Тренинг эмпатических способностей психолога | Обучение и развитие детей

Тренинг эмпатических способностей психолога

На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Тренинг эмпатических способностей психолога
Тренинг эмпатических способностей психолога
Коррекционная работа психолога в школе — Тренинги
Введение.

Актуальность обусловлена тем, что психологическая деятельность, как и любая другая, относящаяся к категории человек-человек насыщена многочисленными межличностными взаимодействиями, в ходе которых часто возникают проблемные и конфликтные ситуации, их разрешение невозможно без понимания личностных черт, эмоций конфликтующих, отношений между ними. В психологической литературе выделяются следующие компоненты эмпатии:

Мотивационно-ценностный компонент эмпатии.

  • Эмоциональный компонент эмпатии – базируется на переживании тех же чувств, что и собеседник.
  • Рациональный компонент эмпатии основан на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия). Способность человека предсказывать чувства и переживания собеседника, возникающие в данный момент.
  • Поведенческий компонент эмпатии – представляет собой оказание  реальной поддержки партнеру, попавшему в затруднительную ситуацию.
Цель тренинга – создать условия для личностного роста участников тренинга, развития и совершенствования способности человека понимать собственный эмоциональный мир, способности к сочувствию и сопереживанию окружающим.

Задачи тренинга:

  • осмысление понятия «эмпатия»;
  • осознание своих переживаний, чувств;
  • развитие психологической наблюдательности;
  • формирование навыков «чтения» невербальных сигналов партнера;
  • развитие способности сопереживания партнеру по общению;
Ø отработка навыка рефлексии.

В тренинге принимала участие группа студентов психологов, в составе 6 человек, продолжительностью 1 встреча — 40 минут.

Критериями оценки эффективности тренинга будет служить: обратная связь, рефлексия, анкета.

Структура тренинговой программы.

Тренинговая программа состоит из трех взаимосвязанных блоков.

Первый блок – организационный – установление положительного социально-психологического климата в группе, способствующего наибольшей эффективности тренинга. Знакомство участников группы.

Данный блок представлен следующим упражнением:

1. «Расскажу о своем хозяине».

Участники предлагалось взять любой из личных предметов и рассказывать от его имени о себе.

Задача: включение участников тренинга в групповую работу.

Вопросов для рефлексии в данном блоке не было.

Второй блок – формирующий

– формирование знаний об эмпатии, осознание ее ценности в процессе эффективной коммуникации, повышение эмпатических способностей.

– развитие качеств, характеризующих личность, обладающую развитой эмпатической культурой. Проработка ситуаций, требующих высокой эмпатийности.

– переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа и рефлексии, осознание и принятие своих чувств.

Упражнения блока:

2. «Ситуация»:  участник задавал любую ситуацию, а остальные должны были её мысленно пережить, прочувствовать.

Задача: развитие навыков вхождения в различные эмоциональные ситуации, переживание соответствующих эмоций и состояний.

Вопросы рефлексии: «Какие состояния у вас возникали в разных ситуациях?», «В какой из предложенных ситуаций вам было легче всего себя представить, в какой — сложнее?».

3. «Говорящие жесты»: каждый участник показывал жест, который передаёт его состояние, группа повторяла и пыталась понять и пережить ту же эмоцию.

Задача: понимание состояния партнера через его жесты.

Вопросы рефлексии:  «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас?», «Легко ли через жест понять состояние человека?»

4. «На ощупь»: участники передвигались по комнате с закрытыми глазами, стараясь, не столкнуться друг с другом.

Задача: осознание собственных переживаний, умение прислушиваться к своему внутреннему голосу.

Вопросы рефлексии: « Как вы чувствовали себя во время передвижений по комнате?», «Каковы ваши впечатления?».

5. «Цвет моего состояния»: каждому участнику тренинга предлагалось обозначить своё состояние цветом и рассказать, почему именно так.

Задача: развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения.

Вопросы для рефлексии:  «Что вы чувствовали в ходе выполнения упражнения?», «Каковы ваши впечатления?».

Третий блок – рефлексивно-оценочный – осознание своих личностных ресурсов, рефлексия изменений. Завершение тренинга.

Для итоговой рефлексии тренинга использовались следующие вопросы:

Какие психологические качества у вас проявились при участии в тренинге?

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о группе?

Как будете использовать эти знания?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Что нужно развивать на будущее?

Заключение.

