Введение в историю психологии в Беларуси
На главную Лекции и практикум по психологии История психологии Введение в историю психологии в Беларуси
Введение в историю психологии в Беларуси |
Лекции и практикум по психологии — История психологии |
Лев Семенович ВЫГОТСКИЙ уделял много внимания и истории психологии. Он говорил: «Мы не хотим быть Иванами не помнящими родства, мы не страдаем манией величия, думая, что история начинается с нас; мы не хотим получить от истории чистое и плоское имя… Мы должны рассматривать себя в связи и в отношении с прошлым; даже отрицая его, мы опираемся на него». В этих словах глубочайшее уважение к истории психологии, к ученым, которые ее создавали. Чувство историзма никогда не покидало Л.С. Выготского, каким бы предметом он не занимался. Белорусские психологи гордятся тем, что один из классиков мировой психологии Л.С. Выготский (1896—1934) родился в г. Орше, учился и работал в г. Гомеле. На белорусской земле он заложил теоретические и практические основы отечественной психологии. Исторический аспект любой науки всегда был актуален. Анализ всего исторического пути развития психологии в Беларуси свидетельствует о ее общих исторических корнях с Россией, а также о большом влиянии, которое оказывали российские ученые на развитие психологии в Республике Беларусь-Исследование истории психологии в Беларуси высветило и ряд трудностей. Первоначально процесс исследования начинался в инициативном порядке усилием энтузиастов. Определенная сложность состоит также и в том, что часть архивных материалов республики погибли и годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945). Небольшие обобщения но истории психологии в Беларуси представлены пока только рядом статей Б.А. Бенедиктова. Р.И. Водейко, Л.А. Кандыбовича, М.С. Клевчени, В.М. Ковалгина, Я.Л. Коломинского, А.Н. Сезанова и некоторых других. Есть также трудности, связанные с деликатностью самой темы, спецификой ее исследования, ревностным отношением некоторых психологов к своему месту в истории науки и др. К этому можно добавить, что до 1990 г. в работах по истории психологии СССР упоминания о белорусских ученых-психологах были редкими и носили фрагментарный характер. Например, в книге А.А. Смирнова [48, с. 303—320] о белорусских психологах сообщалось только следующее. Ряд исследований в области психологии личности посвящен изучению нравственного развития детей и молодежи (Е.П. Ересь, Е.К. Матлин). Значительный интерес представляют исследования психолога Я.Л. Коломинского (в свое время начатое еще в лаборатории Л.И. Божович), критически использовавшего так называемую социометрическую методику, что позволило ему дать широкую характеристику личных взаимоотношений детей в коллективах, выявить динамику этих отношений, определяющие их факторы и общую психологическую структуру детских коллективов (1963, 1965, 1969); проведены социально-психологические исследования и А.Б. Ценцииер (Широковой), также начатые под руководством Л.И. Божович; исследования в области спорта в республике проводили А.Л.Вайнштейн и В.С.Дьяченко. Читатель может вполне закономерно сказать, что все это было более четверти века тому назад. Да, это так, но анализ современных учебников и учебных пособий таких признанных ученых в области истории психологии как, А.Н. Ждан, А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский и ряд других, свидетельствует о их высоком научном уровне. В то же время в ряде бывших союзных республик СССР вышли книги по истории психологии Грузии, Казахстана, Литвы, Украины и др. В связи с подготовкой в настоящее время психологов-профессионалов во всех университетах, педагогических вузах и ряде коммерческих учебных заведении Республики Беларусь появилась возможность и необходимость широкого привлечения к этой работе студентов, аспирантов и преподавателей по исследованию в первую очередь следующих научно-исторических направлений: 1. Развитие психологии в Беларуси совместно с философией и педагогикой. Известно, что психология как самостоятельная наука стала развиваться с 1879 г., а до этого процесс ее развития шел под влиянием философии и других наук. В вузах первоначально работали кафедры педагогики, затем педагогики и психологии. Только в результате активного развития психологии начался процесс ее самостоятельного исследования и преподавания.
Если оценивать историческую динамику развития белорусской психологии в годы Советской власти, то общие тенденции таковы. Начало 20-х годов считалось периодом серебряного века психологии в нашей стране: деятельность Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна и др., перевод книг зарубежных авторов (3. Фрейд, К. Юнг и др.), создание психологических институтов, лабораторий и т.д. В 30-е годы стала складываться командно-административная система и бюрократические методы управления народным хозяйством. В этих условиях социальный заказ на психологию был сведен к минимуму (в теории и практике). Появление в 1936 г. постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» поставило развитие психологии и трудное положение. Однако даже и в период 30—50-х годов психологическая наука продолжала развиваться, подчиняясь собственной, внутренней логике развития, в тесном взаимодействии с педагогической и отчасти медицинской практикой. В этот период общая и педагогическая психология (теоретическая и экспериментальная) продвинулась вперед. Организационно ЭТО было связано с созданием в университетах Москвы, Ленинграда, Тбилиси кафедр и отделений психологии. В конце 50—70-х годов восстанавливаются или впервые появляются новые отрасли психологической науки: социальная, инженерная, историческая, этническая, космическая и др. Главными направлениями перестройки психологической науки к 80-х годах являются:
В частности, итальянский психолог, профессор Гаэтано Барлетта, разработал «Программу подготовки практических психологов*. Базовая программа практически отрабатывалась в Гомеле в период с октября 1994 г. по июль 1ЭЭС г., а затем и в других областях Беларуси. В целом же за последние двадцать лет психологи нашей республики с разными целями (обучение, обмен опытом, по линии ЮНЕСКО, научные конференции и т.д.) посетили Англию, Германию, США, Польшу, Голландию, Югославию, Афганистан, Кубу и ряд других стран. Большую научно-методическую помощь психологам нашей республики в разнос время оказывали известные российские ученые Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, Н.Ф. Добрынин, МИ. Дьяченко, А.Г. Ковалев, К.Н. Корнилов, Б.Ф. Ломов, В.В. Давыдов и др. История психологии в пашей республике — одна из наиболее молодых отраслей психологии. Для сравнения можно отметить, что, например, в США курс истории психологии начал читаться с 1911 г. С 1965 г. выходит «Журнал истории бихевиористских паук». В этом же году был основан архив истории американской психологии, где собран богатейший материал первоисточников. В 1969 г. было основано международное общество истории поведенческих и социальных наук (общество Шеврона). Дипломированных специалистов только в области истории ПСИХОЛОГИИ готовят в настоящее время в нескольких университетах США. При исследовании истории психологии и Беларуси использовались различные методы: анализ архивных материалов, начиная с Национального архива Республики Беларусь и заканчивая личными; опрос на базе специализированных анкет; исследование монографических работ, учебников, учебных пособий, статей, научных отчетов материалов различных конференций психологов республики; специальный анализ истории развития различных отраслей психологии в нашей республике (детской, возрастной, социальной, инженерной, военной психологии и др.); анализ научных школ; интервью и беседы с ведущими психологами республики и т.д. |