Жизнь без табака (5 класс-11 класс) | Обучение и развитие детей

Жизнь без табака (5 класс-11 класс)

На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика вредных привычек Жизнь без табака (5 класс-11 класс)
Жизнь без табака (5 класс-11 класс)
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика вредных привычек
Индекс материала
Жизнь без табака (5 класс-11 класс)
Жизнь без табака (6 класс)
Жизнь без табака (7 класс)
Жизнь без табака (8 класс)
Жизнь без табака (9 класс)
Жизнь без табака (10 класс)
Жизнь без табака (11 класс)
Все страницы
Страница 1 из 7Занятия в 5 классе

Занятие 1. Привычки и здоровье

Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Например, кто-то привык рано ложиться спать, а кто-то поздно; кто-то привык терпеть боль, а кто-то нет. Можно привыкнуть к определенному месту, одежде, играм.

Привычки формируются

в результате многократных повторений: когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.

Привычки бывают полезными и вредными. Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека. Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Например: чистить зубы, питаться в одно и то же время, спать при открытой форточке. Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными: привычка есть много сладостей, долго сидеть у телевизора, читать лежа, разговаривать во время еды.

Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление алкоголя, табака, наркотиков.

Под их воздействием поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок и пр.), сосуды, головной мозг.

Снижается работоспособность человека, ослабевают зрение, слух, память. Меняется поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для их жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого не узнают в жизни.

Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них бывает очень трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми человеку. Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ними сам.

Допустим, что кто-то из ребят привык вставать поздно по выходным дням, а его начинают будить рано. Как он реагирует на это? Он ворчит, не хочет просыпаться, обижается, а когда встает, еще долгое время ходит вялым. Однако, несмотря на это, он сможет справиться с подобным состоянием сам, без посторонней помощи.

От таких привычек, как курение, употребление алкоголя, наркотиков, трудно избавиться самому.

Человек вынужден обращаться за помощью к психологу или врачу. Это связано с тем, что, попадая в организм, табак, алкоголь, наркотики становятся неотъемлемой частью обменных процессов организма. Организм начинает требовать тех компонентов, которые вредны для здоровья.

Вопросы по теме занятия:

1. Какие привычки называют полезными?

2. Какие привычки называют вредными?

3. К чему приводят вредные привычки?

4. Может ли человек сам избавиться от вредной привычки?

Информ-дайджест1

От чего же зависит здоровье человека?

Оказалось, что если принять условно уровень здоровья за целое, то половина зависит от наследственных факторов (от того, насколько здоровы родители), от условий внешней среды (чистого воздуха, природы, воды, экологии) и от деятельности системы здравоохранения. А что же остальная половина? Она зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

По современным представлениям, в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

q отказ от разрушителей здоровья, т.е. от вредных привычек (курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ);

q активный двигательный режим;

q рациональное питание;

q закаливание;

q личная гигиена;

q положительные эмоции.

Занятие 2. Вредные привычки

Давайте вспомним, какие бывают привычки? Как они влияют на здоровье человека?

Итак, вредные привычки оказывают отрицательное влияние на здоровье. Кроме физических нарушений (нарушения работы сердца, желудка, печени, легких) у человека развиваются нарушения психические: в состоянии алкогольного опьянения меняется его поведение — он становится неуправляемым, теряет контроль над собой; появляется агрессивность — он становится буйным. В таком состоянии человек способен обидеть родных и близких, друзей, совершить насилие, нарушить правопорядок.

Если прием алкоголя

повторяется довольно часто,

постепенно развивается болезнь

алкоголизм. Жизнь такого человека превращается в поиск алкоголя и друзей для совместной выпивки. Он способен отдать все, лишь бы достичь своей цели. Поэтому очень часто люди, злоупотребляющие алкоголем,

продают все, что у них есть,

а вырученные деньги тратят

на покупку новой дозы алкоголя.

Становясь зависимыми от употребления спиртных напитков, они начинают ссориться с родными и близкими, друзьями, перестают ходить на работу, постоянно врут и дают ложные обещания. Окружающим трудно жить и общаться с таким человеком. В результате алкоголики остаются одни, разрушаются их семьи, они теряют работу и друзей.

Употребление наркотиков еще более опасно, чем употребление алкоголя.

В состоянии наркотического

опьянения у человека происходят очень резкие изменения психики,

у него появляются галлюцинации,

т.е. видения, которые реально не существуют. Эти видения настолько яркие, что человек не замечает ничего вокруг себя, а живет только своими ощущениями.

