Творческая разработка «Групповой тренинг социальных навыков» | Обучение и развитие детей

Творческая разработка «Групповой тренинг социальных навыков»

На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Творческая разработка «Групповой тренинг социальных навыков»
Творческая разработка «Групповой тренинг социальных навыков»
Коррекционная работа психолога в школе — Тренинги
Творческая разработка «Групповой тренинг социальных навыков»

по дисциплине: Основы технологии группового тренинга

Предполагается, что группа тренинга социальных навыков будет встречаться еженедельно по два часа.

Вступительное слово

Общение людей… Это воздух, без которого наша душа погибает. И как тело нуждается в чистом воздухе, так и душе требуется благодатное общение.

Вы сейчас переживаете процесс рождения своего самосознания, своих жизненных планов и перспектив, своих целей и ценностей. Рождения нового уровня общения. И это общение требует новых навыков, которым нужно учиться.

Чаще всего человек учится на своих ошибках и разочарованиях. А ведь можно научиться общению иным способом, не используя жизнь для ошибок. Их можно совершать в нашем тренинге.

Правила нашего тренинга

1.Старайся говорить о том, что происходит в группе

здесь и теперь. Открыто и честно говори о своих действиях, чувствах, мыслях, о поступках и переживаниях других членов группы.

2.Старайся быть открытым, когда говоришь или когда слушаешь других.

3.Говори «стоп», если не хочешь, чтобы твое поведение обсуждалось. Все обязаны прекратить обсуждение.

4.Не говори никому о происходящих в группе событиях, даже не обсуждай их вне группы с членами группы.

ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ

Ключевое упражнение

Все садятся в круг.

Ведущий раздает бумагу для записей и булавки или скрепки. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя (реальное или вымышленное) и делит лист вертикальной линией на две части. Левую помечает сверху знаком « + », правую — знаком «-». Под знаком « + » записывает: название любимого цвета, любимое время года, любимый фрукт, животное, которое нравится больше всего, название книги, которая нравится больше всех, название кинофильма, который нравится больше всех, любимого литературного героя или исторического персонажа, психологическую черту, которая больше всего нравится в людях, и психологическую черту, которая больше всего нравится в себе самом.

В правой части под знаком «-» каждый называет: нелюбимый цвет, нелюбимое время года, фрукт, который не любят, нелюбимое животное, название книги, которая не нравится, название кинофильма, который не нравится, самого неприятного литературного героя или историческую личность, самую неприятную психологическую черту в людях, самую неприятную психологическую черту в себе самом.

Ведущий по очереди достаточно медленно читает название каждого пункта и пишет свои ответы, участвует в упражнении вместе со всеми.

Когда все кончают писать, ведущий просит, чтобы в ближайшие 5-10 минут никто не проронил ни слова. Каждый прикрепляет свой листок на видном месте на груди. Включается тихая музыка, все в полном молчании медленно ходят по комнате и внимательно читают то, что написано на листке у каждого.

Затем ведущий просит всех замереть на том месте, где они находятся, и закрыть глаза.

«Прислушайтесь к музыке! Попробуйте придумать танец под эту музыку. Учтите, что глаза у вас закрыты, поэтому танцуйте гибко, медленно, осторожно… Это какой-то неземной танец, ваши движения необычные и странные… (Музыка должна соответствовать, своему неземному, космическому характеру.) Своими руками вы можете касаться рук других людей, их плеч… Общайтесь с музыкой, будьте максимально раскованны. Пусть ваше тело подскажет вам, какие движения ему следует выполнять… Движения должны выражать музыку и вас самих Одновременно. Слейтесь с музыкой на мгновение, будьте мягки, грациозны, выразительны и осторожны. Но никого не бойтесь. Прикосновение других приятно вам. И загадочно…

Теперь откройте глаза. Поприветствуйте рядом находящегося человека.

Ведущий задает ситуацию. Например, вы встретили знакомого… близкого друга… друга, с которым давно-давно не виделись… А теперь образуйте круг, и каждый по очереди идет по — кругу, встречая своих близких друзей, с которыми вы давно-давно не виделись (все должны дружески-открыто, объятиями встретить каждого члена группы два раза — сначала, когда человек идет по кругу и встречает старого друга, затем, когда он стоит в кругу, обойдя его весь, и его встречает старый друг, который его обнимает и радуется встрече).

