Введение в психологию. История развития психологических знаний
На главную Лекции и практикум по психологии История психологии Введение в психологию. История развития психологических знаний
Введение в психологию. История развития психологических знаний |
Лекции и практикум по психологии — История психологии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1 Основные этапы развития психологических знаний
Суждения о свойствах души были направлены на понимание ее происхождения и изучение того, как она регулирует активность человека и как он познает мир, а также отношения души и тела Душа, ее происхождение, отношения души и тела, механизмы влияния на человека рассматриваются в русле богословской концепции Августин Аврелий Считая душу орудием, которое правит телом, утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Индивидуальная воля зависит от божественной, управляет движением души и обращает ее к себе самой. Иоанн Скот Эриугена Доказывал, что знание, добытое человеком, – наука – является не менее важным авторитетом, чем божественное откровение. Ибн Сина (Авиценна) Выдвинул теорию двух истин, в которой доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание. Фома Аквинский Стремился примирить богословие с наукой. Переделал теорию двух истин и считал, что в случае противоречий истина знания все же уступает вере. 1.4. Философский этап в развитии психологии Содержание данного этапа обусловлено тем, что психологические знания развивались в контексте философских теорий и концепций. Вклад философов в развитие психологических знаний Рене Декарт Открыл и ввел в научный оборот понятие «рефлекс»; обосновал понятие «сознание» (дуализм Декарта) Готфрид Лейбниц Выдвинул идею о бессознательной психике, выделяя в психике сознательный и бессознательный уровни. Томас Гоббс Обосновал эмпиризм в теории познания. Идеи – суть, результат опыта человека. Джон Локк Разработал эмпиризм как теорию; предложил идею рефлексии; ввел понятие ассоциаций в теории познания 1.5 Научные предпосылки возникновения психологии как науки Содержание этапа характеризуется следующим: – сформировался предмет психологии как науки, и появились собственные методы его исследования; – ведущим направлением в исследовании психики человека становится изучение его поведения при помощи эксперимента; – появляются собственные психологические школы и направления Предметом психологии выступают механизмы психики, закономерности ее функционирования, развития и проявления в поведении и деятельности. Содержание этапа характеризуется: – превращением психологии в многоотраслевую науку и практику; – появлением новых научных школ и направлений; – усилением гуманитарной составляющей в психологии (человек рассматривается как личность) Основные тенденции развития психологии на современном этапе Дальнейшее развитие тех теоретических концепций, которые сложились в предыдущий период (необихевиоризм, неопсихоанализ и т.д.) Появление новых теоретических концепций, направлений и школ. (гуманистическая, когнитивная, возрастная психология, деятельностная теория и т. д.) Развитие психологической практики (количество прикладных исследований доминирует в психологии и превосходит теоретические разработки) Расширение сферы применения психологических знаний (психология применяется в большинстве решаемых социальных задач) Появление большого количества отраслей психологии (в настоящее время насчитывается около 4–5 десятков разных фундаментальных и прикладных психологических наук) 1.8. Периодизация развития отечественной психологии
1.9. Вклад отечественной психологии в мировую науку Сеченов Иван Михайлович Открытия, сделанные им в физиологии и психологии, стали научной основой объективной теории поведения Павлов Иван Петрович Логически завершил рефлекторную теорию, дополнив ее теорией высшей нервной деятельности. Создал учение о второй сигнальной системе Ухтомский Алексей Алексеевич Осуществил обоснование принципа доминанты как нового учения о работе мозга Бехтерев Владимир Михайлович Опираясь на выдвинутую И. М. Сеченовым рефлекторную концепцию, разработал естественнонаучную теорию поведения Лазурский Александр Федорович Предложил концепцию личности, учитывающую биологический, психический и социальный аспекты ее формирования и развития Выготский Лев Семенович Создал культурно-историческую концепцию развития высших психических функций, обосновал закономерности развития ребенка Лурия Александр Романович Основоположник отечественной нейропсихологии. Продолжал развитие культурно-исторической концепции. Создал отечественную нейропсихологическую школу Мясищев Владимир Николаевич Разработал концепцию личности, ядро которой составляет система отношений человека к себе и миру в результате отражения реальности и взаимодействия со средой Леонтьев Алексей Николаевич Теоретически разработал и экспериментально обосновал деятельностный подход в психологии Рубинштейн Сергей Леонидович Разработал принцип единства сознания и деятельности, являющегося центральным в теоретической системе деятельностного подхода Узнадзе Дмитрий Николаевич Разработал и обосновал теорию установки, раскрыл виды установок, их свойства, условия возникновения Платонов Константин Константинович Предложил концепцию функциональной структуры личности, интегрирующей в себе ее процессуально-иерархические подструктуры Ананьев Борис Герасимович Предложил и обосновал идею создания единой концепции человекознания, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке Эльконин Даниил Борисович Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «ведущей деятельности» Гальперин Петр Яковлевич Разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий Предыдущая — Следующая >> |