Такие галлюцинации очень опасны как для самого человека, так и для окружающих. Это связано с тем, что видения часто носят устрашающий характер. Человеку кажется, что его преследуют или хотят убить, он начинает испытывать страх, который может привести к самоубийству. В таком состоянии контроль над поведением ослабевает, человек способен обидеть близких людей, совершить насилие или даже убийство. Очень тяжелым является состояние, которое наступает после того, когда действие наркотиков пройдет. Оно настолько болезненно, что человек вынужден опять применять наркотик. Развивается болезнь — наркомани€я, которая очень быстро может привести к смерти. Вместе с наркоманом страдают и близкие люди. Наркоманы перестают интересоваться делами семьи, друзей. Они становятся угрюмыми, злыми, так как все время думают о том, где достать очередную порцию наркотика. Ради нее они готовы пойти на любое преступление и часто оказываются в тюремном заключении.

В отличие от алкоголя и наркотика

табак не вызывает сильных изменений в поведении человека. Однако

в этом и таится его опасность.

Курящие люди наносят вред окружающим. В табачном дыме содержится много вредных веществ, которые, попадая в организм, накапливаются и оказывают разрушающее действие. При этом они опасны не только для самого курильщика, но и для людей, находящихся рядом в момент курения.

Длительное курение

приводит к тому, что человек часто болеет, у него снижаются работоспособность, внимание и физическая выносливость.

У курящих людей повышается риск возникновения раковых заболеваний, которые ведут к преждевременной смерти или инвалидности. У них часто возникают конфликты с теми, кто не курит.

Курящие люди не способны достичь высоких результатов в спорте и некоторых других видах деятельности, таких, например, как пение. Курение плохо влияет на голосовые связки, голос становится сиплым. У курящих меняется внешность, такие люди со временем становятся малопривлекательными. А это немаловажно, особенно для девушек, которые хотят стать актрисами, моделями или просто быть красивыми.

Поэтому не стоит приучать себя к подобным привычкам, даже несмотря на то, что они есть у взрослых. Детский организм только формируется, и если сейчас он «привыкнет» хотя бы к одной из них, то в будущем последствия могут быть очень тяжелыми.

Вопросы по теме занятия:

1. Что такое алкоголизм? К чему он приводит?

2. Кто такие наркоманы? Каковы последствия употребления наркотиков?

3. Какой вред здоровью приносит курение?

Информ-дайджест

Почему мы курим?

Как уже упоминалось выше, одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ.

Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможна лишь в том случае, когда известны причины этого явления. Что касается табакокурения, то многие школьники впервые знакомятся с сигаретой в 1–2 классах, и движет ими прежде всего любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается весьма неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота вплоть до рвоты), дети к табаку больше не тянутся, и во 2–6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство.

Согласно исследованиям

психологов, чаще всего причинами курения подростков являются: подражание более старшим товарищам, особенно тем, на которых хотелось бы быть похожим (в том числе и родителям); желание казаться взрослым, независимым; желание «быть как все» в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей («сладость запретного плода»), особенно в тех случаях,

когда сами родители курят.

Бытующее представление о том, что курение позволяет похудеть (что не соответствует действительности), иной раз является причиной того, что за сигарету берутся подростки с избыточным весом, чаще всего девушки. Безусловно, весомый вклад в то, что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий.

Занятия 3–4. Курение и здоровье

Что вы знаете о курении?

Табак — это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин.

Европейцам долго не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, втягивая его из листьев, свернутых в трубки, зажженные на конце.

Такие трубки индейцы называли

«сигаро». Нередко индейцы

клали сушеные тлеющие листья

в специальные сосуды, которые

называли «табако».

В Европу табак был завезен в 1496 году испанским монахом Романом Пано, участником второй экспедиции Колумба. В 1559 году табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение, и в знак признательности Жану Нико это «целебное средство» Екатерина Медичи стала называть никотином. Так табак стал применяться как средство от всех болезней. Однако это продолжалось недолго.

Частые случаи отравления табаком, пожары от курения вызвали разочарование. Победоносное шествие табака сменилось его преследованием.

В Россию табак был завезен англичанами в 1585 году через Архангельск. Курение и нюханье табака жестоко преследовались. Уличенные в курении строго наказывались: их били кнутом, а торговцам отрезали носы, рвали ноздри и ссылали в дальние края. С приходом к власти Петра I запрет был отменен. Постепенно все народы пристрастились к курению. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызывать зависимость от него.

