Урок математики в 4 классе Программа «Школа России». Методический комплект по математике М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова | Обучение и развитие детей

Урок математики в 4 классе Программа «Школа России». Методический комплект по математике М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Набиуллина Людмила Геннадиевна
Цель: познакомить учащихся с новой величиной «Скорость» и установить взаимосвязь и зависимость между величинами «скорость, время, расстояние».

Задачи:

— обобщить знания учащихся о единицах измерения длины и времени;

— познакомить с единицами измерения скорости и способом их записи;

— учить составлять и решать прямые и обратные задачи;

— составить опорный конспект к уроку (приложение 1).

Тип урока: изучение нового материала.

                                                                                                            Ход урока

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний

Устный счет.

1. Математический диктант. (Сималтиниус раунд тейбл)

9т = ___ ц

2м20см = ___дм

6000г = ___ кг

2мин20сек = ___сек

5км70м = ___м

800ц = ___т

400см2 = ___дм2

Проверка по презентации (тейк оф-тач даун)

Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки и записаны все числа

3. Изучение нового материала.

1. Одного ученика вызываем к доске.

— Дима, сделай, пожалуйста, шаг вперед. (делает один небольшой шаг).

— Ребята, скажите, Дима сейчас двигался? (Да). Можно сказать, что он совершил движение? (Да).

— Можем ли мы измерить длину шага Димы? (Да). Возьмите метр и измерьте. (Один ученик выходит и измеряет длину шага).

— Чему равна длина шага? (40 см).

— Можем ли мы сказать, что Дима прошел расстояние 40 см? (Да, можем).

Вывод: Расстояние – это длина пройденного пути.

2. Вызываем к доске другого ученика.

— Настя, когда я скажу «старт», иди, скажу «стоп» — остановись. Я засекаю время. (Настя выполняет).

— Ребята, Настя совершила движение? (Да).

— С момента начала ее движения до окончания прошло 3 секунды. Можем ли мы сказать, что Настя находилась в пути 3 секунды?(Да).

3. Знакомство со скоростью.

— Давайте измерим расстояние, которое прошла Настя. (Один ученик берет метр и измеряет расстояние. Оно равно (округляем) 120 см).

— Итак, Настя за 3 секунды прошла расстояние 120 см. Можно узнать, какое расстояние она прошла за 1 секунду? (Да. Для этого 120 см : на 3 с, получим 40 см).

Вывод: расстояние, пройденное за 1 секунду , называется скоростью. 1 секунда – это единица времени. Это может быть минута, час. Скорость обозначают следующим образом: 40 см/с и говорят: скорость Насти – 40 сантиметров в секунду.

— Что или кто еще может совершать движение? (Автомобиль, поезд, велосипедист, мотоциклист, бегун, лыжник, самолет и т.д.)

Сингл раунд робин (проговаривание ответов на вопросы по кругу)

а) скорость поезда 60 км/ч;

б) скорость жука 4 м/мин;

в) скорость ветра 10м/сек

г) скорость пешехода 5 км/ч.

4. Установление взаимосвязи и зависимости между величинами.

Прочитайте задачу (записана на доске): «Скорость автомобиля 80 км/ч. Какое расстояние он проедет с этой скоростью за 3 часа?»

Что значит выражение: «Скорость автомобиля 80 км/ч?» (Он каждый час проезжал по 80 км). Сколько времени он был в пути? (3 часа). Сколько он проехал в первый час? (80 км). Во второй час? (80 км). В третий час? (80 км).

Появляется чертеж:

Как узнать расстояние, пройденное за 3 часа? (80 · 3 = 240).

Что в этой записи означает число «80»? (сколько км проезжал автомобиль каждый час, т.е. его скорость). Что в этой записи означает число «3»? (Сколько времени он находился в пути, т.е. время). Что означает число «240»?

Если известны скорость и время движения, то как найти расстояние? (скорость умножить на время движения).

Стол 1,3,5  Финк райт раунд робин  подумай, запиши, обсуди в команде

Попробуйте составить обратную задачу, в которой необходимо было найти время, за которое автомобиль проедет это же расстояние. (Скорость автомобиля 80 км/ч. Сколько времени ему потребуется преодолеть расстояние 240 км?

Составьте чертеж к задаче и решите ее.

Стол 2,4,6 Финк райт раунд робин

Составьте обратную задачу, в которой необходимо найти скорость автомобиля. (автомобиль за 3 часа проехал 240 км. С какой скоростью он ехал?)

Составьте чертеж к задаче и решите ее.

Учащиеся знакомятся со вторым разделом схемы и переписывают его к себе в тетрадь

5. Закрепление.

Вниманию учащихся предлагается таблица.

 

 

·

:

:

v

80 км/ч

80 км/ч

? км/ч

t

3 ч

? ч

3 ч

S

? км

240 км

240 км

 

— Задание: Объясните, что означают данные в этой таблице. Составьте и решите задачи, используя эти данные (Участником движения учащиеся должны выбрать не велосипедиста)

1) Скорость поезда 80 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 ч?

2) Скорость поезда 80 км/ч. За какое время он пройдет расстояние 240км?

3) Поезд  прошел 240 км за 3 ч. Какова скорость поезда?

Таблица оформляется в тетради учащихся как третий раздел схемы

Выполнение задания в рабочей тетради.(релли робин)

№ 1, с.3 (по 30 сек)(думают-отвечают. Короткие ответы)

Учебник №9.с.5

6. Рефлексия. (куиз куиз трейд).

7. Итог урока.

— с какими величинами познакомились сегодня на уроке?

— что такое расстояние?

— что такое скорость?

— как найти скорость?

— как найти время?

— как найти расстояние?

8. Домашнее задание