Восьмицветный тест Люшера (тест цветовых выборов Люшера) | Обучение и развитие детей

Восьмицветный тест Люшера (тест цветовых выборов Люшера)

На главную Психодиагностика психолога в школе Проективные тесты исследования личности Восьмицветный тест Люшера (тест цветовых выборов Люшера)
Восьмицветный тест Люшера (тест цветовых выборов Люшера)
Психодиагностика психолога в школе — Проективные тесты исследования личности
Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов. Тест Люшера — это цветовая диагностика состояний человека

Тест Люшера основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Это т.н. «глубинный» тест. Предпочтение того или иного цвета неосознанное. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

При опросе цвета располагаются на белом фоне, равномерно и достаточно ярко освещенном.

После первого и второго опроса психолог записывает выборы испытуемого, используя общепринятую символику:

1 — темно-синий цвет; 2 — сине-зеленый; 3 — оранжево-красный; 4 — желтый; 5 — фиолетовый; 6 — коричневый; 7 — черный; 0 — серый цвет.

Для условного обозначения положения цветов в разных позициях используются следующие обозначения:

Явное предпочтение — «+» (знак сложения). Предпочтение цвета — «х» (знак умножения). Безразличие к цвету — «=» (знак равенства). Антипатия (или неприятие) — «—» Знак вычитания.

Значения восьми позиций. После того как все 8 цветов расположены в порядке предпочтения и обозначены соответствующими знаками, можно выделить следующие отношения или функции:

1-я позиция — цвет, который нравится больше всего, указывает на основной способ действия, т.е. средство для достижения целей, стоящих перед обследуемым.

2-я позиция — обычно цвет в этой позиции также обозначается знаком «+», и в этом случае он означает цель, к которой стремится испытуемый.

3-я и 4-я позиции — обычно цвета, стоящие в этих позициях, обозначаются знаком «х» и указывают на истинное положение вещей, ситуацию или образ действия, вытекающий из данной ситуации (например, синий цвет в этом случае будет означать — испытуемый чувствует, что находится в обстановке покоя или же что обстановка требует, чтобы он действовал спокойно).

5-я и 6-я позиции — цвета, находящиеся в этих позициях и обозначенные знаком «=», указывают на специфические особенности, не вызывающие неприязни, не связываемые с существующим положением дел, незадействованные в данный момент резервы, особенности личности.

7-я и 8-я позиции — цвет в этих позициях, помеченный знаком «—», означает существование подавленной потребности или потребности, которую следует подавить потому, что ее реализация привела бы к неблагоприятным результатам. — Значения восьми цветов:

  1. Синий — потребность в покое.
  2. Зеленый — потребность в самоутверждении.
  3. Красный — потребность в целенаправленной активности.
  4. Желтый — потребность в спонтанной активности.
  5. Фиолетовый — победность красного и капитуляцию синего.
  6. Коричневый — чувственную основу ощущений.
  7. Черный — отрицание красок жизни и самого бытия.
  8. Серый — укрытие от внешних воздействий, освобождение от обязательств, отгораживание [213. С. 105—108].
Разметка выборов. При повторном выборе цветов, если два или более цвета меняют позицию, но все же остаются рядом с цветом, который был их соседом по первому выбору, то группа существует, и именно эту группу цветов следует обвести кружком и пометить соответствующим функции знаком. Очень часто эти группы несколько отличаются от простой группировки по парам.

Пример:

1-й выбор —   31542687

2-й выбор —   35142678

Группирование выполняется следующим образом:

3  1 5  4 2 6  8 7

3  (5  1) (4  2  6) (7 8)

+     х    х    =    =    =   —   —

Делая пометки в протоколе такого теста, следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Первая группа (или одна цифра) помечается «+».
  2. Вторая группа (или одна цифра) помечается «х».
  3. Последняя группа (или одна цифра) помечается «—».
  4. Все остальные цвета помечаются знаком «=».
Там, где имеются пары цветов, при интерпретации следует использовать их, а не отдельные цвета.

