Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF). Описание шкал WIPPF
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика семейных взаимоотношений Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF). Описание шкал WIPPF
Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF). Описание шкал WIPPF |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика семейных взаимоотношений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание шкал WIPPF Следующие ниже описания шкал приводятся по Peseschkian, 1977, (шкалы 1-19) и Peseschkian; 1982, (шкалы 20-27) в литературной обработке С.Ю. Зелинской и А.И. Тащинской. Когнитивные особенности личности (по Н. Пезешкиану «вторичные способности») 1. Аккуратность. Аккуратность, любовь к порядку, которая обеспечивает личности стабильность. Проявляется в полном соответствии каждой вещи своему месту; ни одна из вещей не мешает другой, любая может быть тут же найдена в нужный момент. Полюса и их синонимы: 12-10 баллов — педантичность, потребность в «стерильной» чистоте, постоянная уборка, «вылизанная квартира». 5-3 балла — беспорядок, небрежность, «Содом и Гоморра», склонность к разбрасыванию вещей и неумение убирать за собой. Утверждения: форма А: 10, 48, 79 форма Б: 3, 40, 72 2. Чистоплотность: опрятность, уход за телом, одеждой, предметами ежедневного пользования. 12-10 баллов — избыточное внимание к чистоте собственного тела, одежды, предметам ежедневного пользования. Такой человек Н. Пезешкианом называется «чистюлей», «одетым «с иголочки», выхоленным, ухоженным. Данные особенности могут проявляться в навязчивом стремлении к чистоте и в брезгливости ко всему, сто может запачкать тело. 5-3 балла — очевидная небрежность по отношению к собственному телу и предметам ежедневного пользования, которая проявляется в неряшливости, неумытости, в дурных запахах, исходящих от тела. Утверждения: форма А: 16, 58, 81 форма Б: 14, 56, 67 3. Пунктуальность: строгое соблюдение временных договоренностей. 12-10 баллов — точность до минуты («по вам часы можно сверять»). 5-3 балла — непунктуальность, которая проявляется в постоянных опаздываниях. Утверждения: форма А: 35, 50, 83 форма Б: 37, 48, 57 4. Вежливость: корректность, уважительное отношение к себе и к окружающим. Данная шкала, по мнению Н. Пезешкиана, является важнейшим показателем «ключевого конфликта» (потенциального конфликта) личности. Крайние проявления по данной шкале понимаются автором как различные формы агрессии личности по отношению к социуму. 12-10 баллов — проявление скрытой гетероагрессии, что выражается в сверхдружелюбии, подхалимстве, лицемерии, галантности, избыточно хороших манерах, в неумении отказывать людям, и в потребности восприниматься другими неизменно хорошим, милым. 5-3 балла — проявление явной гетероагрессии, что выражается в бестактности, дерзости, игнорировании личности собеседника, в ранящей его невнимательности; может быть описано словосочетанием «как слон в посудной лавке». Утверждения: форма А: 3, 21, 65 форма Б: 13, 41, 70 5. Честность — прямота: различная, с учетом последствий, степень открытости собственного мнения. 12-10 баллов — фанатичное стремление к истине, избыточная правдивость и откровенность, свернормальная склонность к бесконечной презентации собственного мнения, неумение утаивать даже то, что заведомо будет осуждено («что на уме, то на языке», «мне скрывать нечего»). 5-3 балла — неискренность, замкнутость, избыточная скрытность, постоянное избегание объяснений, выраженная склонность ко лжи, извращению значимой для собеседника информации («непонятно, что у него на уме», «врет как по писанному»). Утверждения: форма А: 36, 52, 76 форма Б: 9, 44, 85 6. Усердие — деятельность: готовность в течение длительного времени предаваться напряженной и утомительной работе для достижения определений цели. 12-10 баллов — карьеризм, стремление к успеху, рвение, старание, способность трудиться «как пчела». 5-3 балла — леность, праздность, склонность к бессмысленному времяпрепровождению, неритмичность, постоянные сбои в работе. Утверждения: форма А: 18, 31, 63 форма Б: 29, 45, 80 7. Обязательность, точность, совестливость. Обязательность и совестливость понимаются как внутренняя готовность выполнить обещанное независимо от наличия внешнего контроля. Точность – это поведение, направленное на достаточно безошибочное выполнение работы. 