развития личности в тренинге общения // Психология. 1995. В. 1.
  • Прутченоков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи…: Методические разработки социально-психологических тренингов. М., 1996.
  • Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991.
  • Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. М., 1993.
  • Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М., 1993.
  • Разрешение конфликтов: Игры и упражнения. Мн., 1996.
  • Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  • Самоухина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.
  • Скотт Джини Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991.
  • Фурманов И.А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция. Мн., 1996.
  • Фурманов И.А., Владин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства. Мн., 1999.
  • Шевандрин М.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

Для мероприятий по психологическому просвещению

  • Алиев Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. М., 1990.
  • Гильбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы. Киев, 1994.
  • Данилова В. Как стать собой: Психотехника индивидуальности. Харьков, 1994.
  • Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. М., 1996.
  • Зимбарго Б. Застенчивость: Пер. с англ. М., 1991.
  • Кашеони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб., 1996.
  • Козлов Н.Л. Как относиться к себе и людям: Практическая психология на каждый день. М., 1999.
  • Курс практической психологии / Автор-составитель Р.Р. Катанов. Ижевск, 1996.
  • Леви В.Л. Нестандартный ребенок. М., 1989.
  • Митич Л. Как проводить деловые беседы. М., 1983.
  • Пезешкиан Н. Торговец и попугай: Восточные истории и психотерапия: Пер. с нем. Л.П. Галаща. М., 1992.
  • Пиз А. Язык телодвижений. М., 1992.
  • Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  • Рейнуотер Дж. Это в ваших силах: Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ. М., 1992.
  • Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992.
  • Фомин Ю.А. Психология делового общения. Мн., 1999.
  • Фурманов И.А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция. Мн., 1996.
  • Фурманов И.А., Владин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства. Мн., 1999.
  • Шевандрин М.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
  • Шлангел А. Язык тела. М., 1988.

Предыдущая — Следующая >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>