Занятие Среди людей (10-11 классы)
На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Занятие Среди людей (10-11 классы)
Занятие Среди людей (10-11 классы) |
Просвещение школьников — Курсы для школьников | |
Курс «Как стать успешным»Общение и его роль в жизни человека.Как только ни именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo ludens (человек играющий). Наверное, с неменьшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Петр Чаадаев остроумно заметил: “Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе”. И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера. Но что значит умение общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. Рассмотрим общение в единстве трех его сторон: общение как восприятие, общение как коммуникация и общение как взаимодействие. Общение как восприятие. Если коротко, то в данном случае общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. Общение как коммуникация. Общение – это прежде всего коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает решение следующих двух вопросов: 1. Каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения. 2. Как преодолеть коммуникативные барьеры и сделать коммуникацию успешной. Далее мы попытаемся ответить нам оба этих вопроса. Общение как взаимодействие. Вообще разделение трех сторон общения – восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия, или «чистое» восприятие. Что же касается «чистого» взаимодействия, то главным содержанием общения становится воздействие на партнера. Схема осуществления коммуникации.В любой коммуникации задействованы три составляющие: передающая и принимающая стороны и канал связи, а следовательно, в этом процессе неизбежно присутствует потеря информации, передаваемой по этому каналу. Как это происходит. Видно на схеме.Схема осуществления коммуникации. Проблема преодоления барьеров обостряется, если принимающая сторона представляет собой группу людей. Члены группы могут иметь несколько общих для всех барьеров, а кроме них – еще и каждый свои, индивидуальные. Чтобы сделать коммуникацию эффективной, нужно идентифицировать возникающие в ее процессе барьеры и попытаться их преодолеть. Барьеры на пути коммуникации.Эти барьеры можно разделить на несколько видов.
К психологическим барьерам относят: жизненные проблемы, «нет настроения», спровоцированное сопротивление, страх, застенчивость, агрессия, сопротивление контакту, «давно известно», «слишком поздно учиться», разница в статусе, «мысленно не с вами». Например, страх. Он может быть действенным стимулом внимательно слушать и старательно учиться, но если страх достаточно силен, он становится барьером, поскольку занимает большую часть сознания человека. К неблагоприятной окружающей обстановке относят: шум, жару, холод, проблемы с вентиляцией, теснота, вторжение рабочих проблем, ограничения во времени. Например, последнее. Чтобы коммуникация была эффективной, зачастую требуется отвести на нее значительное время – например, учителю необходимо убедительно подать материал, ученикам – воспринять его. Если время жестко ограничено, это негативно отразится на процессе коммуникации. И, наконец, к речевому барьеру относят: акцент, манеру поведения оратора, наличие предубеждений, «всезнайство», недостаток знания. Например, менера поведения оратора. Люди не могут постоянно, в каждый момент времени контролировать свое поведение. Однако в течение некоторого определенного интервала времени это вполне возможно, особенно если осознаешь, что иначе создашь себе лишние трудности. Менторская позиция быстро улавливается и неизбежно вызывает неприязнь. Агрессия в разговоре приводит к двойственной реакции: слушатель либо просто покидает аудиторию, либо проявляет ответную агрессию. Грубость и резкость приводят к аналогичным последствиям. В первых двух случаях оратор может сдерживаться или корректировать свой стиль поведения. Последний случай более сложен, поскольку некоторые люди часто даже не подозревают, что их поведение воспринимается как грубость. Источник: Сверч Л.П. Элективный курс «Как стать успешным» (для учащихся 10-11-ых классов). – Иркутск, 2006. [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] |