Человек и природа | Обучение и развитие детей

Человек и природа

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Горбунова Лариса Георгиевна
План мероприятия: 1. Понятие природы 2. Значение природы для человека 3. Лес и его охрана 4. Источники загрязнения окружающей среды 5. Вода – источник жизни 6. Охрана гидросферы 7. Здоровье – действие окружающей среды на человека 8. Экологические частушки.   Оборудование: 1. Плакат с названием вечера 2. Плакат: «Поговорки о природе» 3. Ребусы – таблицы 4. Кроссворд (таблица) 5. Таблица: «Что выделяет автомобиль» 6. Таблица: «Расход воды на различные производства» 7. Таблица: «Тяжелые металлы и их воздействие на организм» 8. Музыкальные записи 9. Юмористические плакаты 10. Экологические частушки   Поговорки Красно-солнышко Земля-матушка Водица-царица Лес-батюшка Лисички-сестрички   Вступительное слово учителя: Оглянись вокруг, как прекрасен лик нашей планеты: ласковое солнце, прозрачный, пропитанный ароматом деревьев и трав воздух, почвенный покров, кишащий тысячью мельчайших жизней. Все это живет, постоянно изменяется, взаимодействует друг с другом, составляет единое неразрывное целое, называемое единым словом Природа (слайд с природой). 2 учащийся Природы голос. Порывающийся крикнуть, Как и с кем она боролась, Чтоб из хаоса возникнуть, Может быть и не во имя Обязательно нас с вами, Но чтоб стали мы живыми, Мыслящими существами, И твердит природы голос: «В вашей власти, в вашей власти, Чтобы все не раскололось На бессмысленные части!                         Л. Мартынов (слайд с природой) 3 учащийся: В естественном не разрушенном состоянии Природа крепка, сильна и устойчива. Каждый вид животных и растений занимает свое определенное место. Красота окружающего мира создается разнообразием живой природы. Деревья, травы, птицы, и звери, и насекомые. Французский энтомолог Жан Фабр прожил долгую жизнь 92 года, но и этой жизни ему не хватило, чтобы увидеть всех насекомых. В природе нет ничего вредного, бесполезного. Все на своем месте, все имеет определенную цель (слайды с животными, птицами, бабочками, насекомыми). 4 учащийся: Спасибо тебе за моря и за сушу. За воздух кристальный, За солнечный снег. За то, что любовью наполнила душу И сердце мое полонила навек. В счастливом единстве С землею огромной – И радость моя, и мое торжество. Спасибо, что я прихожусь тебе Кровной. Меня возвышает такое родство                                 Л. Щипахина. (слайд с морем) 5 учащийся:  Человек неразрывно связан с природой. Деревья, цветы, звери, птицы – их вид, цветовая палитра и звуки, запахи – все это живет в нас, и чем богаче природа вокруг нас, тем в большей степени мы чувствуем себя людьми. Если это осознают все, то есть надежда, что вся эта красота будет сохранена и ее увидят следующие поколения (слайд с птицами, лесом). 6 учащийся: Невозмутимый строй во всем, созвучье полное в природе, писал Тютчев. Но это созвучие можно легко нарушить, если не беречь окружающую природу. 7 учащийся: Все живые существа существуют благодаря фотосинтезу. Растения синтезируют органические вещества из углекислого газа и воды под действием солнечной энергии. При этом они обогащают нашу атмосферу кислородом. Около 90% всей фитомассы сконцентрирована в лесах. Суммарная листовая поверхность лесов мира почти в 4 раза превышает поверхность нашей планеты.(слайд с процессом фотосинтеза) 8 учащийся: Лесом покрыто 30% суши. Лес – это главная производительная, энергетическая база. Деревья обладают способностью преобразовывать химические и атмосферные загрязнители, поглощают пыль и отдельные компоненты промышленных загрязнений, убивают болезнетворных микробов. Даже при кратковременном пребывании в нем наблюдается улучшение деятельности сердца, углублении дыхания и снижение возбудимости коры головного мозга. 1 га леса в год способен поглотить 5–10 т СО2, а выделить 10–20 т кислорода. За 1 час такой участок леса поглотит весь СО2, который выделяют при дыхании 200 человек (демонстрация таблицы, слайд с лесом). 9 учащийся: Шумит, шумит зеленый лес! Знаком мне шум твой величавый И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой Я с детства понимать привык Твое молчание немое И твой таинственный язык Как что-то близкое, родное (слайд с лесом). 