12-10 баллов — избыточная принципиальность, скрупулезность, расчетливость, стремление безукоризненно выполнить любое обещание независимо от обстоятельств. 5-3 балла — необязательность, непоследовательность, неточность, небрежность в отношениях с людьми, самостоятельное изменение договоренностей («сегодня одно — завтра другое»). Утверждения: форма А: 4, 17, 55 форма Б: 6, 42, 68 8. Бережливость: экономное обращение с деньгами и вещами. 12-10 баллов — скупость, отказ себе во всем до аскетизма, потребность скрупулезно учитывать собственные доходы и ничем не брезговать с целью их увеличения («считать каждую копейку»). 5-3 балла — неумение планировать материальные расходы, обесценивание денег до расточительства («сорит деньгами», «широкая натура»). Утверждения: форма А: 14, 32, 68 форма Б: 8, 25, 66 9. Послушание: умение адекватно реагировать на просьбы и поручения людей, от которых личность зависит физически и психологически и столь же адекватное поведение по отношению к людям, которые зависят от нее. 12-10 баллов — пассивное следование просьбам и приказам, слепое послушание, безграничная преданность авторитету и в той же мере активная строгость по отношению к подчиненным, стремление во что бы то ни стало подчинить их собственной воле. 5-3 балла — все формы непослушания от молчаливого сопротивления до открытого бунта, отрицание любых авторитетов («вы мне не указ»). Утверждения: форма А: 5, 26, 75 форма Б: 16, 46, 60 10. Справедливость: поведение, которое определяется разумным сочетанием целесообразности и личных привязанностей, склонностей. 12-10 баллов — сверхчувствительность к несправедливости, имманентная, часто в ущерб себе, потребность в отстаивании принципов («жажда справедливости», «суровая справедливость»). 5-3 балла — игнорирование целесообразной справедливости в угоду личным привязанностям, симпатиям, собственному настроению. Утверждения: форма А: 15, 38, 57 форма Б: 27, 65, 81 11. Верность: следование собственным нормам и концепциям в отношении всех сфер жизнедеятельности и умение изменить собственные представления об этих нормах при изменении обстоятельств. Эта шкала в авторском исполнении характеризует, прежде всего, верность сексуальному партнеру. 12-10 баллов — ригидность, косность, упрямство, непоколебимость, неопровержимость установок и авторитетов, безграничное стремление сохранить имеющееся («пока смерть не разлучит нас!»). 5-3 балла — неверность, склонность к смене партнеров, к «предательству» («как флюгер на ветру»). Утверждения: форма А: 12, 23, 41 форма Б: 7, 35, 53 Эмоциональные особенности личности (по Н. Пезешкиану «первичные способности») 12. Терпение: способность ждать, отсрочивать удовлетворение собственных желаний. 12 -10 баллов — сверхтерпение, мазохистическое бесконечное откладывание удовлетворения собственных потребностей. 5-3 балла — нетерпеливость, агрессивное отстаивание собственного права на немедленное удовлетворение потребностей. Утверждения: форма А: 8, 39, 85 форма Б: 15, 23, 38 13. Время: способность уделять себе и другим достаточное количество времени. 12-10 баллов — бесконечное времяпрепровождение, нерегламентированное, расточительное использование времени в удовлетворении собственных гедонистических потребностей и потребностей значимых окружающих в ущерб продуктивной деятельности. 5-3 балла — тревожное слежение за временем, постоянные перегрузки, пребывание в стрессе из-за острого дефицита времени, тягостные переживания чувства вины из-за неумения рационально организовывать свою деятельность во времени и одновременно жесткого ременного ограничения других людей, в основном близких. Утверждения: форма А: 2, 30, 78 форма Б: 21, 47, 73 14. Контакты: устанавливать и поддерживать контакты с людьми. 