Основным составляющим компонентом всех видов табака является никотин. Кроме никотина в табачном дыме обнаружено до 6000 самых различных компонентов, 30 из которых относятся к разряду ядовитых. Ученые установили, что извлеченный из 5 сигарет никотин убивает кролика, а из 100 — лошадь. Смертельной дозой для человека является 0,06 — 0,08 г никотина.

Почему же люди не умирают сразу, закурив первую сигарету? Дело в том, что никотин поступает в организм небольшими порциями, часть его успевает нейтрализоваться, развивается постепенное привыкание к нему.

Курение очень широко распространено во всем мире, в том числе и в нашей стране.

Курение — это не просто вредная привычка. Со временем у человека, который вовремя не остановился, развивается зависимость от никотина, содержащегося в табаке. Действие различных ядовитых веществ, выделяющихся при курении, оказывается для организма человека разрушающим.

Однако это не проявляется мгновенно. Последствия курения формируются медленно, вредные вещества накапливаются и постепенно приводят к развитию различных заболеваний. Особенно опасным является приобщение к курению в детском и подростковом возрасте, так как еще не сформировавшемуся организму очень трудно противостоять токсическому действию табака. Необходимо также подчеркнуть, что курение не является естественной потребностью организма, как, например, еда или сон. На протяжении тысячелетий люди обходились без курения, не подозревая о существовании табака.

Курение не является признаком сильной и взрослой личности, поэтому не следует формировать у себя эту вредную привычку.

Как же воздействует курение на организм человека?

Органы дыхания. Табачный дым поступает в организм курильщика через органы дыхания. Компоненты, находящиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, вызывая ее воспаление. Появляется мучительный кашель. Голосовые связки, расположенные в дыхательных путях, также воспаляются, в результате голос приобретает грубый тембр, становится хриплым, а затем сиплым.

В легких при курении постепенно скапливаются табачный дым и сажа. Мучительный кашель травмирует ткани легкого, снижается их эластичность, накапливается слизь, происходит вздутие легких, значительно ослабевает дыхание.

Нервная система. При курении возникают изменения в нервной системе, обусловленные прежде всего действием никотина.

Никотин вызывает сильное возбуждение клеток коры головного мозга, но через некоторое время эти клетки, устав, затормаживаются, снижают свою деятельность.

Кроме того, углекислый газ, соединяясь с гемоглобином, лишает его возможности усваивать кислород и снабжать им органы и ткани. Нарушается питание головного мозга, следствием чего является ухудшение памяти, внимания, рост утомляемости, снижение общей эффективности работы. Появляется повышенная утомляемость глаз, ухудшается слух, снижается скорость чтения, увеличивается число совершаемых ошибок.

Сердце. Воздействие табачных веществ на сердце сложно и многообразно: учащается пульс, повышается кровяное давление, увеличивается нагрузка на сердце, нарушается питание сердечной мышцы, что приводит к возникновению тяжелых заболеваний сердца. Компоненты табачного дыма поражают сосуды, поэтому у курильщиков появляются головная боль, отеки и боль в нижних конечностях, ощущение тяжести при ходьбе.

Органы пищеварения. Табачный дым, воздействуя на органы пищеварения, вызывает раздражение слизистой оболочки полости рта. В результате этого появляется кровоточивость десен, эмаль (защитный покров зубов) трескается, открывая доступ к проникновению микробов в полость рта. Меняется цвет зубов. Губы сохнут, на них появляются трещины. Вредные вещества табачного дыма, растворяясь в слюне, попадают в желудок и вызывают раздражение слизистой оболочки. Развиваются гастрит, язвенная болезнь. Увеличивается вероятность возникновения раковых заболеваний.

Курильщики наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих. Загрязненный табачным дымом воздух может вызывать у некурящих головную боль, тошноту, повышенную утомляемость, способствовать обострению и развитию новых заболеваний.

По сравнению со взрослыми организм ребенка не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов. От действия табачных веществ его организм менее защищен.

Курящие школьники отстают в физическом и умственном развитии.

Отрицательное действие табачных веществ на организм ребенка более выражено еще и потому, что курящие дети сами ставят себя в более худшие условия, чем взрослые: экономят на еде, чтобы купить сигареты — обычно дешевые — с большим содержанием никотина, курят натощак. Курение несколькими подростками одной сигареты или докуривание окурков способствует возникновению инфекционных заболеваний.

