Волшебные колпачки | Обучение и развитие детей

Волшебные колпачки

На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционные игры Волшебные колпачки
Волшебные колпачки
Коррекционная работа психолога в школе — Коррекционные игры

Развивающие игры

Недостаточность сформированности пространственных представлений, как показывают исследования, напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребенка, феноменологически проявляется в нарушениях графической деятельности, в трудностях овладения чтением, письмом, математическими операциями.

Диагностика детей дошкольного и младшего школьного возраста выявила недостаточную сформированность пространственного мышления, что напрямую связано с недоразвитием глазомера, пространственного восприятия и мелкой моторики. Трудности в пространственной ориентировке на листе бумаги становятся гигантскими при обучении ребенка в первом классе.

Опираясь на труды отечественных психологов, мы разработали серию занятий на развитие:

— пространственной ориентировки на листе бумаги;

— пространственного восприятия;

— пространственного мышления;

— мелкой моторики;

— зрительной и слуховой памяти;

— процессов внимания;

— самоконтроля за деятельностью.

Данная методика может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Предназначена для психологов, воспитателей, учителей, а также родителей.

Задачи программы

1. Формирование социальной адаптации ребенка к обучению в первом классе.

2. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги.

3. Формирование пространственных отношений с помощью слов и словосочетаний: направо, налево, через, за, над, под, вверх, вниз и т.д.

4. Развитие глазомера и мелкой моторики.

5. Развитие зрительного восприятия.

6. Развитие зрительного внимания.

7. Развитие слуховой и зрительной памяти,

8. Развитие пространственного восприятия и мышления.

9. Формирование навыков контроля и самоконтроля при выполнении заданий по схемам.

Материалы и оборудование

1. Разноцветные пластмассовые крышки от пластиковых бутылок (в середине каждой просверлено отверстие).

2. Прозрачные коробки для хранения крышечек (отдельно для каждого цвета).

3. Цветные шнурки.

4. Картонные карточки с планом-схемой.

5. Карточки с заданиями для выкладывания ковриков и нанизывания бус.

6. Карточки с использованием слов, обозначающих пространственные отношения.

7. Индивидуальные карточки на каждого ребенка (из двух полосок, с полем из 9 квадратов, с полем из 16 квадратов).

Условия проведения

Программа предусматривает занятия с детьми 6–9 лет по подгруппам из 4–6 человек, общей продолжительностью 20–30 минут. Весь курс рассчитан на 20 занятий в течение года.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Занятие 1.

«Оригинальные цветные бусы»

Цели:знакомство с материалами, образцами, карточками; формирование устойчивого интереса к работе с новым материалом; формирование позитивных эмоций от результата деятельности.

Материал:цветные крышки; прозрачные коробки; цветные шнурки; планы-схемы.

Краткое описание занятия

1. Нанизываем бусы, разные по цвету (на белый шнурок — белые крышки, на черный шнурок — черные крышки и т.д.).

2. На шнурок собираем крышки двух цветов: а) коричневые — голубые, б) белые — черные, в) зеленые — желтые, г) красные — белые, д) синие — зеленые, е) желтые — красные.

Примечание: каждому ребенку дается одна из схем, дети чередуют цвета.

Занятие 2.

Дидактическая игра «Слышит ли рука ухо?»

Цели:научить детей пользоваться планом-схемой; знакомство с карточками и полосками; закрепление знаний детей о пространственных отношениях (справа, слева, над, под…); учить детей согласовывать свою деятельность с речевым образцом взрослого; поддержание устойчивого интереса к игре.

Материал: двойные полоски на каждого ребенка, карточки с образцами, коробки с колпачками разных цветов, карточки с 16 квадратами, план-схема.

Краткое описание занятия

1. Дети выкладывают колпачки на нижней полоске двойной карточки по плану-схеме (красные — зеленые, красные — зеленые и т.д.). Проговаривают свои действия: слева от зеленого — красный, справа от красного — зеленый; или зеленый после красного, перед зеленым — красный.

Примечание. Для каждого ребенка своя схема цветов. На верхней полоске дети выкладывают колпачки по словесной инструкции.