Проведенный нами тренинг является эффективной формой групповой работы, поскольку в нем существует возможность отрабатывать новые варианты поведения, мы получили обратную связь от участников, выявили эмоции возникшие в процессе тренинга, анализировались ситуации из жизни участников, создавалась атмосфера дружелюбия, безопасности и доверия. Тренинг включает в себя приемы, помогающие осознать себя, специфику личностной эмоционально-нравственной сферы, развить способность понимать чувства, мысли и поведение другого человека. Данный тренинг способствовал совершенствованию значимых профессиональных качеств психолога, необходимых для выстраивания грамотных взаимоотношений с окружающими, установлению эмоциональных контактов с ними.

Эффективность можно оценить по ответам на вопросы итоговой рефлексии, когда участники, реально смогли оценить пользу данного тренинга и некоторые изменения в себе. Так же об эффективности можно судить по анкетам, которые заполнили все участники: методическую часть они оценили как динамичную, интересную, хороший набор упражнений, контакт с группой высоко оценён, о результате же, по мнению участников, можно будет судить в перспективе, но на момент заполнения анкет, остались положительные эмоции.

Во время проведения тренинга мы предоставили участникам интересную и полезную информацию о самом тренинге и качествах и навыках, которые он развивает. Тем самым вызвали интерес и завоевали их внимание. Во время проведения тренинга у участников возникал большой интерес к упражнениям, вызывающие у них различные эмоции. Контакт среди участников был налажен с первых минут общения. При окончании тренинга участники приобрели новые знания, у них сформировался навык «чтения» невербальных сигналов партнера, происходило осознание своих переживаний, чувств, развитие психологической наблюдательности, способности к сочувствию и сопереживанию окружающим. Таким образом, можно судить о том, что задачи тренинга были реализованы.

Библиографический список.

1. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития/ Ред. И сост. И.Б. Дерманова. – СПб.: Издательство «Речь, 2002. – 176 с.»

2. Кипнис М. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу / М. Кипнис. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. _ 317 с.

 

Материалы для тренинга

Упражнения на знакомство, сплочение, повышение активности участников группы.

Игра – разминка «Говорю, что вижу».

Цель: разминка, улучшение атмосферы в группе, развитие навыка безоценочных высказываний.

Инструкция: «Сидя в круге, вы будете наблюдать за поведением других и, по очереди, говорить, что видите относительно любого из участников. Описывая поведение,  действия других людей не оценивайте их, а просто констатируйте наблюдаемое. К примеру: «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается».

Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участники.

Упражнение «Расскажу о своем хозяине»

Цель: включение участников тренинга в групповую работу.

Участникам предлагается выбрать какой-либо личный предмет (расческу, сумочку, авторучку +) и от его имени представить своего хозяина и рассказать о нем что-нибудь интересное или примечательное (чем этот человек отличается от других). Первым представляется ведущий, затем ассистент, затем остальные члены группы по мере готовности. Затем желающие могут задавать вопросы (каждое представление две, три минуты).

Приблизительная схема представления:

Кто он (имя, чем занимается, основные интересы);

Цели, с которыми пришел на этот тренинг;

Чего ждет от предстоящих занятий;

Что может, и что готов сделать на группе для достижения поставленных целей.

Упражнения, способствующие составлению представления участников тренинга об эмпатии. Мотивационно-ценностный компонент эмпатии.

Следующие упражнения направлены на развитие навыков вербализации результатов отражения наблюдаемых состояний и отношений. Точное приписывание значений наблюдаемым признакам состояний и отношений определяет адекватность интерпретации и прогнозирования поведения другого человека.

Упражнение «Чувства по кругу»

Цель: развитие возможности каждого участника в области вербализации чувств и состояний.

Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-то состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним — противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: «Грустный». Таня, поймав мяч, называет антоним «веселый» и сама, бросая мяч кому-то другому, называет чувство или состояние.

Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех».

Игры и упражнения, способствующие осознанию чувств и эмоций партнера. Рациональный компонент эмпатии.

Упражнения данного типа направлены развитие наблюдательности, восприятия, осознание состояний партнера, что позволяет создать целостный образ человека и группы. В подобных упражнениях развивается способность отделять наблюдаемое от переживаемого в момент наблюдения.

Упражнение «Я вижу».

Цель: Развитие наблюдательности, осознание различия между тем, что «я вижу», и тем, что «представляю, интерпретирую», «мне кажется».

