Личностное и профессиональное самоопределение. Любовь и дружба в юношеском возрасте. | Обучение и развитие детей

Личностное и профессиональное самоопределение. Любовь и дружба в юношеском возрасте.

На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Личностное и профессиональное самоопределение. Любовь и дружба в юношеском возрасте.
Личностное и профессиональное самоопределение. Любовь и дружба в юношеском возрасте.
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология
Тема:



Тип:

Вид:

Цель:











Литература:











Структура урока:

 

 

 

 

 

 

 

Организация начала урока

 

Проверка выполнения дом. задания

 

Изучение нового материала

под запись











вопрос



под запись

















вопросы







под запись

































под запись



























Пример



































Вопрос







Под запись













частично

под запись



































вопрос





Под запись

























































Первичная проверка понимания нового материала

Закрепление знаний

 

 

 

 

 

Информация о домашнем задании

Подведение итогов

 

 

 

 

Рефлексия

 

Личностное и профессиональное самоопределение. Любовь и дружба в юношеском возрасте.

урок изучения и первичного закрепления материала

лекция

создать условия для осмысления понятий профессиональное самоопределение, любовь и дружба, дать характеристику их особенностей в юношеском возрасте; формирование целостной системы знаний об особенностях любви и дружбы в разных возрастных периодах; формировать умение осознанно воспринимать материал, выделять главное, делать соответствующие записи по ходу урока; формирование нравственной культуры, понимание значения таких нравственных категорий, как дружба и любовь в жизни человека, их многоликость.

  • Абрамова Г.С. Возрастная психология. М. «Академия» 1997
  • Волков Б.С. Психология юности и Молодости: Учебное пособие. М.:Академический проект:Трикста, 2006. 256 с.
  • Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М. «Сфера» 2001
  • Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. — М.: МГППИ. 1999. — 108 с.
 

  • Организация начала урока – 2 мин
  • Проверка выполнения дом. задания – 15 мин
  • Изучение нового материала – 45 мин
  • Первичная проверка понимания нового материала – 5 мин
  • Закрепление знаний – 15 мин
  • Информация о домашнем задании – 1 мин
  • Подведение итогов – 2 мин
  • Рефлексия – 5 мин
 

Ход урока

Здравствуйте, уважаемые студенты. Пожалуйста, садитесь. Сегодня мы продолжаем говорить о юношестве.

На прошлом занятии вы получили карточки с различными психологическими ситуациями, давайте послушаем, как вы справились с решением этих ситуаций.

(Ответы учащихся и обсуждение)

Запишите тему урока: «Личностное и профессиональное самоопределение. Любовь и дружба в юношеском возрасте»

План, по которому мы сегодня будем работать:

1. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

2. Общение в юности. А) Общение со взрослыми.

Б) Любовь и дружба в юношеском возрасте.



1. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

Профессиональное самоопределение начинается с

paннeгo возраста в играх детей и постепенно достигает

cвоего реального завершения в юности и молодости.

­Что вы понимаете под понятием «профессиональное самоопределение»?

Профессиональное самоопределение следует понимать как процесс становления мотивационно-­смысловой

доминанты субъекта труда в целостном пространстве

жизненного пути человека (л.и. Катаева, Т.А. Полозова),

где успешность профессиональной деятельности выступает­ критерием успешности жизни.

Само же профессиональное самоопределение следует рассматривать в единстве трех субъективно-­личностных форм жизнедеятельности человека:

1) выбор трудового пространства для приложения

личностью ресурсов трудовой активности;

2) выбор профессии;

3) реализации содержания трудовой деятельности.

На самоопределение влияют:

  • Социальное положение семьи
  • Материальное благополучие семьи
  • Уровень образования родителей
  • Случайные факторы подрост. и юнош. увлечений
Приведите конкретные примеры влияния каждого из факторов на профессиональное самоопределение юноши из собственного опыта.

Подумайте, по какой причине юноша может затягивать с выбором профессии или, наоборот, сделать свой выбор очень рано?

Раннее профессиональное самоопределение обычно связано:

· с неблагополучными семейными условиями;

· с низкой успеваемостью в школе;

· с недостаточно осознанным выбором специальности:

Затягивание, откладывание самоопределения свя­зано:

а) с отсyтствием устойчивых интересов;

б) при незрелости личности.