Возможны дополнительные упражнения после окончания ключевого.

Согласование действия

Представьте, что вам вдвоем с партнером надо перенести тяжелую картину и повесить ее на стену.

Картина тяжелая, руки у вас напряжены. И ваша картина гнется во все стороны, становится то узкой, то широкой. Значит, вы не совсем внимательны к своему партнеру. Следите за его руками, за напряжением его мышц. Попытайтесь пальцами почувствовать гладкость полировки рамы картины, вспоминайте тяжесть предметов, которые вы носили. И ни на мгновение не упускайте связи с партнером, чувствуйте его, помогайте ему.

А теперь смените партнера. Будете пилить дрова. Поставьте бревно на козлы. Возьмите пилу. Смотрите, чтобы, пила не менялась в размерах. И чтобы напряжение и расслабление мышц чередовались целесообразно. И не забывайте о чувствованиях. О звуке пилы… О запахе дерева… О напряжении мышц…

Сиамские близнецы

Выберите нового партнера. Представьте себе, что вы и ваш партнер одно целое. Вы — сиамские близнецы, приросли бок к боку. Крепко обнимите партнера за талию одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. И ноги у вас частично срослись, так что приходится шагать, как одному существу. Сначала шаг двумя сросшимися ногами, потом единый шаг двумя «боковыми» ногами. Пройдитесь по комнате, привыкните друг к другу.

Теперь попробуйте пнуть мяч… Забить гвоздь в стенку… Зажечь спичку о коробок… Вдеть нитку в иголку и пришить пуговицу…

Утомились? Ну, сядьте, поешьте. На столе у вас жареная колбаса, стакан чая, булочка. Не забудьте о ноже! Приятного аппетита!..

А теперь музыка. Вставайте, пригласите кого-нибудь из собратьев — других сиамских близнецов на танец.

Главное — чувствительность и внимательность друг к другу и согласованность действий.

 

Домашнее задание

Вступите в контакт с незнакомыми людьми, вслух обратитесь к кому-то с мелким вопросом-просьбой по телефону.

Позвоните в справочную и узнайте номер собственного телефона. Или телефон ближайшего к вам продовольственного магазина. Теперь позвоните туда и выясните, есть ли свежая сметана. И по какой цене.

Учитесь запрашивать информацию, которая вас интересует.

Телефон позволяет обратиться к незнакомому человеку и остаться в то же время анонимным. На первых порах телефон — незаменимое средство для развития социальных контактов. Наблюдайте за собой, выдерживайте спокойный и доверительный тон разговора. Хорошо, если перед вами будет зеркало, и вы будете видеть свою мимику. Разговаривайте по телефону стоя. В данном случае разговор стоя позволит выявить детали и особенности ваших жестов и поз — все это тоже часть уверенности в себе!

После того как телефонные контакты будут признаны вами удачными (только вы судья тому спокойному, сильному и уверенному в себе внутреннему состоянию, которое и выражается в тоне голоса, мимике, жестах, позе…).

ВСТРЕЧА ВТОРАЯ

Обсуждение впечатлений, появившихся при выполнении домашнего задания.

Сегодня мы будем действовать в ситуациях вынужденного общения при выполнении более сложных и трудных заданий, будем искать способ поведения и развивать навыки восприятия и понимания себя и других в процессе контактов с людьми.

Ключевое упражнение

(«Катастрофа в пустыне»)

Цель: Формирование навыка принятия решений коллективно и персонально.

Задачи: Показать, что принятие оптимального решения возможно лишь после критического осмысления ситуации; особенности принятия персонального и коллективного решения; сформировать представления о том, как отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения.

Методическое оснащение: Карточки для игры «Катастрофа в пустыне», ручка.

Ход работы: проходит в три этапа

1) каждый работает индивидуально 15 минут;

2) работа в парах 10 минут;

3) работа всей группой.

Известными аналогами этой игры являются «Кораблекрушение», «Посадка на Луне».

Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).

Ведущий даёт группе следующую инструкцию:

— С этого момента все вы — пассажиры авиалайнера, совершавшего перелёт из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней сахара на борту самолёта внезапно возникнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение не ясно. Известно только, что ближайший населённый пункт находится на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолёта вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповреждёнными после катастрофы.

Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить номер 1 у самого важного предмета, номер 2 у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.

Список предметов:

1.Охотничий нож.

