Урок математики в 4 классе Программа «Школа России». Методический комплект по математике М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Набиуллина Людмила Геннадиевна
Цель: познакомить учащихся с новой величиной «Скорость» и установить взаимосвязь и зависимость между величинами «скорость, время, расстояние».
Задачи:
— обобщить знания учащихся о единицах измерения длины и времени;
— познакомить с единицами измерения скорости и способом их записи;
— учить составлять и решать прямые и обратные задачи;
— составить опорный конспект к уроку (приложение 1).
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний
Устный счет.
1. Математический диктант. (Сималтиниус раунд тейбл)
9т = ___ ц
2м20см = ___дм
6000г = ___ кг
2мин20сек = ___сек
5км70м = ___м
800ц = ___т
400см2 = ___дм2
Проверка по презентации (тейк оф-тач даун)
Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки и записаны все числа
3. Изучение нового материала.
1. Одного ученика вызываем к доске.
— Дима, сделай, пожалуйста, шаг вперед. (делает один небольшой шаг).
— Ребята, скажите, Дима сейчас двигался? (Да). Можно сказать, что он совершил движение? (Да).
— Можем ли мы измерить длину шага Димы? (Да). Возьмите метр и измерьте. (Один ученик выходит и измеряет длину шага).
— Чему равна длина шага? (40 см).
— Можем ли мы сказать, что Дима прошел расстояние 40 см? (Да, можем).
Вывод: Расстояние – это длина пройденного пути.
2. Вызываем к доске другого ученика.
— Настя, когда я скажу «старт», иди, скажу «стоп» — остановись. Я засекаю время. (Настя выполняет).
— Ребята, Настя совершила движение? (Да).
— С момента начала ее движения до окончания прошло 3 секунды. Можем ли мы сказать, что Настя находилась в пути 3 секунды?(Да).
3. Знакомство со скоростью.
— Давайте измерим расстояние, которое прошла Настя. (Один ученик берет метр и измеряет расстояние. Оно равно (округляем) 120 см).
— Итак, Настя за 3 секунды прошла расстояние 120 см. Можно узнать, какое расстояние она прошла за 1 секунду? (Да. Для этого 120 см : на 3 с, получим 40 см).
Вывод: расстояние, пройденное за 1 секунду , называется скоростью. 1 секунда – это единица времени. Это может быть минута, час. Скорость обозначают следующим образом: 40 см/с и говорят: скорость Насти – 40 сантиметров в секунду.
— Что или кто еще может совершать движение? (Автомобиль, поезд, велосипедист, мотоциклист, бегун, лыжник, самолет и т.д.)
Сингл раунд робин (проговаривание ответов на вопросы по кругу)
а) скорость поезда 60 км/ч;
б) скорость жука 4 м/мин;
в) скорость ветра 10м/сек
г) скорость пешехода 5 км/ч.
4. Установление взаимосвязи и зависимости между величинами.
Прочитайте задачу (записана на доске): «Скорость автомобиля 80 км/ч. Какое расстояние он проедет с этой скоростью за 3 часа?»
Что значит выражение: «Скорость автомобиля 80 км/ч?» (Он каждый час проезжал по 80 км). Сколько времени он был в пути? (3 часа). Сколько он проехал в первый час? (80 км). Во второй час? (80 км). В третий час? (80 км).
Появляется чертеж:
Как узнать расстояние, пройденное за 3 часа? (80 · 3 = 240).
Что в этой записи означает число «80»? (сколько км проезжал автомобиль каждый час, т.е. его скорость). Что в этой записи означает число «3»? (Сколько времени он находился в пути, т.е. время). Что означает число «240»?
Если известны скорость и время движения, то как найти расстояние? (скорость умножить на время движения).
Стол 1,3,5 Финк райт раунд робин подумай, запиши, обсуди в команде
Попробуйте составить обратную задачу, в которой необходимо было найти время, за которое автомобиль проедет это же расстояние. (Скорость автомобиля 80 км/ч. Сколько времени ему потребуется преодолеть расстояние 240 км?
Составьте чертеж к задаче и решите ее.
Стол 2,4,6 Финк райт раунд робин
Составьте обратную задачу, в которой необходимо найти скорость автомобиля. (автомобиль за 3 часа проехал 240 км. С какой скоростью он ехал?)
Составьте чертеж к задаче и решите ее.
Учащиеся знакомятся со вторым разделом схемы и переписывают его к себе в тетрадь
5. Закрепление.
Вниманию учащихся предлагается таблица.
— Задание: Объясните, что означают данные в этой таблице. Составьте и решите задачи, используя эти данные (Участником движения учащиеся должны выбрать не велосипедиста)
1) Скорость поезда 80 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 ч?
2) Скорость поезда 80 км/ч. За какое время он пройдет расстояние 240км?
3) Поезд прошел 240 км за 3 ч. Какова скорость поезда?
Таблица оформляется в тетради учащихся как третий раздел схемы
Выполнение задания в рабочей тетради.(релли робин)
№ 1, с.3 (по 30 сек)(думают-отвечают. Короткие ответы)
Учебник №9.с.5
6. Рефлексия. (куиз куиз трейд).
