Интеллектуальное и творческое развитие детей

Материалы к занятиям с элементами тренинга из цикла «Дети и родители»

На главную Коррекционная работа психолога в школе Работа с семьей Материалы к занятиям с элементами тренинга из цикла «Дети и родители»

Материалы к занятиям с элементами тренинга из цикла «Дети и родители»
Коррекционная работа психолога в школе — Работа с семьей
Функции занятий:

1. обучение; 2. терапия.

Три блока работы с родителями:

Диагностический. Может проводиться  до начала групповых занятий, в процессе или по окончании занятий и включать анкетирование, рассмотрение предложенного психологом примерного списка занятий и их содержания, выявление нюансов взаимодействия в паре родитель – ребенок и т.д.

Периодичность занятий: примерно 1 раз / месяц.

Информационный. Занятие «Родительская любовь» о принятии ребенка, о безусловной  любви, а не любви за достижения, о том, что необходимо видеть в ребенке хорошее, говорить с ним тогда, когда он спокоен и способен воспринимать информацию.

Развивающий. Упражнение «Язык принятия – язык непринятия». Какие действия, слова говорят ребенку о родительской любви? А о нелюбви? О принятии, например, свидетельствует выражение заинтересованности в ребенке, в его переживаниях.  Необходимо оценивать не личность ребенка, а поступок: «В этот раз ты поступил плохо». Избегать фраз «ты как обычно…», «вечно ты…». Отмечать старания.

Методики и тесты, используемые в группе родителей:

  • Проективные методики – позволяют найти зону напряжения;
  • Методика PARI  (опросник родительских установок), предназначенный для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли);
  • Марковская И.М. Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВВР);
  • Родительское сочинение. Лучше проводить после знакомства, установления контакта. Примерные темы сочинений: «Мой ребенок», «Я как родитель», «Мой ребенок в будущем» и т.д.

Пункты анализа сочинения:

— встречается ли имя ребенка в сочинении (отсутствие имени может говорить о напряжении в отношениях);

— в каком времени написано сочинение;

— методы воспитания в семье;

— насколько часто встречается местоимение «мы»;

— семейные ценности;

— важность для родителей школьных достижений ребенка;

— родительские ожидания;

— родительский запрос;

— любимые занятия членов семьи, любимые совместные занятия, способы проведения досуга;

— сочинение – крик о помощи;

* слишком большое сочинение часто запутано, не структурировано, что может свидетельствовать о неспособности разобраться в ситуации самостоятельно, о состоянии тревоги, аффекта. Поэтому важно перед написанием сочинения поработать с состоянием родителя.

* Хорошо, когда в сочинении есть описание прошлого, настоящего и будущего ребенка.

4.   Проективное интервью «Волшебный мир».

Назначение: позволяет легче установить контакт с ребенком, выявить очаги напряжения  и наметить дальнейшую работу с ним.

Материалы для пары родитель – ребенок: 1 фломастер, 1 лист бумаги.

Инструкция: «Нарисуйте на выбор дом, выходной день или что-то другое».

Интерпретируемые признаки: кто рисует, кто инструктирует, как выполняют, сходятся ли во мнениях, спокойно обсуждают или конфликтуют, что получилось в итоге.

5. Упражнение для пары родитель — ребенок или супружеской пары

Инструкция: «Вы должны будете по очереди произносить фразы и заканчивать их. Если один начинает фразу – другой ее заканчивает и наоборот».

Мне нравится, когда…

Я расстраиваюсь, когда…

Я злюсь, когда…

Я благодарен(а), когда…

Мы могли бы по-другому, например…

Другие возможные темы занятий: «Наказание и поощрение как методы воспитания», «Правила, которые нужно учитывать, наказывая детей», «Что такое конфликт?».

  • Выяснить, как родители понимают «конфликт», «наказание». Представить  эти термины образно (вербально или в виде рисунка).

Сказать о том, что конфликт – это столкновение двух точек зрения, это нормальное жизненное явление. Наказание может проявляться в лишении ребенка чего-то, но не жизненно важного для него. Наказание должно быть адекватно возрасту и  проступку и следовать четко за проступком, не быть отсроченным. В семье должны быть правила, тогда ребенок будет понимать, за что его наказали. Этих правил должны придерживаться все члены семьи. Чем младше ребенок – тем меньше правил. В три года одно из основных правил: «не трогать розетку, окно, плиту».

Развивающая часть: придумать для своего ребенка список поощрений.

Занятие «Играем вместе с детьми»

  • Вступительная часть. О важности совместной игры. Функции игры.
  • Опрос (устный или письменный) «В какие игры вы играете со своим ребенком?»;
  • Игра «Вопрос – ответ». Играют по схеме: вопрос психолога – ответ родителя – ответ родителя за ребенка – ответ ребенка.

Возможен уточняющий вопрос психолога «почему?».

  • Упражнение «Билль о правах». Проводится с родителями. Аудитория делится на родителей и детей. При этом хорошо, если в группу детей попадают авторитарные родители.

Правила: присутствующие должны составить список правил — прав (родители составляют для детей, а дети для родителей).

  • Обсуждение прав и правил.
  • Рефлексия, подведение личных итогов занятия.
  • Завершение занятия. Релаксационное упражнение или упражнение для поднятия настроения.
  • Г.Клауд, Д.Таунсенд «Дети, границы, границы. Как воспитать у ребенка чувство ответственности», Триада, 2010.
  • М.Осорина  «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», Питер, 2010.
  • М.Таргакова «Окна в мир ребенка: семинар для родителей, будущих родителей, бабушек, дедушек, педагогов, психологов» ( в интернете есть аудио и видео версии).
  • Книги издательства CLEVER из серии «Сделать счастливыми наших детей»

Московский педагогический институт, Е. Жарняк, 2010

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>