10 учащийся: Лес – это хранитель вод. Ему принадлежит решающая роль в предупреждении эрозии почв, в борьбе с засухами. В лесах России произрастает около 100 видов диких плодовых, ягодных и орехоплодных растений. Растения ежегодно дают около 11 млн. т. ценнейших пищевых продуктов и около 20 млн. т. лекарственного сырья. Человек связан с лесом неисчислимыми и нерасторжимыми узами. От его состояния и сохранности зависит сама среда нашего обитания. Лес является убежищем для животных и птиц и их кормом. Лес – один из факторов поддержания равновесия химического состава атмосферы, особенно в балансе трех веществ O2, N2, CO2 (слайд с лесом). 11 учащийся: На протяжении многих веков леса истреблялись и не воспроизводились. Ежегодный объем рубок составляет более 3 млрд. м3 и к 2000 году он составит 4 млрд. м3. Уже деградировано 160 млн. га тропических лесов. В нашей стране леса тоже находятся в плачевном состоянии. Почти на нет были сведены хвойные леса. Ценнейшие породы деревьев замещались низкопродуктивными деревьями. При современных темпах лесозаготовок, оставшихся лесов хватит на 50-60 лет. А восстановление лесов происходит за 100-120 лет. Будущее лесов – в руках человека (слайды с дремучими лесами). 12 учащийся: Из всех зеленых сокровищ и чудес Нежней всего люблю дремучий лес Не то люблю, Что ягоды дарит, А то, что он о тайнах говорит, И шум лесной И шепот тишины – Загадочными знаками полны. Кусты, деревья, травы и цветы Хранят в лесу разгадку красоты, А красота Для всех земных людей – Учитель жизни До заката дней.                                И. Кобзев. 13 учащийся: Большой вред лесу наносят отдыхающие. Они оказывают механическое воздействие на почву, уплотняют ее и повреждают травы. Достаточно несколько раз наступить на растение, и оно уже не сможет подняться. После трех лет интенсивного использования лесных полян, потребуется 5-6 лет для их восстановления. Большой вред лесу наносят костры, которые так любят разводить отдыхающие. Такое отношение к лесу приводит к засыханию трав, кустарников, деревьев, поражению их болезнетворными организмами, исчезновению ягод и грибов, пересыханию источников (слайд с пожарами, кострами). 14 учащийся: В Пензенской области лесостепи занимают 20 % территории. Но они распределены не равномерно. В левобережном бассейне Суры, в бассейне Мокши, Хопра, Узы лесов меньше нормы. Поэтому в этих районах необходимо создавать посадки и охранять, и рационально использовать существующие леса. Охранять необходимо не только деревья, но и животный мир (слайд с лесостепью). 15 учащийся: Состояние растительного и животного мира, а также здоровье человека зависят от окружающей среды. Источниками загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы являются: транспорт, промышленность, сельское хозяйство и бытовое хозяйство. Заводы, фабрики, электростанции выбрасывают в воздух дым, а с ним различные вредные газы, копоть, которые загрязняют воздух. Попадая на слизистые оболочки носа, глаз, ротовой полости, кожи и в дыхательные пути они вызывают воспаление и могут привести к аллергическим заболеваниям. Вредные газы в виде кислотных дождей попадают затем в почву и в водоемы. От кислотных дождей страдают и растения, и животные, и здоровье человека: загрязняется питьевая вода, так как кислоты вытесняют из пород размытые токсичные металлы: ртуть, свинец, кадмий, цинк и другие. Городская среда содержит много пыли, в состав которой входит 1 % свинца (слайды с фабриками, заводами, транспортом). 1 учащийся: Свинец накапливается в растениях, животных и попадает в организм человека через кожу и дыхательные пути. Он накапливается в печени, почках, костях, крови и поражает центральную нервную систему. Вредное воздействие оказывает и кадмий. При длительном поступлении в организм человека кадмий приводит к заболеваниям костной ткани и нервной системы. Большую опасность представляет и ртуть. Она  попадает в организм через кожу и дыхательные пути. Особенно токсичны соединения ртути: метилртуть и этилртуть. Она попадает в кровь и откладывается в печени, почках, селезенке, в тканях мозга. Требуется 70 дней, чтобы содержание ртути уменьшилось наполовину. Накопление ртути в организме приводит к поражению нервной системы, нарушает сон и разрушает костную ткань. Заражение металлами может происходить и через употребление рыбы, в которых происходит накопление тяжелых металлов. Опасное воздействие на организм оказывает