Иногда одни и те же цвета при 1-м и 2-м выборе будут снабжены различными знаками. В этом случае каждый выбор следует помечать отдельно:

+   +   х  = =   — — —

5    1  3  4    2     6       8   7

3   5  1  4 2     7   6   8

+    х  х   = =     =  —  —

Обычно второй выбор бывает более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый, особенно в случае сомнений. В этой связи при пользовании таблицами следует учитывать в первую очередь группировку и пометки, сделанные при втором выборе.

Может оказаться, что какие-либо номера являются общими для двух функциональных групп и тогда следует интерпретировать обе группы соответствующими пометками в протоколе:

+   +                                 —    —

+    х    х    =   =     =     =    —

5    1    3    4     8     6      2      7      1-й выбор

3      1     5     4      8     7      2     6      2-й выбор

+      +      х    =      =    =      =_  —

В таком случае в таблицах нужно смотреть следующие группы: +3+1, х x5, =4=8, —2—6 (имеются еще также дополнительные группы: +3—6 и +3—2).

Тревоги и компенсации. Четыре основных цвета символизируют основные психологические потребности, поэтому в случае нормального протокола теста эти цвета должны находиться в начале ряда либо в пределах первых 5 мест. В том случае когда они расположены иначе, это указывает на наличие какого-либо физиологического или психологического отклонения, которое тем серьезнее, чем ближе к концу ряда помещен основной цвет.

Когда один из основных цветов (синий, зеленый, красный или желтый) занимает одну из 3 последних позиций ряда (6-, 7-или 8-ю), это указывает на неприятие, и данный цвет помечается знаком «—». Любой цвет, стоящий в ряду после отмеченного, также должен быть отмечен знаком минус («—»). Другими словами, если основной цвет занимает, например, 6-ю позицию, то цвета, стоящие на 7-й и 8-й позициях, также помечаются знаком «—». Все цвета, символизирующие в этом случае источники тревоги, сопровождаются дополнительными знаками — буквой «А» (сокращение от англ. anxiety — тревога).

Пример:

….    3    6    7

А   А   А

Независимо от степени осознанности источник стресса вызывает компенсирующее поведение, характер которого символизирует цвет, помещенный на первую позицию. Данный цвет обозначает ведущий способ компенсации в тех случаях, когда отвергается какой-либо основной цвет. Чтобы обратить на это внимание, когда в конце ряда предпочтений есть пометка «А», цвет, занимающий первую позицию, помечается буквой «С» (сокращение от англ. compensation — компенсация).

Пример: 4     ….     8    7    2

+                        =   —   —

С                                     А

В ситуациях когда предпочтения отдаются ахроматическим цветам — коричневому (6), серому (8) или черному (7), это может означать негативное отношение к жизни. Если один из даннных цветов занимает какую-либо из трех первых позиций, то можно говорить о том, что указанная компенсация не является «нормальной» и выражает в некотором смысле степень «утрированности» поведения. Такие цвета, а также цвета, стоящие на предшествующих позициях, следует пометить знаком «+» и буквой «С».

Пример:

3     4     8

+     +     +

С     С    С

В некоторых случаях, когда серый, коричневый или черный цвета занимают одну (или несколько) из трех первых позиций и в то же время на позициях 6-, 7- и 8-й нет ни одного из основных цветов, цвет, стоящий в 8-й позиции, следует рассматривать как символизирующий тревогу. Он должен быть отмечен буквой «А».

Пример:

3     4     8     .   .    6    5    7

+     +     +                              —

С     С    С                               А

Иными словами, если есть тревога, то должна быть компенсация и, наоборот, если есть компенсация — должна быть тревога.