2.Карманный фонарь.

3.Лётная карта окрестностей.

4.Полиэтиленовый плащ.

5.Магнитный компас.

6.Переносная газовая плита.

7.Охотничье ружьё с боеприпасами.

8.Парашют красно-белого цвета.

9.Пачка соли.

10.Полтора литра воды на каждого.

11.Определитель съедобных животных и растений.

12.Солнечные очки на каждого.

13.Литр водки на всех.

14.Лёгкое полупальто на каждого.

15.Карманное зеркало.

После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнёром (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов).

Следующий этап игры – общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений, организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников по кругу, является следующий: «Удовлетворён ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему?».

Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой — в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:

Что вызвало твою удовлетворённость (неудовлетворённость)?

Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?

Была ли выработана общая система спасения?

Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении?

Ты согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять своё мнение?

Кто в большей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?

Что именно в поведении лидера заставило ему прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер?

Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?

Какие способы поведения оказались наименее результативными?

Какие только мешали общей работе?

Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д. При необходимости ведущий только помогает сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.

Практически всегда возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ даётся ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которыми мы в праве не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, а в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.

Итак, ответы:

Вариант «Ждать спасателей» (кстати, по мнению экспертов, предпочтительный).

1.Полтора литра воды на каждого. В пустыне вода необходима для утоления жажды.

2.Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям.

3.Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады.

4.Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью.

5.Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, сигнал спасателям.

6.Охотничий нож. Орудие для добычи пропитания.

7.Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы.

8.Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала.

9.Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей.

10.Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи.

11.Магнитный компас. Большое значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения.

12.Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение.

13.Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира.

14.Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма.

15.Пачка соли. Значимости практически не имеет.

Вариант «Двигаться к людям». Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид.

1.Полтора литра воды на каждого.

2.Пачка соли.

3.Магнитный компас.

4.Летная карта окрестностей.

5.Легкое полупальто на каждого.

6.Солнечные очки на каждого

7.Литр водки на всех.

8.Карманный фонарь.

9.Полиэтиленовый плащ.

10.Охотничий нож.

11.Охотничье ружье с боеприпасами.

12.Карманное зеркало.

13.Определитель съедобных животных и растений.

14.Парашют красно-белого цвета.

15.Переносная газовая плита с баллоном.

По окончанию игры идет обсуждение и анализ впечатлений участников группы, о том, что происходило, что почувствовал каждый, участвуя в организации, как он воспринимал поведение других, чем был доволен и не доволен.

ВСТРЕЧА ТРЕТЬЯ

Ключевое упражнение

Сегодня у нас тренировка уверенного, убеждающего поведения. Такое поведение создает у вашего партнера представление о вашей силе и способности успешно разрешить ситуацию. Уверенность в себе создается внутренним спокойствием, силой и умением передавать это спокойствие и силу через мимику, жесты, тон слов, позу.

Давайте потренируемся. Произнесите звук «а» неуверенно… уверенно… агрессивно. По очереди. Сначала «а» дрожит, колеблется, срывается. Неуправляемое колебание основа неуверенного поведения. Ваше неуверенное «а» дребезжащее и дрожащее.

А теперь произнесите «а» спокойно, ровно. Станьте резервуаром своего «а», пусть «а» звучит из всего тела. Тело ваше — колокол для произнесения звука «а». Ваше, «а» — глубокое, идет снизу, и поэтому это сильное «a». Ваше «а» прочное и ясное, плавное и отчетливое. Уверенное «а», торжественно-спокойное, благодатное.

Агрессивное «а» создается как выпад, удар. Своим «a» вы ударяете собеседника. Это «а» короткое, резкое,

жесткое, металлическое, мятежное. Произносится оно как рык. Этот рык может идти от горла и быть слабым, а может идти от глубины чрева и быть сильным. Представьте себя, хищником, который встретил врага и рычит на него. А теперь встаньте в круг. Ноги чуть шире плеч. Вы стоите на высокой горе. Медленно поднимите руки вверх ладонями. Как будто вы несете вверх чашу. Пусть в этой чаше собираются все ваши агрессивные рыки. Поднимите чашу вверх и резко сбросьте вниз, с высокой горы. Проделайте это три раза, представляя, как ваши агрессивные рыки вместе с чашей летят вниз с высокой горы. Теперь опять поднимите руки вверх. Все вместе бодро, величественно и торжественно произнесите звук «а» так, чтобы все тело резонировало и звучало. Потом все вместе произнесите: «Радость… Радость… Радость… Мама… Мама… Мама… А-а-а…»

