Трудность и дискриминативность заданий теста
На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Трудность и дискриминативность заданий теста
Трудность и дискриминативность заданий теста |
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занятие. Трудность и дискриминативность заданий теста Вводные замечания Индекс трудности задания вычисляется по формуле: I = 1- N1/N (9.3) где N1- число испытуемых, правильно выполнивших задание; N — общее число испытуемых. Задание считается оптимальным по трудности для данной выборки испытуемых, если индекс трудности близок к 0,5. Отметим, что вычисление индекса трудности применяется для интеллектуальных тестов и тестов достижений. Показателем дискриминативности задания служит мера соответствия его успешного решения успешному решению всех заданий теста. Он называется коэффициентом дискриминации и вычисляется как бисериальный (рангово-бисериальный) коэффициент корреляции между результатом выполнения данного задания (дихотомическая шкала) и результатом выполнения всего теста (порядковая или интервальная шкала) у выборки испытуемых. Если шкала измерения — интервальная, то используется бисериальный коэффициент корреляции: X- – среднее арифметическое всех индивидуальных оценок по тесту; о – стандартное отклонение оценок по тесту в выборке. Коэффициент дискриминации может принимать значения от –1 до +1. Высокий положительный r рb свидетельствует об эффективности деления испытуемых, чем ближе значение коэффициента дискриминации к 1, тем более соответствует данная задача всему тесту. Отрицательное значение коэффициента отдельного задания теста свидетельствуют о несоответствии результатов выполнения этого задания суммарному показателю по тесту. Такие задания должны быть исключены из теста. Отсутствие зависимости между отдельным заданием и всем тестом (значение r рb по модулю меньше критического) может говорить либо о высокой трудности задания, либо о том, что оно слишком лёгкое для данной выборки испытуемых. В тех случаях, когда одна переменная (Y) измеряется в дихотомической шкале, а другая (Х) — в порядковой шкале, для определения дискриминативности задания используется рангово-бисери-альный коэффициент корреляции rrhкоторый вычисляется по формуле
Таблица 9.2.2. Выводы
Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с. |