12-10 баллов — избыточная коммуникабельность, бесконечный поиск общения, попытка установления достаточно интимных, близких отношений с окружающими независимо от их потребности в подобного рода отношениях, выраженная психологическая зависимость от других людей и отношений с ними. 5-3 балла — избыточная скромность робость, застенчивость, стесненность, неуверенность в себе, напряженность, неумение налаживать отношения с людьми при достаточно высокой потребности в подобного рода отношениях. Утверждения: форма А: 19, 29, 61 форма Б: 30, 62, 78 15. Доверие: способность принимать себя или других людей в их неповторимости такими, как они есть; позитивная установка по отношению к отдельным способам поведения, которыми обладает человек или которые от него ожидаются. 12-10 баллов — доверительный, доверчивый, наивный. 5-3 балла — недоверие к себе и окружающим, подозрительность, ревность, «комплекс неполноценности». Утверждения: форма А: 22, 54, 70 форма Б: 18, 28, 63 16. Надежда: согласно авторской концепции, это способность признавать будущие возможности и одновременно признавать относительность достижений настоящего дня. 12-10 баллов — безоглядный оптимизм, ориентация исключительно на будущее, и обесценивание значимости настоящего, «розовые очки». 5-3 балла — глубокий пессимизм, бесконечные сомнения, частые разочарования, осознание бессмысленности и безнадежности любых собственных действий. Утверждения: форма А: 43, 64, 84 форма Б: 10, 24, 69 17. Сексуальность — нежность: под сексуальностью и нежностью автор понимает отношение к физическому контакту, умение принимать и дарить физические контакты. 12-10 баллов — преувеличение роли сексуальности, избыточная зависимость от физических контактов, повышенная потребность к активной стимуляции эрогенных зон у себя и партнера. 5-3 балла — страх физического контакта, холодность, пассивное защищающееся сексуальное поведение, отказ себе и партнеру в сексуальном удовольствии, следование жестким собственным представлениям о «нормативах» сексуального поведения. Утверждения: форма А: 11, 40, 66 форма Б: 17, 59, 83 18. Любовь и принятие: согласно Н. Пезешкиану, эти качества понимаются как заведомое принятие партнера как личности, положительное эмоциональное отношение к нему независимо от его ситуативных особенностей и образа его поведения («позитивная генерализация восприятия партнера» — А.И. Тащева). Данная шкала является диагностическим критерием гармоничности эмоциональных и когнитивных особенностей личности. При высоких показателях отмечается превалирование эмоционального начала личности, при низких – когнитивного, при адекватных – гармоничное сочетание. 12-10 баллов — «материнская позиция» по отношению к партнеру, избыточная заинтересованность в нем, проявляющаяся в попустительстве, потакании и в балующем отношении («посадить себе на голову»). 5-3 балла — психологическая дистанцированность от партнера, проявляющаяся в равнодушии, отвержении, скрытой и явной ненависти, бесконечной придирчивости и требовательности, явное злоупотребление наказаниями. Утверждения: форма А: 33, 51, 82 форма Б: 31, 61, 76 19. Вера, религия, церковь: по Н. Пезешкиану, это заинтересованность в собственном внутреннем мире, выраженный интерес смысложизненным представлениями вопросам веры при адекватном отношении к реальной действительности. 12 – 10 баллов – сверхвыраженный до фанатизма интерес к мировоззренческим, смысложизненным и вероисповедальным проблемам. 5 – 3 балла – от индифферентного до агрессивного отношения к вере, отрицание самой ее возможности и табуирование обсуждения этой проблематики, акцентирование внимания на материальных проблемах («верю только тому, что вижу»). Утверждения: форма А: 9, 56, 73 форма Б: 22, 36, 54 Четыре поведенческие реакции на конфликт 20. Тело – ощущения. Данная шкала подразумевает реакцию физического «Я» на конфликт. 12 – 10 баллов – организм реагирует психосоматическими нарушениями, низкой активностью, слабостью, вялостью, ипохондричностью, т.е. «бегством в болезнь». 5 – 3 балла – низким показателям соответствует гиперактивность личности в поддержке физической формы до изнеможения, путем физических перегрузок или сверхзаинтересованностью в активном отдыхе, включающем непосильные для нервной системы и организма в целом нагрузки с явным или скрытым для человека риском для жизни, либо абсолютное, бесцельное «расслабление». Утверждения: форма А: 6, 46, 71 форма Б: 2, 50, 77 21. Деятельность. Вид и способ проявления норм деятельности, включенных в концепцию Я, и их динамику в конфликтных ситуациях. 