Курящие ученики в сравнении с некурящими более нервны, рассеянны, чаще не успевают в учебе. Особенно это заметно среди школьников 11–18 лет, так как чем раньше начинает курить ребенок, тем его организм оказывается для табачных веществ более ранимым, а наносимый курением ущерб более выраженным, в особенности для организма девочки, будущей матери.

Таким образом, если составить портрет курильщика с длительным стажем, то он будет выглядеть следующим образом. Цвет кожи приобретает землистый оттенок, зубы темнеют, появляется постоянный запах изо рта, голос становится осипшим, работоспособность снижается, ослабевают внимание, слух и зрение. Появляются кашель, одышка, снижается аппетит. Часто возникают различные заболевания, приводящие к ослаблению защитных сил организма. Такой человек не способен в полной мере реализовать свои планы. Он становится зависимым от процесса курения, так как его организм уже не может обходиться без определенной дозы никотина. Из сильной личности человек превращается в раба своей привычки.

Вопросы по теме занятия:

1. Как люди пристрастились к курению?

2. Какие вредные вещества содержатся в табаке и табачном дыме?

3. Почему люди начали курить?

4. Какой вред наносит курение органам дыхания, нервной, сердечно-сосудистой системам, органам пищеварения, окружающим людям?

Информ-дайджест

Что такое волевое усилие?

Психологи считают, что в саморегуляции поведения важную роль играет волевое усилие. Волевое усилие мобилизует человека на преодоление внешних и внутренних трудностей (нежелание отвлекаться от интересной книги, заботиться о соблюдении режима и т.д.). Победа над ленью, страхом, усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворение, переживается как победа над собой.

Внешнее препятствие требует волевого усилия в том случае, когда оно переживается как внутренняя трудность, внутренний барьер, который необходимо преодолеть.

Приведем простой пример. Если отмерить на полу 1 метр и попробовать перешагнуть через это препятствие, то никаких трудностей это задание не составит, никаких волевых усилий не потребуется. Но в условиях альпинистского восхождения ледниковая трещина такой же ширины выступает уже как серьезнейшее препятствие и преодолевается не без усилий.

В обоих случаях движение, казалось бы, сходное — надо лишь широко шагнуть. Трудность в том, что в горах этому шагу предшествует борьба мотивов — чувство самосохранения борется со стремлением оказать помощь товарищу, желанием выполнить взятое на себя обязательство. Победит первое — и человек трусливо попятится от трещины, одержит верх второе — и препятствие будет преодолено, хотя, быть может, для этого понадобится значительное волевое усилие.

Воля как сознательная организация и саморегуляция активности, направленная на преодоление внутренних трудностей, — это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями.

Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила воли, а на другом как ее слабость. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом он обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т.д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Занятие 5. Саморегуляция

В кукольном театре есть куклы-марионетки. Для того чтобы эти куклы двигались, человек дергает за нитки, привязанные к их рукам и ногам. Таким образом, управляя марионеткой, можно передвигать ее по сцене: дернул за одну нитку — поднялась правая нога, дернул за другую — поднялась левая нога.

Иногда про какого-нибудь человека в переносном смысле говорят, что он марионетка. Это значит, что он безоговорочно подчиняется чьим-то приказам. Им как бы управляют другие.

Теперь подумайте, похожи ли вы на марионетку? Кто управляет вашим поведением? Наверное, вы пришли к выводу, что сами управляете своим поведением, но вместе с тем вы не можете сказать, что абсолютно свободны от условий, в которых находитесь. Так, если вы голодны, то будете вести себя по-разному в зависимости от того, где находитесь. Дома, почувствовав голод, вы, скорее всего, сразу отправитесь на кухню и возьмете что-нибудь поесть. Почувствовав голод во время урока, вы подождете перемены (по крайней мере мы так надеемся) и только тогда достанете из портфеля яблоко или бутерброд. Из данного примера видно, что сообразно обстоятельствам вы сами управляете своим поведением, регулируете его. Иными словами, вы действуете по своему желанию. И это называется саморегуляцией.

Саморегуляция поведения очень важна во многих ситуациях, в том числе при искушении попробовать первую сигарету, когда к этому подталкивают сверстники, реклама, желание испытать новые ощущения.

Вопросы по теме занятия:

1. Объясните, как вы понимаете, что такое саморегуляция. Приведите примеры саморегуляции поведения.