бензол, который уменьшает число эритроцитов, снижает гемоглобин. Промышленные предприятия ежегодно выбрасывают в атмосферу 100 млн. т. вредных веществ, а в реки ежегодно сбрасывается около 160 км3 промышленных стоков. Демонстрируется таблица: «Тяжелые металлы и их воздействие на организм» (тот же слайд, затем таблица «Тяжелые металлы и их воздействие на организм») 2 учащийся: Сильно загрязняет окружающую среду и транспорт. В почву и водоемы попадают нефть, углеводороды, свинец, а в атмосферу продукты неполного сгорания топлива: оксид углерода CO, оксид азота NO и NO2, оксид серы SO2 и другие. Выхлопные газы автомобиля содержат около 200 вредных компонентов. Очень вреден для здоровья человека оксид углерода CO, который называется «угарным газом». СО связывается с гемоглобином крови, который является переносчиком кислорода и блокирует дыхание. В результате наступает кислородное голодание и человек может погибнуть. Очень опасны для здоровья оксиды азота, которые в дыхательных путях соединяются с водой и образуют азотную кислоту HNO3 и азотистую HNO2 кислоту. Оксиды азота в 10 раз опаснее для организма, чем оксиды углерода СО. Повышение смертности от рака легких ученые связывают с развитием автомобильного транспорта. Оксиды азота разрушают озоновый слой в атмосфере. Его роль огромна. Он отражает космические и сильные ультрафиолетовые лучи, которые губительно действуют на живые организмы (слайд с транспортом). 3 учащийся: Для полного сгорания 1 кг бензина требуется около 15 кг воздуха или 3,5 кг кислорода. Значит средний автомобиль, пробегающий за год 10 тыс. км сжигает 10 тонн бензина и расходует 35 т. кислорода и выбрасывает в атмосферу 160 т выхлопных газов. При полном сгорании должны образовываться СО2 и Н2О, но в реальности этого не происходит. Транспорт поставляет в окружающую среду свинец. Его содержится 5 г на 10 кг бензина. При сгорании бензина, свинец выделяется вместе с выхлопными газами в виде мельчайших частиц, легко проникают в организм человека и оседают на растительности и в почве. За год один автомобиль выделяет 2,5–3 кг свинца. На каждого человека приходится 30–50 г свинца. Свинец – сильный яд, который поражает все системы органов. Демонстрируется таблица. Двигатели мотоциклов выбрасывают в окружающую среду в несколько раз больше концерагенов, чем автомобили. (автомобиль, транспорт, таблица). 4 учащийся: На долю автомобилей приходится 70 % всех вредных выбросов в промышленных городах. Кроме продуктов сгорания каждый автомобиль оставляет 5-8 кг резиновой пыли за счет торможения и большое количество антифризов и массы, которые попадают на почву и уничтожают микрофлору почвы на десятилетия. Автомобильные дороги разрушают почву, изменяют ее структуру. Ядовитые вещества вместе со стоками с территорий автобаз, автозаправочных станций попадают в водоемы. Эти стоки содержат нефть, бензин, фенолы, кислоты щелочи, соли металлов. Нефть и бензин образуют на поверхности тонкий слой, который задерживает ультрафиолетовые лучи и губительно действует на животный и растительный мир водоемов. Эта пленка задерживает поступление в водоемы кислорода (демонстрация слайдов с автомобилем, автобазой). 5 учащийся: С 1 января 1981 года был принят закон «Об охране атмосферного воздуха». За чистотой воздуха осуществляется постоянный контроль. Большое значение для уменьшения загрязнения атмосферы автомобилями имеет техническое состояние автомобилей. Исправленный автомобиль меньше загрязняет атмосферу. Неисправность одной форсунки у двигателя повышает расход топлива на 27–28 %. Все это приводит к повышению уровня загрязнения атмосферы в несколько раз. В настоящее время ученые разрабатывают специальные насадки на выхлопные трубы, в которых будут досжигаться оксид углерода и углеводороды. Это уменьшит содержание в выхлопных газах СО на 70–95 %, а углеводородов на 50–80 %. Разрабатываются новые конструкции двигателей, которые будут более экологически чистыми. Ведутся работы по замене бензина на другие виды топлива: синтетический спирт, аммиак, водород. Применение этих видов топлива значительно уменьшает выброс в атмосферу ядовитых веществ (демонстрация слайда с автомобилем и его выбросами).   Что здесь зашифровано?

Здесь записаны формулы веществ, которые загрязняют атмосферу, почву и водоемы. Цифра указывает букву, которую нужно взять из названия вещества.

6 учащийся: Окружающую среду загрязняет и сельское хозяйство. Избыточное внесение удобрений приводит к накоплению веществ в почве, а затем вместе со стоками попадают в водоемы. Нитриты и нитраты накапливаются в овощах и попадают в организм человека. Особенно опасны нитриты, так как они взаимодействуют с гемоглобином крови и переводят двухвалентное железо в трехвалентное, которое блокирует перенос кислорода. Кроме этого нитриты образуют в организме человека канцерогенные вещества, которые применяют для борьбы с сорными растениями. Они трудно разлагаются, для их разложения нужны десятки лет. Очень важен строгий контроль за внесением удобрений. Из овощей особенно много накапливают нитратов капуста, картофель и свекла. Перед употреблением их в пищу рекомендуется некоторое время подержать их в воде, так как нитраты и нитриты хорошо растворяются в воде, и их содержание таким образом можно снизить (демонстрация слайда поле с транспортом). 7 учащийся: Источником загрязнения является и бытовое хозяйство. Использование чистящих и моющих средств загрязняет почву и водоемы. Эти вещества могут длительное время не разлагаться и смогут оказывать вредное воздействие на организм человека. Многие средства вызывают воспаление слизистых оболочек глаз, носа, кожные заболевания. Использование для борьбы с насекомыми дихлофоса, хлорофоса и тиофоса приносят большой вред человеку. Они действуют на нервную систему, дыхательные пути, вызывают отравления. Люди обычно не соблюдают нормы, которые указаны на чистящих и моющих средствах, а сыпят «на глаз», в несколько раз больше, чем положено. И этим наносят себе вред (демонстрация слайда вид реки). Кроссворд (демонстрация таблицы) 8 учащийся: Источником загрязнения окружающей среды является атомная энергетика. Радиоактивное загрязнение очень опасно для человека и животных. Оно может привести к заболеваниям крови, к лучевой болезни. Повышенная радиация нарушает генотип человека и животных и может вызвать уродства в последующих поколениях. Генетические уродства возросли на 12,7–13,2 %. Это убедительно показала авария на Чернобыльской АЭС. После аварии многие жители в большом радиусе получили заболевание крови и погибли. До сих пор в этом районе рождаются дети с физическими и умственными недостатками (демонстрация слайда с атомной электростанцией). Ребус:

Если вы отгадаете этот ребус, то узнаете, какие корнеплоды способствуют выведению радиоактивных веществ из организма человека.

 

9 учащийся: В настоящее время остро стоит проблема охраны водоемов, которые загрязняются стоками промышленных предприятий и бытового хозяйства. В промышленных стоках содержится хлор, фтор, свинец, ртуть, которые губительно действуют на животный и растительный мир водоемов. Стоки автозаправочных станций и ремонтных заводов содержат нефть, нефтепродукты, фенолы, кислоты, соли тяжелых металлов. А вы знаете, что вода – это источник жизни (слайд с изображением реки). 10 учащийся: Воду человек ценит во все времена и эпохи – «Вода дороже золота» – утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если исчезнут запасы воды. Величественные пески Сахары, неприступные и жестокие, поглотили многих смельчаков, даже целые караваны. Их всех убивала «одна карающая рука», неумолимая и безжалостная – жажда. В пустыне человек без воды выдерживает около суток. Во время одного их таких переходов 25 веков назад бесследно исчезла могущественная 50 тысячная армия персидского царя Камбаса (слайд с изображением пустыни). 11 учащийся: Значение воды огромно. Все живые организмы не менее чем на ¾ состоят из воды. Она является и растворителем многих веществ, участвует в химических процессах, протекающих в клетках, входит в состав всех тканей, участвует в процессе фотосинтеза, это и источник кислорода. Вода – это единственное в природе минеральное вещество, которое нельзя заменить другим. Поверхность воды всегда затянута тончайшей пленкой из молекул. По ней как по паркету бегают насекомые. Силы поверхностного натяжения заставляют воду подниматься из глубины почвы и питать растения. Подсчитали, чтобы разорвать столбик воды диаметром 3 см необходимо приложить массу 100 т. Это целых 2 груженых вагона. А как разнообразны кристаллы, которые образуются при охлаждении воды. Японский ученый Масару Емото исследовал кристаллизацию воды под действием различной информации и получил такие результаты. Таблица (демонстрация слайдов кристаллов воды под действием разной информации). Основные потребители воды: промышленность, сельское хозяйство и бытовое хозяйство. Расходуется воды огромное количество. На производство 1 т угля требуется около 6 т воды, 1 т хлопка – 200 т воды, 1 т синтетического волокна – 2500 т, 1 т меди – 5000 т воды. По примерным подсчетам все население земельного шара расходует в сутки 7 млрд. тонн воды, а в год 2500 км3. Демонстрируется таблица «Расход воды на различные производства», «Расход воды на Земле» 12 учащийся: Российские ученые и ученые всех стран разрабатывают более эффективные способы очистки сточных вод, создание безотходных производств и замкнутых технологий, которые позволят отработанную воду возвращать опять в производство. Все это будет способствовать уменьшению загрязнения наших водоемов и сохранения фауны и флоры. В Пензенской области состояние рек вызывает большую тревогу. Реки мелеют и загрязняются. Основная причина обмеления рек – это уничтожение лесов, которые являются главными хранителями вод. Поэтому проблема чистой воды в нашей области стоит наиболее остро. (слайд с видом природы). 13 учащийся: От того, какова окружающая среда, зависит наш здоровье. Здоровье – это не только отсутствие болезней – это способность быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям среды, способность выполнять профессиональные, общественные и биологические функции. Не случайно на вопрос, что для человека является наиболее ценным «богатство или слава», один из древнейших философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля (слайд с видом природы). 14 учащийся:   Обязанностью человека по отношению к природе и себе является не допустить исчезновение на Земле ни одной бабочки, птицы, жучка, растения и других живых обитателей. В наши дни трудно встретить человека, который бы не понимал необходимость охраны природы. Люди все отчетливее осознают, что их благополучие все в большей степени зависит от состояния окружающей среды. Охранять природу должны не только взрослые, но и все ребята. Так давайте же учиться быть хорошими хозяевами на Земле, прекрасной из планет Вселенной. Вырастая, все хотят быть культурными людьми, достойными жить в новом веке. Но надо помнить, что культурным человеком может называться в наше время тот, который умеет правильно, грамотно обращаться с Природой. Нельзя дать планете превратиться в безжизненную пустыню. Надо сохранить мир мирным, небо чистым, а Солнце ярким и теплым! 15 учащийся: Мир бесконечен и богат, И небо жизни звездно. Пусть будет пахарем солдат Пока еще не поздно Пусть ярче светится во мгле Мечта сторожевая. Пусть жизнь ликует на Земле, Пока Земля живая. Земля –  твой мир, твой отчий дом, Твои любовь и дети Храни ее своим трудом И песней на рассвете. (слайд с природой, земной шар). А сейчас прослушайте экологические частушки в исполнении девушек 10 класса. Аккомпанирует ученик 11 класса. Слова частушек написала учитель химии Горбунова Лариса Георгиевна.

Экологические частушки (исполняют 5 учащихся).
  Мы частушки вам споем А вы лучше слушайте, А когда пойдете в лес Вы побольше думайте.   В лес ты другом заходи И костров не разводи, Муравейников не трогай По тропиночкам ходи.   А в лесу вы не шумите, Наслаждайтесь красотой, Птиц, зверюшек не спугните, Обходите стороной.   Птицы вьются в облаках, Высоко и близко, Раки водятся в реках Если в реках чисто.   А заводы все дымят, Небо синее коптят, Тучи грязных облаков Все над городом висят.   А когда пойдут дожди, Ты на двор не выходи, Вместо чистого дождя Будет капать кислота.   Если в ливень попадешь, То и вовсе пропадешь, Вся одежда будет в пятнах, Если крыши не найдешь.   Если вздумаешь водицей, Дождевою искупаться, Можешь без волос остаться, А потом все удивятся.   Птицы радость нам несут Песни разные поют Пташек всех вы берегите, А зимой вы их кормите.   Птицы всюду: там и тут Воробьи, чижи, свирели, Если птицы пропадут Будет глухо, как в пещере.   Если ты пришел не с миром, К деревцам, животным, птицам, Больше в лес не приходи, Быстро ноги уноси.   А когда пойдете в лес Вы грибочки собирать, Нужно помнить и всем знать Травку, ягоды не мять!   А цветок вы не ломайте Посмотрите и уйдите Он красив, когда растет, А сорвете – пропадет.   Все нуждаются в охране: Рыбы, птицы и ужи, И зверюшки, и букашки Все красивы и нужны.   Рыбы плавают в реке, Чисту воду мутят, Будут плавать на спине Если стоки спустят.   Мы частушки все вам спели Думаем не зря потели, Если не беречь природу Мы получим катастрофу.   В лес почаще приходите Свежим воздухом дышите, И поменьше вы курите И здоровье берегите.