2. Работа с карточками из 16 квадратов:

а) выкладываем каждую из четырех строчек квадрата колпачками своего цвета по схемам: 1) белая — красная — черная — синяя, 2) голубая — коричневая — зеленая — оранжевая, 3) зеленая — желтая — коричневая — черная, 4) красная — оранжевая — желтая — коричневая, 5) синяя — голубая — оранжевая — желтая, 6) черная — коричневая — белая — голубая. Для каждого ребенка — своя схема.

б) Выкладываем пробки на карточке столбиками сверху вниз по аналогичным схемам.

Занятие 3.

«Разноцветные бусы»

Цели:продолжать знакомить детей с планом-схемой; учить выкладывать бусы по образцу; учить выкладывать бусы с использованием речевого образца; упражнять детей в нанизывании бус без использования зрительного образца.

Краткое описание занятия

1. Обратить внимание детей на расположение цвета на плане-схеме. Учить описывать расположение крышек разного цвета на образце

2. Детям дается образец на 10 секунд (на 20 секунд для дошкольников), затем убирается, и дети собирают бусы с опорой на зрительную память. Для каждого ребенка — свой образец. После выполнения дети сверяют задание с образцом.

Занятие 4.

«Красивый орнамент»

Цели:формирование устойчивого зрительного восприятия; тренировка пространственного мышления; обучение контролю за своей деятельностью; упражнение в собирании бус по определенной речевой схеме (чередование: два-три колпачка + вкрапление заданного цвета).

Материал: план-схема, карточки с речевыми образцами (две желтых + одна красная, две зеленых + одна красная, две синих + одна красная, две белых + одна красная и т.д.), цветные крышки и цветные шнурки.

Краткое описание занятия

1. Дети собирают бусы, где цвет выбирают сами.

2. Дети собирают бусы по предложенным планам-схемам. Например: два красных — один белый, два желтых — один белый, два зеленых — один белый, два голубых — один белый.

Занятие 5.

Игра «Сороконожка»

Цели: учить детей действовать строго по образцу и словесной инструкции (каждая вторая — синяя, каждая пятая — красная и т.д.); учить детей распределять и концентрировать внимание при обязательном выполнении инструкции; продолжать формировать у детей самоконтроль в процессе выполнения задания; воспитывать в детях самостоятельность.

Материал: речевая инструкция, схема-образец.

Краткое описание занятия

Цвет крышек дети выбирают сами, но каждая вторая крышка синяя, а каждая пятая — красная. Схема выполнения предлагается каждому ребенку.

Занятие 6.

«Собери бусы»

Цели:учить детей собирать бусы по речевому образцу; закреплять умение детей собирать бусы с опорой на зрительную память; продолжать развивать пространственное восприятие ребенка; формировать зрительное внимание в целенаправленной деятельности с образцом.

Материал:образцы разнообразных бус по количеству детей; планы-схемы по количеству детей; цветные колпачки и шнурки.

Краткое описание занятия

Дети рассматривают планы-схемы (в большом количестве), стараются найти логическую закономерность, выбирают одну из них и собирают по ней бусы.

1-й вариант: 5 разных цветов, повторяющихся поочередно.

2-й вариант: 6 цветов (четыре — разных, два одинаковых).

3-й вариант: 7 цветов (четыре — разных; три — повтор).

Занятие 7.

«Найди ошибку»

Цели: учить детей внимательно сравнивать результат с образцом; закреплять умение пользоваться планом-схемой; тренировать пространственное восприятие; развивать зрительную память.

Материал: неправильно собранные бусы по количеству детей; карточки с планом-схемой по количеству детей; цветные колпачки, цветные шнурки.

Краткое описание занятия

1. Детям предлагаются неправильно собранные бусы. Они сличают их с образцом, пытаясь найти ошибку (объясняют, какого цвета не хватает или какой цвет лишний).

2. Детям дается схема, по которой они собирают бусы. Результат постоянно сравнивают с образцом «испорченных» бус.

3. Дети получают план-схему, запоминают ее. А затем словесно сравнивают с готовыми «испорченными» бусами.

Занятие 8.

«Прямые и обратные цепочки»

Цели: развивать пространственное мышление детей; тренировать цветовое восприятие готовых образцов и схем; закреплять знания о пространственных отношениях; продолжать формировать устойчивый контроль над результатами своей деятельности.

Материал план-схема, цветные колпачки, цветные шнурки.

Краткое описание занятия

Дети получают план-схему из трех, четырех, пяти цветов. Сначала нанизывают бусы по схеме самостоятельно, а затем повторяют ее в обратном порядке, то есть слева направо, а затем справа налево. Таким образом нанизывают всю нитку бус.