2. Представьте себе, что вас пригласили на день рождения к однокласснику. Перед уходом из дома мама напомнила вам, что за столом надо правильно пользоваться столовыми приборами и есть с помощью вилки и ножа, при этом вилку держать в левой руке, а нож — в правой. Когда в гостях все сели за стол, то вы, прежде чем начать есть, вспомнили, что сказала мама вам перед уходом из дома. После этого вы сделали все, как она сказала, и начали есть. Как вы считаете, в этом примере описан процесс саморегуляции или нет?

Информ-дайджест

Забава для дураков

Кто не знает о докторе Фаусте и его извечном спутнике и духовном противнике Мефистофеле? Замечательное произведение великого Гёте «Фауст» изучается в школе, а одноименную оперу, наверное, слышали многие из вас.

Но мало кто знает, что в легенде о Фаусте был и такой интересный эпизод. После открытия Америки Фауст в сопровождении Мефистофеля побывал в Новом Свете (в Америке). Путешествуя, они обнаружили там много интересного, в том числе невиданные растения и среди них — табак. Весьма осведомленный, как всегда, Мефистофель заявил: « Полезная травка, не лопух какой-нибудь! Она осчастливит Старый Свет. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы. Больше не будут говорить про нас, чертей, что мы одни вдыхаем дым и выпускаем его через ноздри. Не набить ли вам табаком трубку, уважаемый доктор?»

На что получил решительный ответ Фауста: «Не надо. Забава для дураков.»

В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма выразительно описал ощущения ребят после первой затяжки и неприятные последствия курения.

Том Сойер учится курить

«После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком…

Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:

— Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.

— И я тоже, — подхватил Джо. — Плевое дело!..

Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще… Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий. У Джо выпала трубка из ослабевших пальцев, у Тома тоже…

Наконец Джо выговорил расслабленным голосом:

— Я потерял ножик… Пойду поищу…

Том дрожащими губами произнес, запинаясь:

— Я помогу тебе. Ты иди в эту сторону, а я туда… к ручью… Нет, Гек, ты не ходи за нами, мы сами найдем.

Гек снова уселся на место и прождал целый час. Потом он соскучился и пошел разыскивать товарищей. Он нашел их в лесу далеко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном. Но что-то подсказало ему, что теперь им полегчало, а если и случилось им пережить несколько неприятных минут, то теперь уже все позади.

За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, и, когда Гек после ужина, набив трубку для себя, захотел набить и для них, оба в один голос сказали: «Не надо», так как они чувствуют себя очень неважно».

Занятие 6. Причины курения

Приобщение к курению, как правило, возникает в подростковом возрасте, когда хочется экспериментировать, когда возникают потребность в самоутверждении, стремление отождествлять себя с окружающей группой, создать свой имидж, чувствовать себя более взрослым и, наконец, в качестве протеста против установок родителей либо общества. Курение очень часто сочетается с приемом алкогольных напитков, наркотических веществ, поэтому порой очень трудно определить истинную мотивацию (причину курения).

В процессе приобщения к курению просматриваются четыре важные стадии: узнавание, проба (экспериментирование), привыкание, продолжение (зависимость). Первое узнавание того, что курение существует как привычка, происходит в раннем детстве, когда ребенок видит вокруг себя курящих взрослых. Будучи пассивным курильщиком, он привыкает к запаху и виду сигарет. Со временем возникает желание попробовать самому.

Как правило, эксперимент начинается в группе и происходит с одобрения сверстников. Боязнь быть отвергнутым усиливает желание.

Стремление к независимости от окружающих приводит к продолжению экспериментов. Появляется вера в то, что курение успокаивает нервы, улучшает настроение. Развивается привычка, вызванная привыканием организма к действию никотина, переходящая в никотиновую зависимость.

При отказе от курения возникает синдром отмены. Данный синдром характеризуется тем, что нарушается способность концентрировать внимание, снижается познавательная способность, меняется настроение. Тяжесть проявления синдрома может быть различной, вплоть до того, что человек уже не может отказаться от вредной привычки без консультаций специалиста.

В отличие от наркоманов и алкоголиков курильщики не склонны к антиобщественному поведению. Поэтому основными социальными последствиями курения являются:

q рождение ослабленного потомства;

q нарушение взаимоотношений между людьми;

q увеличение риска возникновения заболеваний внутренних органов;

q преждевременная смерть.

Эти последствия наносят большой экономический ущерб обществу. Общество несет расходы по лечению, оплате больничных листов, недополучает продукцию, которую могли бы изготовить заболевшие по причине курения люди.

Если распространенность курения будет сохраняться на том уровне, который существует сейчас, то смертность от курения во второй четверти XXI века будет ежегодно составлять 10 миллионов человек. Около половины этих смертей произойдет в средней возрастной категории (40–60 лет). Те люди, которые должны погибнуть, сегодня еще дети или начинающие жизнь взрослые. Потеря продолжительности их жизни составляет около 20 лет. Не менее удручающая статистика существует и для нашей страны.

По расчетным данным ежегодно в Республике Беларусь лишаются жизни вследствие этой привычки 15 500 человек, в том числе 15 000 мужчин и 500 женщин. Для сравнения можно указать, что в результате дорожно-транспортных происшествий в Беларуси погибает ежегодно около 2000 человек, т.е. в 8 раз меньше. Средняя потеря продолжительности жизни курящих белорусов для всех возрастов составляет 18 лет, а для возрастной группы 35–69 лет — 21 год.

Вот что сказал бывший крупный работник табачной промышленности В. Кроуфорд в совместном с президентом США Б. Клинтоном радиообращении: «На протяжении нескольких лет я оборонял табачную промышленность от всех, кто стремился ограничить курение. Мне довелось обманывать многих людей, но получилось так, что я обманул и себя тоже. Я начал курить в 13 лет и всю жизнь очень много курил. Сегодня в моем горле и легких, там, где был табачный дым, найдены раковые метастазы, и я знаю, что они скоро убьют меня. Я уже опоздал, но вы еще нет. Думайте. Не давайте никому вас обмануть. Не курите».

Вопросы по теме занятия:

1. Назовите четыре стадии приобщения к курению.

2. Что означает синдром отмены?

3. Назовите основные социальные последствия курения.

4. Почему молодые люди начинают курить?

Информ-дайджест

Почему молодые люди начинают курить?

По данным американского психолога Ф. Райса, табак — первый из наиболее распространенных среди подростков 12–17 лет наркотиков. Одна третья часть учащихся средней школы в возрасте 12–17 лет хотя бы раз пробовали курить сигареты. Столько же 18–25-летних — постоянные курильщики. Более половины всех курящих молодых людей свою первую сигарету выкурили в возрасте до 12 лет. В среднем число курящих юношей примерно равно числу курящих девушек. В некоторых учебных заведениях курящих девушек даже больше. В настоящее время произошло уменьшение процента курящих среди подростков в возрасте 12–17 лет.

Большинство молодых людей знают об опасности курения для здоровья. Если так, почему же они начинают курить и в дальнейшем не отказываются от этой привычки? Чаще всего можно услышать такие ответы:

q потому что все мои друзья курят;

q чтобы выглядеть более взрослым;

q из любопытства;

q потому что я чувствовал себя беспокойно и нервозно;

q потому что мне нравится курить;

q потому что все думали, что я не курю.

В принципе эти причины вполне можно объяснить с точки зрения психологии. Молодым людям с раннего детства «промывает мозги» гигантская рекламная индустрия. Курение отождествляется с мужественностью, независимостью, естественностью, красотой, молодостью, общительностью, благополучием и счастливой жизнью.

Рекламная индустрия

использовала все мыслимые

и немыслимые трюки для приобщения человечества к курению. Основной упор всегда делался на эмоции, на желание человека получить доброжелательный прием в обществе, на стремление располагать к себе и быть привлекательным.

Страстные женские голоса, светское окружение, красивые пейзажи девственной природы в рекламных роликах — все это обещает пылкому юному воображению сказочную награду.

Молодые люди также подражают своим курящим родителям и другим взрослым. Очень мала надежда отучить подростков от сигарет, если курят их отцы и старшие братья. Одна из причин столь широкого распространения курения среди подростков и юношей заключается в том, что пример взрослых постоянно у них перед глазами. Они стараются подражать взрослым и снискать одобрение ровесников.

Некоторые молодые люди начинают курить из-за давления, оказываемого на них сверстниками.

Результаты одного исследования

показали, что даже в тех случаях, когда родители не курили, большое влияние на приобщение молодых людей к этой вредной привычке

оказывали курящие друзья.

Это очень часто проявляется в ранней юности и особенно характерно для мальчиков, которые начинают курить под воздействием механизма взаимного подражания. Подростки, которые первыми приобретают «взрослые» манеры, вызывают всеобщее восхищение, а тех, кто не курит, считают «цыплятами».

Перенимание привычки к курению происходит в результате стремления подражать сверстникам, а также

родителям и эффектным красавцам

на рекламных щитах и экранах

телевизоров.

Исследования показали, что влияние сверстниц на девочек бывает столь сильным, что, начав курить, они бросают это пагубное занятие не так часто, как мальчики.

Раннее приобщение к курению связано с потребностью некоторых подростков приобрести больше уверенности в себе и завоевать более высокий статус в глазах ровесников. Часто подростки начинают курить, желая компенсировать этим отставание от своих сверстников в учебе, незадействованность во внеклассной работе или удовлетворяя иные эгоистические интересы. Девочки делают это, чтобы выразить свой протест и продемонстрировать независимость. Дети из семей малообеспеченных родителей начинают курить раньше, чем дети из семей среднеобеспеченных, главным образом для того, чтобы приобрести больший вес в глазах сверстников.

Занятия-практикумы 7–8.

Я умею говорить «нет»

Вы уже знаете, как опасны наркотики, алкоголь и табак. Здоровый образ жизни никак не сочетается с их употреблением. Однако жизнь есть жизнь, и вы можете оказаться в ситуации, когда вам придется сделать собственный выбор. Здесь-то и начинаются проблемы.

Если человек выбирает потребление наркотиков, алкоголя и табака, то те,

кто предложил ему это, будут довольны. Отношения наладятся, новичок прослывет «своим парнем»

(или «своей в доску девчонкой»), его будут ободрять и поощрять «не сворачивать с пути». Новичок будет чувствовать себя увереннее.

В ином варианте все будет наоборот.

Если человек отказывается от предложения, предложившие будут недовольны. Отношения разладятся, человека назовут, например, «маменькиным сыночком» или как-нибудь по-другому, возможно, перестанут с ним дружить. Человек будет чувствовать себя изолированно, неуютно.

Но как сказать «нет» так, чтобы на тебя никто не обиделся?

Вы можете использовать следующие приемы и правила (запишите их):

q хорошо знать, чего ты хочешь и чего не хочешь делать;

q не скрывать этого от других;

q точно знать, что твои желания не причинят вреда другим людям;

q с уважением относиться к другим людям, особенно тогда, когда вы говорите им, чего вы не хотите делать. Понимать, что, унижая другого, вы не поднимаетесь выше. В такой ситуации вы оба выглядите плохо. Не повышать голос без крайней необходимости: это звучит агрессивно и оскорбительно для собеседника;

q знать, что у тебя есть право говорить «нет» там и тогда, где и когда ты сочтешь нужным это сделать;

q смотреть в глаза человеку, в разговоре с которым нужно проявить твердость;

q лучше говорить серьезно: если вы будете говорить в шутливом тоне, это может быть неправильно истолковано. Однако если вам надо сказать «нет» человеку, который не желает вам зла и, может быть, хочет вам помочь, шутливая форма предпочтительнее. Помните: шутка не исключает решительности;

q обращаться непосредственно к человеку, с которым надо поговорить, который вас провоцирует. Если вы расскажете о своих проблемах не ему, а просто своим (или вашим общим) знакомым, они посочувствуют вам, но убедить его оставить вас в покое не смогут;

q если у вас совсем нет опыта отказа и вы опасаетесь, что в нужную минуту не сможете проявить твердость, обратитесь за помощью и поддержкой к человеку, которому вы доверяете, — матери, отцу, учителю, психологу, старшему другу.

Имейте в виду: поговорить просто со знакомыми тоже полезно. Это поможет:

q лучше понять свои ощущения;

q получить эмоциональную поддержку.

Однако не слишком рассчитывайте на те советы, которые вы получите от них. Практика показывает, что они помогают редко по следующим причинам:

q вы знаете себя и ситуацию лучше, чем любой советчик;

q вы заинтересованы в успешном разрешении проблемы больше, чем любой советчик.

Итак, свои проблемы придется решать вам самим. Как говорят американцы, «каждый должен нести свой чемодан».

Однако помните: самое худшее решение, которое вы можете принять, — ничего не делать и никому о своих делах не рассказывать в надежде, что проблема исчезнет сама.

Вопросы по теме занятия:

1. Каковы основные правила отказа в чем-либо?

2. Чем отличаются правила отказа от правил поддержки?

Информ-дайджест

Не начинать! Почему?

— Не кури! — говорят подростку.