Участники группы разбиваются на пары и садятся напротив друг друга.

«Каждый из участников пары по очереди говорит одну фразу, начинающуюся со слов «Я вижу…», содержание которой касается внешнего облика партнера. Таня (тренер обращается к участнице группы), давай мы с тобой покажем, как это нужно делать».

Тренер и участница группы садятся друг против друга.

Тренер: «Я вижу, что твои руки лежат на коленях».

Таня: «Я вижу, что ты посмотрела вправо».

Тренер: «Я вижу, что ты наклонила голову» и т. д.

«Во время выполнения упражнения воздерживаться от использования оценочных понятий».

Упражнение «Распознай состояние».

Цель: развитие умения изобразить определенную эмоцию, распознать состояние партнера.

Инструкция: «Обратите, пожалуйста, внимание на ваше со стояние, осознайте его. Теперь, когда вы это сделали, постарайтесь погрузиться именно в это осознанное состояние еще больше. Тот, кто будет готов, поднимет руку, и все мы некоторое время посмотрим на него, попробуем понять его состояние и запомнить. Потом руку поднимет следующий и так до тех пор, пока каждый не побудет в роли «объекта общего восприятия»

Упражнения на развитие навыков сочувствия, сопереживания, вчувствования в состояние партнера. Эмоциональный компонент эмпатии.

Упражнение «Ситуация».

Цель: развитие навыков вхождения в различные эмоциональные ситуации, переживание соответствующих эмоций и состояний.

Участники группы стоят по кругу.

Инструкция: «Сейчас мы будем ходить по комнате и тот из нас, чье имя я назову, предложит ситуацию, в которой каждый попробует себя представить, постарается в нее включиться и осознать те чувства, состояния, которые при этом возникают. Итак, я начну: мы идем по густой чаще леса…»

Далее через каждые двадцать-тридцать секунд тренер называет имя следующего члена группы. После завершения упражнения можно задать вопросы: «Какие состояния у вас возникали в разных ситуациях?», «В какой из предложенных ситуаций вам было легче всего себя представить, в какой — сложнее?».

В ходе упражнения можно предлагать следующие ситуации: «Вы опаздываете в театр»; « Вас пригласили на прием  к английской королеве», «Вы спускаетесь в темный подвал», «Вы на вернисаже современных художников», «вы оказались в толпе людей» и т. д.

Упражнение «Говорящие жесты».

Цель: понимание состояния партнера через его жесты.

Участники группы стоят по кругу.

Инструкция: «Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, a мы все будем повторять это движение 3—4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, понять это состояние».

После завершения упражнения можно задать группе вопрос «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас?». После того как относительно состояния кого-либо из участников будет высказано несколько гипотез, следует обратиться к нему за объяснением его действительного состояния.

Упражнения на осознание своих личностных чувств, переживаний, ресурсов. Рефлексивный компонент эмпатии.

Рефлексивный компонент достаточно органично включается в состав каждого из упражнений, реализуемых в ходе тренинга. В завершении каждого упражнения, как правило, тренером, инициируется работа над осознанием собственных затруднений, своих чувств, переживаний. Для этого задаются следующие вопросы: «Что вы чувствовали в ходе выполнения упражнения?», «Что вам особенно запомнилось? Почему?», «комфортно ли вам было выполнять задания?» и т. д.

Тем ни менее, в контексте данного тренинга необходимо использовать набор дополнительных упражнений, направленных на развитие навыка рефлексии.

Упражнение «На ощупь».

Цель: осознание собственных переживаний, умение прислушиваться к своему внутреннему голосу.

Участники группы стоят по кругу.

Инструкция: «Сейчас мы все закроем глаза (выполнять упражнение удобнее, если есть повязки — шарфы, платки, которыми можно завязать глаза) и будем передвигаться по комнате, стараясь никого не задеть. Делать мы это будем примерно три мину ты. Я скажу, когда они закончатся».

Это упражнение стоит выполнять в комнате где участники могут и с закрытыми глазами чувствовать себя безопасно. Для повышения чувства безопасности у членов группы и контроля за действиями участников тренер может не принимать участия в упражнении.

Когда участники группы, завершив упражнение, займут свои места, можно задать им такие вопросы: « Как вы чувствовали себя во время передвижений по комнате?», «Каковы ваши впечатления?»

Упражнение «Цвет моего состояния».

Цель: развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения.

Инструкция: «Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета.)

Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, — и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».