Обсуждение…

Теперь от звука перейдём к словам. Попробуйте не уверенно и агрессивно произнести: «Нет», «Да», «Иди сюда», «Я не хочу убирать», «Я не выучил стихотворение», «Почему ты здесь сидишь?», «Куда ты пошел?» и т. д. Дополняйте звуки жестами, мимикой, позами. Главное — почувствуйте в себе внутри либо слабость, колебания и неопределенность, либо силу, спокойствие и ясность, либо силу-слабость (не спокойную силу, а силу, ради нападения-уничтожения другого), гнев и жестокость. Главное — именно внутреннее психологическое состояние. Можно изображать маску уверенности, это всегда будет лживая маска, если нет внутренней силы, спокойствия и ясности. Лучше промолчать, создать у себя эти качества, чем тратить время и усилия на поддержание внешней маски. Все равно вы всего не замаскируете. Лицо спокойно, а глаза бегают… И пальцы дрожат. И жесты навязчивые, болезненные… Начал следить за пальцами и жестами — забыл о лице, гримаса появилась. От себя не уйдешь, «Я» все равно проявится.

Чтобы легче вам было создавать внутренние психологические состояния, вспомните своих знакомых: наименее уверенных в себе, очень уверенных в себе, самых агрессивных. Попробуйте слиться, отождествиться с ними, понять, за счет чего у вас появилось такое впечатление о них.

А теперь каждому участнику предлагается ситуация, в которой он будет демонстрировать разные типы ответов.

Ситуации:

— сидящие сзади вас в классе мешают вам громким

разговором. Вы обращаетесь к ним…

— друг просит у вас почитать книгу. Книга не ваша,

а родителей. Друг не отличается аккуратностью. Вы говорите ему…

— подруга приводит вас в смущение, рассказывая в

компании истории о вас. Вы заявляете ей…

— подруга пригласила вас в секцию, которую она любит посещать. Вам в секции не понравилось. Вы говорите подруге…

— ваш друг привел к, вам в дом группу незнакомых ребят, не предупредив вас. Вы, заявляете ему…

— товарищ взял у вас на время магнитофонную кассету и не возвращает ее. Вы ему говорите…

— вы ловите взгляд привлекательной девушки. Видно, что вы ей понравились. Вы подходите и говорите…

— вы собираетесь идти к приятелю на день рождения.

Родители покупают на это же время билеты на всю семью

в театр. Вы говорите…

— учитель за одно и то же количество ошибок поста

вил вам «3», а приятелю — «4». Вы говорите…

— подруга обещала прийти к вам в пять часов, но не

пришла. При встрече вы ей говорите…

— в субботу у вас дома большая уборка. В это время

приходит подруга и приглашает в гости. Вы говорите…

— учитель поручает вам подготовить доклад и выступить на уроке. Доклад вам не интересен. Вы говорите…

Группа может создавать дополнительные ситуации, подобные перечисленным выше. После каждой ситуации попросите у группы обратную связь относительно неуверенного, уверенного или агрессивного ответов. Правильных ответов в этих ситуациях не существует, поэтому в обсуждениях обратите внимание на стиль поведения, сосредоточиваясь на различиях во внутреннем состоянии и проявлениях его.

В том случае, когда проблема слишком сложна или вызывает тревогу, используйте постепенный, иерархический подход (сначала идет обучение в ситуации легкой тревоги, после научения переходят к средней тревоге, которая становится к тому времени слабой.)

Возможны дополнительные упражнения.

Портрет

Один человек выходит из комнаты. Остальные выбирают одного из оставшихся. Когда водящий вернется, он имеет право задать 5 вопросов о внешности (какого цвета волосы, глаза и т. д.) и угадать, кого загадали. Если не угадал, идет еще раз.

ОБСУЖДЕНИЕ ИТОГОВ

Обсуждение итогов по тренингу должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовать дискуссии, как расположить к себе других. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы.

ЛИТЕРАТУРА

1.И.Вачков. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М.: Изд. «Ось-89», 2000г.

2.В. А. Родионов и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. – Ярославль: Академия развития, 2001г.