Введение в психологию. История развития психологических знаний | Обучение и развитие детей

Введение в психологию. История развития психологических знаний

На главную Лекции и практикум по психологии История психологии Введение в психологию. История развития психологических знаний
Введение в психологию. История развития психологических знаний
Лекции и практикум по психологии — История психологии
Индекс материала
Введение в психологию. История развития психологических знаний
Комментарии
Все страницы
Страница 1 из 21.Введение в психологию. История развития психологических знаний

1.1 Основные этапы развития психологических знаний

Этап, период и время

Предмет науки

Методы исследования

Основное содержание этапа

Донаучный.

С VII–VI вв. до н. э. до посл. четверти XVI в.

Античности. VII-VI до н. э. – V в. н. э.

Предметом психологических представлений и знаний является душа

Мифы,    наблюдение,     методы философии,  математики  и  др. наук

Развитие представлений о душе в терминах наивного материализма и идеалистических концепций

Средневековья. V в. н. э. – начало XIV

Изучение     священного    писания и других религиозных книг

Создание религиозно-богословской концепции души как божественного предназначения и предопределения человеческого существования

Возрождения. Начало XIV – посл. четверть XVI в.

Социальное   наблюдение,  методы    философии, интроспекция

Возвращение к античным представлениям о сущности человека

Философский.

Посл. четверть XVI в. –

первая половина XIX в.

Предметом научного знания выступает сознание

Философский анализ,    индукция,    дедукция, логика,     интроспекция

Психологические знания развиваются в терминах и концепциях философии. Возникает и становится ведущей теория ассо-цианизма

Экспериментальный.

Первая половина XIX в. -вторая половина XX в.

Предметом психологии как науки является поведение

Естественно-научные методы, психологический эксперимент, психоанализ, интроспекция

Психология становится наукой. Появляются собственный предмет, методы, школы и направления

Современный.

Вторая половина XX в. по настоящее время

Предмет психологии   определяется как закономерности возникновения, становления и развития психики

Методы   психодиагностики, системный подход, новые   экспериментальные  методики и т. д.

В психологии появляется понятие личности. Возникают различные направления и отрасли психологии. Психология проникает во все сферы жизни и деятельности общества

1.2. Развитие психологических знаний в Античности

Суждения о свойствах души были направлены на понимание ее происхождения и изучение того, как она регулирует активность человека и как он познает мир, а также отношения души и тела

1.3. Развитие психологической мысли в Средневековье

Душа, ее происхождение, отношения души и тела, механизмы влияния на человека рассматриваются в русле богословской концепции

Августин Аврелий

Считая душу орудием, которое правит телом, утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Индивидуальная воля зависит от божественной, управляет движением души и обращает ее к себе самой.

Иоанн Скот Эриугена

Доказывал, что знание, добытое человеком, – наука – является не менее важным авторитетом, чем божественное откровение.

Ибн Сина (Авиценна)

Выдвинул теорию двух истин, в которой доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание.

Фома Аквинский

Стремился примирить богословие с наукой. Переделал теорию двух истин и считал, что в случае противоречий истина знания все же уступает вере.

1.4. Философский этап в развитии психологии

Содержание данного этапа обусловлено тем, что психологические знания развивались в контексте философских теорий и концепций.

Вклад философов в развитие психологических знаний

Рене Декарт

Открыл и ввел в научный оборот понятие «рефлекс»; обосновал понятие «сознание» (дуализм Декарта)

Готфрид Лейбниц

Выдвинул идею о бессознательной психике, выделяя в психике сознательный и бессознательный уровни.

Томас Гоббс

Обосновал эмпиризм в теории познания. Идеи – суть, результат опыта человека.

Джон Локк

Разработал эмпиризм как теорию; предложил идею рефлексии; ввел понятие ассоциаций в теории познания

1.5 Научные предпосылки возникновения психологии как науки

1.6. Экспериментальный этап в развитии психологии

Содержание этапа характеризуется следующим:

– сформировался предмет психологии как науки, и появились собственные методы его исследования;

– ведущим направлением в исследовании психики человека становится изучение его поведения при помощи эксперимента;

– появляются собственные психологические школы и направления

1.7. Современный этап в развитии психологии

Предметом психологии выступают механизмы психики, закономерности ее функционирования, развития и проявления в поведении и деятельности.

Содержание этапа характеризуется:

– превращением психологии в многоотраслевую науку и практику;

– появлением новых научных школ и направлений;

– усилением гуманитарной составляющей в психологии (человек рассматривается как личность)

Основные тенденции развития психологии на современном этапе

Дальнейшее развитие тех теоретических концепций, которые сложились в предыдущий период (необихевиоризм, неопсихоанализ и т.д.) Появление новых теоретических концепций, направлений и школ.