12-10 баллов — попытки решения проблемы при помощи активной деятельности (например, убирать, чистить, углубиться в учебу…) с сознательным или бессознательным намерением «забыть» таким образом проблемы; акцентирование «логического» мышления, бегство в работу. 5-3 балла — с одной стороны, способность избегать требования достижений; с другой стороны, отказ от требуемых достижений, «бегство» в бездеятельность, нарушения внимания, памяти, трудности в принятии решения, склонность к рационализации, навязчивости, мечтательность, дереализация. Утверждения: форма А: 25, 47, 77 форма Б: 12, 52, 71. 22. Контакты. Способность устанавливать и поддерживать отношения с самим собой, другими людьми и окружающей действительностью в целом в конфликтной ситуации. 12-10 баллов — способы поведения, с помощью которых проблемы решаются «бегством» в общение. 5-3 балла — «бегство» в одиночество, безграничная, но безрезультатная саморефлексия или частичная алекситимия, выражающаяся в нарушении контакта с самим собой, в неумении и неделании понять себя. Утверждения: форма А: 44, 59, 68 форма Б: 20, 51, 82. 23. Фантазии — будущее. Интуитивное суждение, творчество как средство решения проблем. 12-10 баллов — «бегство в фантазии» — избыточная активизация фантазии, которая позволяет человеку только в воображении решать собственные конфликты, мысленно достигать желаемых успехов или наказывать обидчиков. 5-3 балла — погружение в «негативные» (продуцирующие проблемы) мысли и концепции как способ решения проблем, при этом фантазия разрушает привычные для человека психологические защиты, и события представляются ему бесконечно страшными и уникальными, а поэтому непреодолимыми и непереносимыми. Утверждения: форма А: 24, 49, 74 форма Б: 5, 33, 58. Н. Пезешкиан полагает, что адекватный ответ личности на конфликтную ситуацию должен состоять в равноценном проявлении всех четырех позиций, очевидная односторонность реагирования на конфликт является проявлением неадекватного отношения к реальности. Четыре модели для подражания 24-27. В шкалах 24-27 спрашивается об отношениях пациента в детстве и юношестве к своим родным и близким, как он их сегодня воспринимает — переживает. 24. Я. Отношение к родителям (воспитателям), братьям и сестрам. 12-10 баллов – в сегодняшнем восприятии пациента скорее позитивные, теплые отношения, возможно, даже гиперопека. 5-3 балла – скорее холодность, отвержение, индифферентность. Утверждения: форма А: 24А (мать) 7, 37, 67 форма А: 24Б (отец) 20, 60, 72 форма Б: 24А (мать) 34, 64, 84 форма Б: 24Б (отец) 19, 49, 75. 25. Ты. Отношения между родителями. 12-10 баллов — скорее позитивные, внимательные, преодолевающие проблемы. 5-3 балла — скорее негативные, холодные, близкие к скандалу, иногда переживались как скрывающие проблемы. Утверждения: форма А: 27, 45, 80 форма Б: 11, 32, 43. 26. Мы. Отношение родителей к окружающему миру. 12-10 баллов — открытое, терпимое, сердечное, общительность. 5-3 балла — скорее замкнутость, нетерпимость, защита, необщительность. Утверждения: форма А: 28, 42, 62 форма Б: 4, 39, 74. 27. Пра-мы. Отношение родителей к вопросам мировоззрения, религии, смысла и к будущему. 12-10 баллов — скорее оптимистическое, обнадеживающее, мотивирующее, обязывающее, возможно, даже фанатичное в некоторых вопросах. 5-3 балла — скорее пессимистичный, защитный, вытесняющий, индифферентный настрой. Утверждения: форма А: 13, 34, 53 форма Б: 26, 55, 79. Бланк Имя, код Форма А Б min medium max Баллы 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
20. Тело – ощущения
22. Контакты
Четыре модели для подражания24. Я: родители — дети — братья — сестрыА — Мать Б – Отец
Висбаденский опросник предназначен для практикующих врачей, психологов, социальных работников, оказывающих социальную и психологическую помощь населению. Возможно применение методики в исследовательских целях. Литература: Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2. С. 194 – 222. Зелинская С.Ю., Тащева А.И. WIPPF – опросник для исследования личностных особенностей, стратегий поведения в конфликте и «моделей для подражания» // Прикладная психология. 2000. № 1. С. 64 – 76. [1] [2] [3] |