— А почему взрослые курят? Им можно? — спрашивает в свою очередь тот.

Вопрос резонный. Конечно, курящий взрослый человек и своему здоровью вредит, и дурной пример подает.

Однако есть все-таки различие между курящим взрослым и курящим подростком. Судите сами. В молодом неокрепшем организме многие жизненно важные центры и органы находятся еще в процессе становления. Вот почему влияние табака на взрослый и на молодой организмы неодинаково — оно гораздо вреднее для молодого организма.

Между прочим, это можно подтвердить следующим очень простым опытом.

Если поместить под микроскоп часть пальца, то около ногтевого

ложа (кожа здесь особенно тонкая) легко можно разглядеть кровеносные сосуды. Удобнее для опыта использовать два микроскопа. Под одним рассматривают кровеносные

сосуды подростка, под другим — взрослого.

Предположим, что оба испытуемых закурили. Тогда под микроскопом со всей очевидностью было бы видно, что спазм (сжатие) кровеносных сосудов у молодого человека происходит гораздо сильнее и держится дольше (ногтевое ложе бледнеет).

Начав курить, молодой человек довольно быстро привыкает к курению, которое становится его потребностью. Возникает непреодолимая тяга к сигарете. В школе на перемене курильщик спешит в туалет или в укромный уголок школьного двора. Нужно подчеркнуть, что такое курение «на скорую руку» (как бы кто не увидел, как бы не опоздать на урок и т.п.) особенно вредно. Ведь подряд делается несколько глубоких затяжек. Начинающие курильщики хорошо знают, как сразу после глубоких и частых затяжек приходит чувство тяжести в голове, а то и головокружение, в висках стучит, иногда появляется общая слабость.

Сохранилась и другая весьма типичная школьная привычка — «докурить бычок». А в последней трети папиросы или сигареты как раз и концентрируются самые вредные смолы, самые вредные продукты перегонки табака. Мы уже говорили о том, что через окурок легко могут передаться болезнетворные микробы.

Выкуренная сигарета значительно снижает память, работоспособность, особенно это бывает заметно во время контрольных работ. По многолетним наблюдениям психологов, курят главным образом посредственно занимающиеся ученики, часто отстающие в математике, делающие непростительные ошибки и описки в диктантах и сочинениях.

Если заядлый, так называемый привычный, курильщик не выкурит папиросу, то он чувствует ряд неприятных ощущений, которые также мешают ему сосредоточиться.

Предупреждаем! Избавиться от этой вредной привычки — дело нелегкое. Поэтому лучше не начинать курить совсем.

Некоторые говорят: «Я непостоянный курильщик. Хочу — курю, хочу — не курю…». Да, такое положение может быть, но продолжается оно недолго. Одни быстрее, другие медленнее втягиваются в «обязательное курение», и уж тут…

Как видите, вывод напрашивается прежний — лучше не начинать.

Курение вредит молодому организму, но особенно пагубно оно сказывается на девушках. Об этом можно судить и по внешним приметам. У многих, даже умеренно курящих, девушек довольно быстро «садится голос», приобретая характерную сипловатость. Меняется цвет лица: оно становится с сероватым оттенком, кожа делается менее эластичной, на ней появляются мелкие морщинки — все это сигналы ухудшения кровоснабжения и питания тканей, в частности кожи.

Дело в том, что нервная и сосудистая системы женщины особенно чувствительны к ядам, в том числе и к никотину. Табачные яды приводят к снижению усвоения сахара, к понижению в организме содержания витамина С.

Одна из важнейших функций женщины — материнство. Так вот, ядовитые вещества, содержащиеся в табаке, оказывают весьма вредное влияние на развивающийся плод, а потом и на младенца. Беременным женщинам нельзя даже находиться в одной комнате с курящими.

Некоторые девушки глубоко

заблуждаются, полагая, что сигарета придает им особо привлекательный вид, напоминающий некую зарубежную кинозвезду. А дело-то обстоит совсем наоборот. Абсолютное большинство юношей предпочитают дружить с некурящими девушками.

Вот суждения юношей, высказанные ими в откровенных беседах с психологами:

— Мне не нравится, когда от девушек или женщин пахнет табачищем. От парня или мужчины еще ничего, а от женщины — неприятно.

— Я познакомился с одной скромной девушкой. Она мне очень понравилась. Однажды я увидел ее курящей. Меня это так неприятно поразило, и я даже стал думать, что она не так уж скромна.



Предыдущая — Следующая >>