(гуманистическая, когнитивная, возрастная психология, деятельностная теория и т. д.) Развитие психологической практики (количество прикладных исследований доминирует в психологии и превосходит теоретические разработки)

Расширение сферы применения психологических знаний (психология применяется в большинстве решаемых социальных задач)

Появление большого количества отраслей психологии (в настоящее время насчитывается около 4–5 десятков разных фундаментальных и прикладных психологических наук)

1.8. Периодизация развития отечественной психологии

Этапы и периоды

развития отечественной

психологии

Содержание этапов и периодов

Вклад ученых

в развитие отечественной

психологии

Дореволюционный этап развития российской психологии

Характеризуется:    1)    наличием

двух концепций:

– естественно научной,

– религиозно-философской;

2) созданием научной концепции

поведения

– «опытная          психология» (П. Юркевич, В. Соловьев); –    создание    «науки    о    поведении»    (И.    М.    Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский)

Советский этап развития психологии

 

Характеризуется    бурным    развитием   психологии   на   основе естественнонаучного        подхода (рефлексология В. М. Бехтерева, реактология   К.   Н.   Корнилова, культурно-историческая    теория Л. С. Выготского, теория установки Д. Н. Узнадзе и т. д). Ведутся исследования в сфере инженерной,   организационной,   возрастной психологии и т. д.

– рефлексология (В. М. Бехтерев);

– культурно-историческая теория (Л. С. Выготский); – теория установки (Д. Н. Узнадзе);

– «психология труда», «индустриальная        психотехника» (А.   К.   Гастев,   П.   М.   Керженцев,     Г.     И.     Челпанов, И. Н. Шпильрейн и т. д.)

 

Развитие психологии затормозилось в связи с административным давлением и войной

– изучение факторов, влияющих на развитие личности (А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев и т. д.)

 

Происходит восстановление психологической науки. Разрабатывается теория личности, теория деятельности и т. д. Расширяется влияние психологической науки на различные сферы социальной деятельности человека. Развивается прикладная психология

– теория личности (А. Н. Леонтьев,   С.   Л.   Рубинштейн, К. К. Платонов); – теория               деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);

– возрастная           психология (Д. Б. Эльконин); – педагогическая    психология (П. Я. Гальперин)

Современный       этап развития   российской психологии

Содержание  современного  этапа характеризуют   следующие   тенденции:

–   осмысление   новых   социально-психологических    феноменов (конфликты,  коммуникация,  этнопсихология и т.д); – развитие практической психологии как самостоятельного направления;

– прогнозирование      перспектив психофизиологического развития человека

 

 

1.9. Вклад отечественной психологии в мировую науку

Сеченов Иван Михайлович

Открытия, сделанные им в физиологии и психологии, стали научной основой объективной теории поведения

Павлов Иван Петрович

Логически завершил рефлекторную теорию, дополнив ее теорией высшей нервной деятельности.

Создал учение о второй сигнальной системе

Ухтомский Алексей Алексеевич

Осуществил обоснование принципа доминанты как нового учения о работе мозга

Бехтерев Владимир Михайлович

Опираясь на выдвинутую И. М. Сеченовым рефлекторную концепцию, разработал естественнонаучную теорию поведения

Лазурский Александр Федорович

Предложил концепцию личности, учитывающую биологический, психический и социальный аспекты ее формирования и развития

Выготский Лев Семенович

Создал культурно-историческую концепцию развития высших психических функций, обосновал закономерности развития ребенка

Лурия Александр Романович

Основоположник отечественной нейропсихологии. Продолжал развитие культурно-исторической концепции. Создал отечественную нейропсихологическую школу

Мясищев Владимир Николаевич

Разработал концепцию личности, ядро которой составляет система отношений человека к себе и миру в результате отражения реальности и взаимодействия со средой

Леонтьев Алексей Николаевич

Теоретически разработал и экспериментально обосновал деятельностный подход в психологии

Рубинштейн Сергей Леонидович

Разработал принцип единства сознания и деятельности, являющегося центральным в теоретической системе деятельностного подхода

Узнадзе Дмитрий Николаевич

Разработал и обосновал теорию установки, раскрыл виды установок, их свойства, условия возникновения

Платонов Константин Константинович

Предложил концепцию функциональной структуры личности, интегрирующей в себе ее процессуально-иерархические подструктуры

Ананьев Борис Герасимович

Предложил и обосновал идею создания единой концепции человекознания, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке

Эльконин Даниил Борисович

Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущей деятельности»

Гальперин Петр Яковлевич

Разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий



Предыдущая — Следующая >>