Диагностика стилей педагогического общения | Обучение и развитие детей

Диагностика стилей педагогического общения

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика пед.коллектива Диагностика стилей педагогического общения
Диагностика стилей педагогического общения
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика пед.коллектива
Инструкция: Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом «+», если можете с ними согласиться, и символом «-«, если даёте отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?

2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?

3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?

4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре) ?

5. Часто ли вы используете методические приёмы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?

6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?

7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?

8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?

9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?

10. Часто ли удаётся вам удачно пошутить в ходе урока?

11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?

12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т.п.) среди учащихся?

13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин.), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?

14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?

15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?

16. Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы учащиеся?

17. Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает?

18. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?

19. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?

20. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?

21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?

22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?

23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?

24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает

отведённого по плану урока времени?

25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не

в состоянии повторить их в этот же день ещё раз (во вторую смену)?

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведённым ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.

Ключ

№ вопросов

Модели общения

Да «+»

Нет «-«

Диктаторская «Монблан»

4, 6, 11, 15, 17, 23

1, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16,

18, 19, 20, 21, 22, 24

Неконтактная

«Китайская стена»

9, 11, 13, 14, 15

1, 7, 8, 12, 16, 18, 19,

20, 21.

Дифференцированное

Внимание «Локатор»

10, 14, 18, 20, 21

2, 4, 6, 13, 15, 17, 23

Гипорефлексивная

«Тетерев»

9, 11, 15, 17, 23, 24

8, 12, 16, 19, 20, 21, 22

Гиперрефлексивная

«Гамлет»

3,12,14,18,19,20,22,25

2, 5, 6, 11, 13, 23

Негибкого

Реагирования «Робот»

1, 2, 5, 6, 13, 15, 23

7, 8, 9, 11, 16, 21, 24

Авторитарная

«Я — сам(а)»

5, 10, 14, 15, 18, 24

2, 8, 16, 21

Активного

Взаимодействия «Союз»

7, 8, 10, 16, 20, 21, 22

1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15,

17, 23.

 

Источник: Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов

Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп