Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Общая инструкция к проведению исследования | Обучение и развитие детей

Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Общая инструкция к проведению исследования

На главную
Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Общая инструкция к проведению исследования
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика интеллектуального развития
Для правильного проведения тестирования необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1. При наличии у экспериментатора двух различных форм теста (А, Б) рекомендуется, чтобы соседи по парте работали с разными формами теста.

2. При наличии только одной формы теста желательно, чтобы за столом сидел только один испытуемый.

 

3. Исследование проводится двумя экспериментаторами: один зачитывает инструкции, разбирает примеры, контролирует время выполнения субтестов (с помощью секундомера), другой — следит за процедурой выполнения субтестов учащимися, отмечает время школьников, которые быстро справились с выполнением субтеста.

4. Субтесты должны выполняться учащимися только самостоятельно. Никакой помощи во время выполнения задания экспериментаторы детям не оказывают.

5. Время выполнения каждого субтеста ограничено 10 минутами. Перед каждым субтестом отводится дополнительно 1,5-3 минуты на изучение инструкции и ознакомление с примерами решений.

Общая инструкция испытуемым по всему тесту делается экспериментатором в устной форме, для этого он обращается к ним со следующими словами: «Ребята! Сейчас мы с вами поиграем. Вам будут предложены задания. Выполняя их, вам нужно проявить находчивость, настойчивость. Вам придется рассуждать, сравнивать предметы и явления, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках. Если вам не удастся найти все решения, то волноваться и расстраиваться из–за этого не нужно. Работайте спокойно и внимательно. Перед каждым новым заданием вам будет объяснено, как его надо выполнять. На выполнение задания отводится определенное время. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании, старайтесь работать быстро и без ошибок. Не отвлекайтесь во время работы. На советы с соседом или с соседкой у вас не останется времени. Начинать и заканчивать работу вы будете только по сигналу. Этим сигналом будет слово «начали». Сигналом к окончанию работы будет слово «закончили».

После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает учащимся тетради социально-психологической поддержки и просит ребят заполнить первую страницу. Учащиеся указывают свою фамилию, имя, возраст (число лет и месяцев), сведения о классе и школе, где учится испытуемый, время проведения исследования. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, психолог просит учащихся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем психолог зачитывает инструкцию первого субтеста и разбирает примеры. Далее он спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответе на вопрос экспериментатору следует вновь зачитать соответствующее место теста. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задание. При этом экспериментатор, чтобы не привлекать внимание учащихся и не создавать у них чувство напряженности, незаметно включает секундомер. По истечении времени, отведенного на выполнение субтеста, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых, предлагает им отложить ручки и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.

Инструкция к субтесту 1 (субтест на общую осведомленность и информированность в разных областях в соответствии с учебной программой). Экспериментатор говорит детям: «Ребята! Сейчас мы будем выполнять субтест 1. Он называется «Какое слово подходит?» Вы должны будете прочитать предложение, а затем из 5 слов, указанных ниже, выбрать то, которое подходит. Например (записать на доске):

В классе всегда есть: а) люстра, б) ковер, в) парта, г) диван, д) кресло.

(1-й класс — в столбик, 2, 3, 4-й — в строчку.) Правильный ответ — «парта», это слово надо подчеркнуть одной чертой, вот так: «Парта». К работе приступаем по моему сигналу. Этим сигналом будет слово «начали». Сигналом к окончанию работы будет слово «закончили». Если вы ошиблись, перечеркните неправильный ответ крестиком и подчеркните нужный ответ одной чертой.

Если вы закончили работу раньше, проверьте выполнение задания».

Инструкции к следующим субтестам даются по аналогии.

Таблица перевода предварительных оценок в шкальные



Шкальная оценка
Предварительные оценки в сырых баллах

Шкальная оценка

общая осведомленность

(балл качества)

сходство

(балл качества)

логика

(число ошибок)

исключение лишнего

(число ошибок)

35

49–50

30

 

 

35

34

46–48

29

 

0

34

33

44–45

27–28

 

 

33

32

41–43

26

 

 

32

31

39–40

24–25

0

1

31

30

36–38

23

 

 

30

29

34–35

22

1

 

29

28

31–33

20–21

 

2

28

27

29–30

19

2

 

27

26

26–28

18

3

3

26

25

24–25

16–17

4

 

25

24

21–23

15

5

4

24

23

19–20

13–14

6

5

23

22

16–18

12

7

 

22

21

14–15

11

8–9

6

21

20

11–13

9–10

10–11

7

20

19

9–10

8

12–14

8

19

18

6–8

6–7

15–17

9

18

17

3–5

5

18–20

10–11

17

16

1–2

4

 

12

16

15

0

2–3

 

13–14

15

14

 

1

 

15–17

14

13

 

0

 

 

13

Общая оценка вербального интеллекта в баллах IQ (со средним 100 и б = 15) получается суммированием шкальных оценок по четырем вербальным субтестам.

Примечание: предварительные сырые оценки по субтестам «общая осведомленность» и «сходство» получаются суммированием оценок правильности выполнения отдельных задач, входящих в эти субтесты. За каждую задачу начисляется от 0 до 2 баллов.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

 

Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Общая инструкция к проведению исследования

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика интеллектуального развития Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Общая инструкция к проведению исследования
Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Общая инструкция к проведению исследования
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика интеллектуального развития
Для правильного проведения тестирования необходимо обратить внимание на следующие моменты: (далее…)