Интенсивность тревоги и компенсации. Психологический или физиологический дефект, вызывающий тревогу, считается относительно слабым, если основной цвет находится на 6-й позиции, и более серьезным, когда такой цвет занимает 8-ю позицию. Это позволяет говорить об интенсивности тревоги. Мы будем помечать восклицательными знаками «!» цвета, символизирующие источники тревог, в соответствии со следующими правилами:

  1. Если основной цвет занимает 6-ю позицию — один !.
  2. Если основной цвет занимает 7-ю позицию — два !.
  3. Если основной цвет занимает 8-ю позицию — три !.
Пример:

.   .   .   .   .  2    4    3

—   —   —

А    А   А

!     !!    !! !      

Таким образом, интенсивность тревоги измеряется количеством знаков «!».

Аналогичный способ используется и для фиксации и измерения степени компульсивности, связанной с компенсациями. При этом помечают восклицательными знаками «!» цвета, символизирующие источники компенсаций, руководствуясь следующими правилами:

  1. Если компенсация символизируется каким-либо основным цветом или фиолетовым — данные позиции не помечаются.
  2. Если серый, коричневый или черный занимает 3-ю позицию – один !.
  3. Если серый, коричневый или черный занимает 2-ю позицию — два !.
  4. Если серый, коричневый или черный занимает 1-ю позицию — три !.
Пример:

7    8    6    .   .   .   .   .    

+    +     +

С   С   С

!!!    !!     !

После того как в протоколе опроса проделаны обычные операции (группирования и разметки функций), соответствующие позиции необходимо пометить буквами «С» и «А» и согласно приведенным выше правилам расставить восклицательные знаки «!», подсчитать их количество в первом и втором выборе.

Пример:

 

!!!

!!

 

 

 

!

!!

 

Всего 8!

 

С

С

 

 

 

А

А

А

 

 

+

+

х

х

=







 

1-выбор

8

6

5

1

3

4

2

7

 

2-выбор

7

8

6

1

5

2

4

3

 

 

+

+

+

х

х







 

 

С

С

С

 

 

А

А

А

 

 

!!!

!!

!

 

 

!

!!

!!!

Всего 12!

Если во втором выборе оказывается меньше восклицательных знаков, чем в первом, то общий прогноз можно считать благоприятным. Если же наблюдается обратное, то неблагоприятный прогноз более вероятен. Таким образом, мы получаем практический способ прогноза реакции на улучшение условий. Количественной мерой интенсивности тревоги в целом является сумма «!».

«Актуальная проблема». Характер какой-либо неудовлетворенной потребности вместе с компенсацией как попыткой ее разрешения позволяет определить тип конфликта. Тревога плюс ее компенсация дают возможность характеризовать актуальную проблему — именно такая проблема или конфликт могут являться отправной точкой для психологической или медицинской терапии.

Прогностическим критерием для оценки актуальных проблем в цветовом тесте выступают сравнения наиболее предпочитаемых («+»-функции) и наиболее отвергаемых цветов («—»-функции). Такие сравнения позволяют определить характер актуальных проблем.

Интерпретации, приведенные в таблице «+»-функций, показывают основные компоненты таких проблем: сам источник стресса и способ, применяемый в попытке этот стресс преодолеть. В простейшем случае это характеризуется парой цветов, занимающих 1-ю и 8-ю позиции. Общий случай требует привлечения нескольких пар цветов в порядке значимости проблем ими символизируемых.

В цветовом тесте разработана система правил приписывания степени актуальности проблемам, символизируемым цветами, занимающими различные позиции в ряду предпочтений. При этом учитывается тот факт, что тревога имеет несколько большее психологическое значение, чем компенсация.

Порядок значимости актуальных проблем:





Номера позиций

Пример (см. выше):

Компенсации/Тревоги

1)

1-я

8-я

Наиболее значима

+7-3

2)

1-я

7-я

 

+7-4

3)

2-я

8-я

 

+8-3

4)

2-я

7-я

 

+8-4

5)

1-я

6-я

 

+7-2

6)

2-я

6-я

 

+8-2

7)

3-я

8-я

 

+6-3

8)

3-я

7-я

 

+6 — 4

9)

3-я

6-я

Наименее значима

+6-2

После окончания разметки цветовых выборов дается описание личности обследуемого по таблицам интерпретации.

[1] [2]