Занятие 9.

«Шустрая муха»

Цели: учить детей пространственной ориентировке на карточке из 9 квадратов; развивать зрительное восприятие; тренировать детей в запоминании и четком выполнении речевой инструкции; закреплять навыки самоконтроля над деятельностью.

Материал карточка из 9 квадратов на каждого ребенка плюс одна цветная крышка каждому ребенку.

Краткое описание занятия

Движение крышки по квадратам с указанием направления в пространстве: от середины вверх, вниз, вправо, влево, в правый верхний угол, в правый нижний угол, левый верхний, левый нижний угол, в центр карточки.

Занятие 10.

«Выложи букву»

Цели: закреплять умение детей самостоятельно выкладывать букву с опорой на образец, план-схему; закреплять навыки самоконтроля над деятельностью; побуждать детей самостоятельно выкладывать простые по построению буквы (Г, Т, Н, П, С, О и т.д.); закреплять пространственную ориентировку на листе бумаги.

Материал по 6 карточек с 9 квадратами на каждого ребенка; карточки с речевыми образцами букв (для дошкольников инструкцию зачитывает взрослый, а школьники читают сами).

Краткое описание занятия

1. Выложи три крышки одного цвета в столбик на карточке слева + три крышки в одну строку сверху. Прочти, какая буква получилась? (Буква «Г».)

2. Выложи три крышки в левый столбик + три крышки в правый столбик + одна крышка в центре, назови букву. (Буква «Н».)

3. Выложи крышки по всей карточке, кроме центральной, назови букву. (Буква «О».)

4. Выложи три крышки в верхней строке + три крышки в среднем столбике, назови букву. (Буква «Т».)

5. Выложи три крышки в левом + три крышки в правом столбике + три крышки в верхней строке; назови букву. (Буква «П».)

6. Выложи три крышки в верхней строке + три крышки в нижней строке + три крышки в левом столбике, назови букву. (Буква «С».)

7. Придумай слова из составленных букв. (Этот этап проводится с учетом уровня речевого развития детей.)

Занятие 11.

«Запомни и повтори»

Цели: формировать устойчивое зрительное восприятие, зрительную память и зрительное внимание; закреплять в речи детей слова, обозначающие пространственные отношения (красный — рядом с ним синий, желтый после красного, синий — под красным и т.д.).

Материал: по две карточки из 9 квадратов на каждого ребенка и по 12 цветных колпачков (количество колпачков дается больше, чем квадратов на карточке, чтобы у детей был выбор); четыре плана-схемы (демонстрационный материал). Для школьников можно использовать карточки из 16 квадратов.

Краткое описание занятия

1. Детям предлагается план-схема на четыре-пять секунд: посмотри и запомни.

2. Выложи по памяти, учитывая цвет и расположение колпачков на карточке-образце.

3. Сравни с образцом и проверь точность выполнения (найди ошибки по цвету и месту).

Примечание. Задание повторяется 3–4 раза. Каждый ребенок выполняет самостоятельно, не подсматривая у товарища. Можно использовать элемент соревнования при оценке итогов. Вторая карточка используется при проверке задания.

Занятие 12.

«Игра с предлогами»

Цели: учить детей использовать речевой образец при работе с предлогами, обозначающими пространственные отношения; продолжать развивать пространственное мышление; развивать словесно-логическое мышление при работе с планом-схемой.

Материал: карточки с планом-схемой на каждого ребенка. Цветные колпачки.

Краткое описание занятия

Словесные инструкции: перед красным — всегда синий, за зеленым — белый, между белым и желтым — коричневый и т.д. (Словесные инструкции даны на планах-схемах.) После выполнения задания дети обмениваются схемами и проверяют правильность выполнения задания друг у друга.

Занятие 13.

«Что изменилось?»

Цели: продолжать формировать пространственное мышление; развивать пространственное восприятие; тренировать зрительную память.

Материал: карточка с 9 квадратами и комплект из 9 разноцветных крышек один на всех.

Краткое описание занятия

Крышки раскладываются по всем квадратам. Дети запоминают расположение крышек на карточке. Затем закрывают глаза, и 2, 3, 4 крышки меняются местами. Дети по очереди находят изменения. (Задание повторяется для каждого ребенка.) Остальные дети наблюдают правильность выполнения.