­

Э. Роу связывает профессиональное становление человека с характером дeтско-родительских отношений в семье.

Авторитарные родители могyт не считаться с интересами ребенка, основываясь на своем опыте. Они сами пределяют, что ему нужно, с какими умениями ему будет легче жить.

Иногда выбирают для детей ту специальность, которую они сами хотели бы иметь, но в силу каких­-то обстоятельств не приобрели, могyт принижать способности ребенка, сразу устанавливая потолок его стремлениям. Диктат родителей может привести к тому, что про­учившись, проработав, человек поймет: надо менять специальность и заново строить жизнь.

В юности необходимо сделать решающий выбор. Это в первую очередь касается тех, кто оставляет школу и приступает к самостоятельной трудовой деятельности. К окончанию школы очень трудно выбрать профессию. Профессиональные намерения неопределённы.

Романтические устремления в настоящем реализовать

невозможно, возникает рефлексивный самоанализ: кто

я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный

идеал? Кем я хочу быть?

Основываясь на результатах самоанализа, прикидывают

возможные варианты профессиональной карьеры.

Профессиональное самоопределение идет с точки зрения:

а) ИНТЕРЕСОВ оптанта (человека, выбирающего

профессию). Интересно или неинтересно. «Я люблю

исторические романы. Стану историком». Соотнесение с

тем, где и как работать ­ нет. Есть предмет размышления и конечный результат. Но нет ни плана действия, ни способа достижения. Интересы оптанта стимулируют eгo больше заниматься этим предметом (историей). Учебные предметы в этот период разделяются на важные, нужные и не важные;

б) выбор профессии с точки зрения СПОСОБНОСТЕЙ оптанта. «У меня хорошо идет математика ­ не заняться ли eю». Нужно иметь в виду, что задатки способностей

многоплановы. Даже великие люди находили себя не

сразу. Выявление способностей оптанта ­ подкрепляет eгo

интересы к выбираемой профессии;

в) выбор профессии с точки зрения СИСТЕМЫ

ЦЕННОСТЕЙ: «Хочу помогать ЛЮДЯМ: стану врачом»

На этом этапе юноша обсуждает с осведомленными лицами ценности той или иной профессии .

Практическое принятие решения включает в себя два компонента:

1. Определение уровня квалификации будущего труда, объем и длительность подготовки к нему.

2. Выбор специальности.

Последовательность этих выборов может быть разной. Девушка может сначала определить сферу деятельности: «Хочу заниматься медициной», а потом: уровень квалификации (быть ли врачом, фельдшером или медсестрой). Может быть и, наоборот, сначала поступить в учебное заведение. Этот путь преобладает.

Психологически более комфортно чувствуют себя те

юноши и девушки, которые продолжают общее

образование или учатся в профессиональных техникумах, колледжах.

Через профессиональное образование происходит

учебно­-профессиональное самоопределение.

В возрасте 16-­2З лет большинство юношей и девушек получают профессиональное образование в учебных

заведениях или профессиональную подготовку на

предприятиях.

Желаемое будущее стало настоящим. Это настоящее

не всем приносит удовлетворение. Некоторые разочарованы в выборе профессии. Работа может быть скучной и механической, предприятиях руководитель -­ несправедливым, а сослуживцы ­не разделяют их мнений.

Неспособность адаптироваться может помешать

дальнейшему профессиональному росту. Срочно необходимо вносить коррективы в отношении будущей работы и своих профессиональных достижений. Большую помощь может оказать наставник. Юноши, опекаемые наставниками, приобретают мастерство и уверенность в своих силах. Вскоре они осваиваются на своем рабочем месте и могyт начать даже чем-то превосходить своих

наставников, переставая нуждаться в их помощи. Затем они приобретают авторитет среди работников, и уже сами могyт выполнять функции наставников. Наставник выполняет роль воспитателя и учителя.

2. Общение в юности. Общение со взрослыми.

Любовь и дружба в юношеском возрасте.

Общение в юности.

Мы уже знаем психологические особенности юношей и девушек, социальную ситуацию их развития. Давайте подумаем, как изменится характер общения со взрослыми в этом возрасте? Что будет оказывать влияние на взаимоотношения юношей со значимыми взрослыми?

Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферах жизнедеятельности.

Ценностно-смысловая доминанта общения обнаруживается в ведущей тематике бесед старшеклассников: обсуждение личных дел (своих и партнеров), взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, отношений с учителями, отношений с родителями, своего развития — физического, интеллектуального.

Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагает растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания между ними. Отношения со взрослыми сложны, но фактически влияние родителей по многим важным проблемам остается для юношей преобладающим. Отвечая на вопрос массовой анкеты, чье понимание для вас важнее, многие старшеклассники называют взрослых (а не сверстников), мать, отца. Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.

Общение со взрослыми протекает неравномерно, стремительная интенсификация общения, обсуждение проблем и вопросов сменяется периодом спада интенсивности общения, пока не накопятся новые беспокоящие проблемы.

Юноши и девушки нуждаются в общении с близкими взрослыми, в обращении к их жизненному опыту в решении проблемы самоопределения, но эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Доверительность в общении как уважение к личности молодого человека, как вера в его потенциальную способность справиться с жизненными трудностями — важнейшая основа для новой гармонии родительско-детских отношений.

Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. Подумайте пару минут и запишите, самые характерные на ваш взгляд черты общения юношей со сверстниками.

В старших классах происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения, наряду с ориентацией преимущественно на общение дома и в школе, происходит дальнейшее освоение социального пространства (улиц, центра города).

В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах).

Параллельно с расширением сферы общения происходит и углубление, индивидуализация общения. У молодых людей развивается способность устанавливать дружеские отношения, более избирательные, тесные и глубокие. Поиск друга начинается уже в подростковом возрасте, но юношеская дружба интимнее и стабильнее. Дружба характеризуется верностью, близостью и устойчивостью. Друг впервые осознается как alter ego (другой Я). Ему можно «излить душу», с ним можно поделиться своими переживаниями,  секретами и надеяться на совет, взаимопонимание, эмоциональное тепло, искренность. Это первая самостоятельно выбранная глубоко личная привязанность, предваряющая и в какой-то степени предвосхищающая другие привязанности, в частности любовь. Дружба и приятельство различаются самими молодыми людьми, число друзей обычно невелико.

Юношеская дружба полифункциональна и многообразна: от простого совместного времяпрепровождения до глубочайшей исповедальности и самораскрытия. Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, повышенная эгоцентричность порождают болезненные трудности и напряженность во взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками.

В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами проявляется потребность в уединении. Коммуникативное уединение представляет собой общение с неким идеальным партнером, со своим Я, с представляемыми лицами. В уединении юноши и девушки проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни. Они делают это в играх-грезах и в мечтах, по преимуществу рефлексивных и социальных.

Первая любовь также в определенной мере следствие стремления молодого человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию. Проявления любви в юношеском возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы~лю6ви. Во всех своих проявлениях первая любовь — это важное испытание в юности, во многом влияющее на развитие личности юноши.

Итак, давайте подытожим все, что мы узнали об общении в юношеском возрасте. В чем сходство и разница общения со взрослыми и сверстниками в этом возрасте?

Разделите тетрадный лист на 2 колонки: сходство и разница, и давайте вместе их заполним.

Дайте сравнительный анализ особенностей дружбы детей, подростков и юношей.

  • Каким критерием определяется выбор друга детьми, подростками в юности?
  • В чем противоречивость юношеской дружбы, ее многообразие?
  • В чем выражаются различия дружбы юношей и девушек?
  • Укажите на принципиальные отличия взаимоотношений юношей и девушек, окрашенных чувством любви.
Волков Б.С. Психология юности и Молодости, с. 181-193

 

Юность ­- напряженный период формирования

нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности.

— Становление личности в юношеском возрасте есть

процесс социальный;

— Развитие личности осуществляется в процессе aктивной деятельности caмoгo юноши (девушки);

— Деятельность юношей (девушек) вceгдa опосредо­вана отношениями со сверстниками и взрослыми

«Плюс-минус-интересно». Заполните таблицу из трех граф.

В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу

«М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» — «интересно» студенты вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю.

 

НИУ БелГУ (г.Белгород, Россия), доц. Маркова В.В., 2011