7. Итог урока.
— с какими величинами познакомились сегодня на уроке?
— что такое расстояние?
— что такое скорость?
— как найти скорость?
— как найти время?
— как найти расстояние?
8. Домашнее задание
Задачи:
— обобщить знания учащихся о единицах измерения длины и времени;
— познакомить с единицами измерения скорости и способом их записи;
— учить составлять и решать прямые и обратные задачи;
— составить опорный конспект к уроку (приложение 1).
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Актуализация знаний
Устный счет.
1. Математический диктант. (Сималтиниус раунд тейбл)
9т = ___ ц
2м20см = ___дм
6000г = ___ кг
2мин20сек = ___сек
5км70м = ___м
800ц = ___т
400см2 = ___дм2
Проверка по презентации (тейк оф-тач даун)
Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки и записаны все числа
3. Изучение нового материала.
1. Одного ученика вызываем к доске.
— Дима, сделай, пожалуйста, шаг вперед. (делает один небольшой шаг).
— Ребята, скажите, Дима сейчас двигался? (Да). Можно сказать, что он совершил движение? (Да).
— Можем ли мы измерить длину шага Димы? (Да). Возьмите метр и измерьте. (Один ученик выходит и измеряет длину шага).
— Чему равна длина шага? (40 см).
— Можем ли мы сказать, что Дима прошел расстояние 40 см? (Да, можем).
Вывод: Расстояние – это длина пройденного пути.
2. Вызываем к доске другого ученика.
— Настя, когда я скажу «старт», иди, скажу «стоп» — остановись. Я засекаю время. (Настя выполняет).
— Ребята, Настя совершила движение? (Да).
— С момента начала ее движения до окончания прошло 3 секунды. Можем ли мы сказать, что Настя находилась в пути 3 секунды?(Да).
3. Знакомство со скоростью.
— Давайте измерим расстояние, которое прошла Настя. (Один ученик берет метр и измеряет расстояние. Оно равно (округляем) 120 см).
— Итак, Настя за 3 секунды прошла расстояние 120 см. Можно узнать, какое расстояние она прошла за 1 секунду? (Да. Для этого 120 см : на 3 с, получим 40 см).
Вывод: расстояние, пройденное за 1 секунду , называется скоростью. 1 секунда – это единица времени. Это может быть минута, час. Скорость обозначают следующим образом: 40 см/с и говорят: скорость Насти – 40 сантиметров в секунду.
— Что или кто еще может совершать движение? (Автомобиль, поезд, велосипедист, мотоциклист, бегун, лыжник, самолет и т.д.)
Сингл раунд робин (проговаривание ответов на вопросы по кругу)
а) скорость поезда 60 км/ч;
б) скорость жука 4 м/мин;
в) скорость ветра 10м/сек
г) скорость пешехода 5 км/ч.
4. Установление взаимосвязи и зависимости между величинами.
Прочитайте задачу (записана на доске): «Скорость автомобиля 80 км/ч. Какое расстояние он проедет с этой скоростью за 3 часа?»
Что значит выражение: «Скорость автомобиля 80 км/ч?» (Он каждый час проезжал по 80 км). Сколько времени он был в пути? (3 часа). Сколько он проехал в первый час? (80 км). Во второй час? (80 км). В третий час? (80 км).
Появляется чертеж:
Как узнать расстояние, пройденное за 3 часа? (80 · 3 = 240).
Что в этой записи означает число «80»? (сколько км проезжал автомобиль каждый час, т.е. его скорость). Что в этой записи означает число «3»? (Сколько времени он находился в пути, т.е. время). Что означает число «240»?
Если известны скорость и время движения, то как найти расстояние? (скорость умножить на время движения).
Стол 1,3,5 Финк райт раунд робин подумай, запиши, обсуди в команде
Попробуйте составить обратную задачу, в которой необходимо было найти время, за которое автомобиль проедет это же расстояние. (Скорость автомобиля 80 км/ч. Сколько времени ему потребуется преодолеть расстояние 240 км?
Составьте чертеж к задаче и решите ее.
Стол 2,4,6 Финк райт раунд робин
Составьте обратную задачу, в которой необходимо найти скорость автомобиля. (автомобиль за 3 часа проехал 240 км. С какой скоростью он ехал?)
Составьте чертеж к задаче и решите ее.
Учащиеся знакомятся со вторым разделом схемы и переписывают его к себе в тетрадь
5. Закрепление.
Вниманию учащихся предлагается таблица.
|
1) Скорость поезда 80 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 ч?
2) Скорость поезда 80 км/ч. За какое время он пройдет расстояние 240км?
3) Поезд прошел 240 км за 3 ч. Какова скорость поезда?
Таблица оформляется в тетради учащихся как третий раздел схемы
Выполнение задания в рабочей тетради.(релли робин)
№ 1, с.3 (по 30 сек)(думают-отвечают. Короткие ответы)
Учебник №9.с.5
6. Рефлексия. (куиз куиз трейд).
7. Итог урока.
— с какими величинами познакомились сегодня на уроке?
— что такое расстояние?
— что такое скорость?
— как найти скорость?
— как найти время?
— как найти расстояние?
8. Домашнее задание