Занятие 14.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Цели: те же, что в 13-м занятии.

Материал: карточка из 16 квадратов, 12 пробок.

Краткое описание занятия

По очереди убираются с карточки 1–4 пробки; дети угадывают, каких пробок не стало и где они были на карточке.

Занятие 15.

«Запуск ракеты»

Цели: учить детей строго соблюдать словесную инструкцию; закреплять знания о пространственных отношениях между предметами; развивать логическое мышление, слуховое внимание, зрительное восприятие; формировать навыки контроля над результатом своей деятельности.

Материал: карточки из 9 квадратов на каждого ребенка; по коробочке цветных колпачков на каждого ребенка; планы-схемы.

Краткое описание занятия

1. Выложи верхнюю, среднюю и нижнюю строчки карточки колпачками разного цвета.

2. Выложи три столбика колпачками разного цвета (правый, левый, средний).

3. Выложи три разных цвета на верхней строчке; на второй и третьей строчке – те же цвета, но в другой последовательности.

Занятие 16.

«Нарядный коврик»

Цели:закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги; продолжать развивать пространственное мышление; формировать зрительное восприятие; развивать эстетический вкус.

Материал: коробочки с цветными колпачками на каждого ребенка; белые листы бумаги по количеству детей; речевые образцы.

Краткое описание занятия

1. Выложить заданную букву на листе бумаги.

2. Выложить заданную геометрическую форму на листе бумаги.

3. Выложить рисунок (например: цветок, флажок, грибок, домик и т.д.) с заполнением середины и углов листа.

4. Самостоятельное придумывание рисунка нового коврика.

Занятие 17.

«Смекалка»

Цели: упражнять детей в запоминании и усвоении сложной словесной инструкции; закреплять умение контролировать свою деятельность; закреплять навыки пространственного мышления и зрительного восприятия.

Материал карточка из 16 квадратов на каждого ребенка; по коробочке цветных колпачков; план-схема; карточка с четкой словесной инструкцией для взрослого.

Краткое описание занятия

Диагональю карточка из 16 квадратов делится на две части. Колпачки выкладываются по обе стороны диагонали:

а) разных цветов,

б) двух контрастных цветов,

в) симметрично относительно диагонали (разными цветами).

Занятие 18.

«Шахматная доска»

Цели: закрепление навыков пространственной ориентировки на карточке из 64 квадратов; развитие пространственного мышления, устойчивого зрительного восприятия.

Материал: по одной карточке из 64 квадратов на каждого ребенка. По коробочке колпачков двух цветов.

Краткое описание занятия

Дети упражняются в выкладывании колпачков двух цветов в шахматном порядке.

Занятие 19.

«Секретный шифр»

Цели: развитие логического мышления; развитие устойчивого зрительного восприятия; закрепление навыков пространственной ориентировки.

Материал: карточка с шифром (каждый цвет соответствует определенной цифре) на каждого ребенка; карточка из 16 квадратов на каждого ребенка (cм. рис. внизу).

Краткое описание занятия

Каждому ребенку дается отдельная карточка, где на одной стороне — схема, на другой — шифр. Дети выкладывают узор по шифру на пустую карточку из 16 квадратов. Допускается сличать шифр с образцом при затруднениях.

Занятие 20.

«Маленький дизайнер»


(Придумай задание и научи своих товарищей)

Цели: развивать творческое мышление, воображение и восприятие; учить детей формулировать свою цель и добиваться ее выполнения.

Материал: листы бумаги на каждого ребенка; карточки из 9 и 16 квадратов; карточки-полоски; цветные колпачки в коробочках; цветные шнурки.

Краткое описание занятия

1. Дети придумывают узоры на листах бумаги.

2. Составляют схемы цветовых решений на карточках из 9 и 16 квадратов.

3. Сочиняют цветовые цепочки для составления оригинальных бус.

4. Делятся своими находками с товарищами.

5. В конце занятия оформляется альбом с работами детей.

Примечания к рисункам:

Условные обозначения цвета: б – белый, г — голубой, Ж – желтый, З – зеленый, К – красный,

Ко – коричневый, О – оранжевый, С – синий, Ч – черный.

Светлана ОГУРЦОВА,

педагог-психолог,

средняя школа № 71,

Алла РОМАНОВА,

педагог-психолог,

ДОУ № 112,