Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл "Учитель — класс"
На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Тренинги с педагогами Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл "Учитель — класс"
Тренинг для учителей средних и старших классов. Цикл "Учитель — класс" |
Работа психолога с педагогическим коллективом — Тренинги с педагогами |
Цикл «Учитель — класс» Упражнение «Атмосфера» Цель упражнения : развитие коммуникативных средств формирования в классе эмоционального благополучия и позитивной атмосферы. Участники группы удобно устраиваются в креслах, расслабляются и закрывают глаза. Психолог в спокойной и мягкой манере произносит приблизительно такой текст: «Вспомните сейчас самое приятное событие, которое недавно у вас произошло. Что вы чувствовали? Воспроизведите как можно отчетливее свои ощущения по поводу этого события: радость, удовлетворение, блаженство, успокоение. Постарайтесь теперь сохранить свое внутреннее состояние и каждую картинку, которую я буду сейчас словесно описывать, насыщайте положительными эмоциями. Вы входите в воображаемый класс: почувствуйте бодрость и уверенность в себе. Входя в класс, поздоровайтесь с ребятами, улыбнитесь им. Найдите внутреннее состояние, сохраняющее разумный баланс между сдержанной строгостью и открытой доброжелательностью. Вы идете к своему столу. Какую позу вам хочется принять? Представьте, что вы садитесь в удобной для вас позе и начинаете урок. А теперь в своем воображении пройдите по классу. Постарайтесь найти удобный темп ходьбы — не слишком быстрый, но и не медленный. Поддерживайте в себе внутренний темп ритма, который позволяет вам продемонстрировать перед классом профессионализм, авторитетность, уверенность в себе. Представьте, как вы идете. Вы сложили руки за спиной? Или скрестили их на груди? Найдите удобный для вас жест, чтобы чувствовать себя свободно и уверенно. Помните, что выбранные вами удобная поза, соответствующие вам ритм движения и стиль общения создадут условия вашего нормального самочувствия и эмоционально-позитивной атмосферы в классе». После выполнения данного упражнения учителя обмениваются своим психотехническим опытом: каким образом каждый из них нашел для себя оптимальные формы поведения, что он при этом чувствовал, какие трудности имеются в реальной работе в школе. Упражнение «Круги внимания» (по К.С.Станиславскому) Цель упражнения : тренировка функции внимания, умения оперативно сосредоточиваться и концентрироваться в процессе обучения. Из группы по желанию выбирается один участник, которому надо справиться со следующим заданием. Учителя встают перед ним в случайном порядке. Водящий должен определить для себя внутренние ощущения, соответствующие «малому», «среднему» и «большому» кругам внимания. Сначала ему предлагается при помощи взгляда сосредоточиться на каком-либо одном участнике группы, затем расширить свое видение до объема «среднего» круга, включающего 5-7 участников. Как только водящий почувствует, что его внимание стало устойчивым, он может перейти к «большому» кругу, в который входит вся группа. При возникновении ощущения, что внимание рассеивается и теряет свою устойчивость, следует вернуться к предыдущему кругу и повторить упражнение. В группе обсуждаются ощущения водящего, которые он испытал при выполнении упражнения: какие внутренние средства он применял для удержания устойчивости своего внимания, как добивался высокой концентрации внимания, какие у него были трудности при переходах от одного круга внимания к другому. Полезно организовать также коллективный обмен психотехническим профессиональным опытом между учителями. Упражнение «Сбить ритм» Цель упражнения: формирование эффективных средств управления классом подростков и старшеклассников. В данной игровой ситуации психолог предлагает одному участнику стать «учителем», а остальным — «подростками» или «старшеклассниками». Игровая задача заключается в том, чтобы быстро, в течение 1-2 минут усмирить класс школьников, которые начали, громко разговаривать, крутиться и всячески нарушать дисциплину. «Учитель» может применить административные меры воздействия, сделать замечание или повысить голос. Наиболее эффективны те средства воздействия на класс, которые позволяют привлечь внимание ребят, успокоить самых активных лидеров, т.е. средства психотехнического порядка. Затем участники анализируют выбранные «учителем» способы воздействия, из них выделяются наиболее эффективные. Происходит также обмен профессиональным опытом между участниками группы. Упражнение «Перехвати инициативу» Цель упражнения: расширение диапазона профессиональных возможностей учителей относительно успешного удерживания своей ведущей, управляющей позиции в учебно-воспитательном процессе, Из группы участников выбираются два «актера», остальные -наблюдатели. «Актеры» играют роли собеседников, которые разговаривают на какую-то тему, например, «Самый лучший художник…» («Самая лучшая музыка…», «Самый лучший отдых…», «Самая лучшая система обучения» и т.п.). Задаются также этапы разговора: на первом один собеседник держит инициативу, а другой играет пассивную роль — слушает и поддакивает; на втором этапе пассивный собеседник должен суметь перехватить инициативу у первого и навязать ему свою точку зрения. Разумеется, первый при этом будет стараться удержать за собой коммуникативное лидерство. Далее участники группы анализируют возможные в таких случаях средства «захвата коммуникативного пространства» или борьбы за управление ситуацией. Важно обратить внимание на возникающие в педагогической деятельности ситуации подобного типа, в которых школьники (чаще всего это подростки) начинают личностно самоутверждаться, используя слабости учителя. Упражнение «Чувства в педагогике» Цель упражнения: развитие профессионально важных качеств учителей, связанных с использованием чувств в педагогической деятельности. Группа учителей рассаживается в круг. Некоторым из них психолог раздает карточки, на которых обозначены человеческие эмоции. Рекомендуется следующий набор: «Радость», «Гнев»; «Безразличие», «Разочарование», «Негодование», «Возмущение», «Поддержка», «Поощрение», «Заинтересованность». Учителя, получившие карточки, должны подготовить небольшое выступление перед группой с описанием ситуаций обучения и воспитания подростков и старших школьников, в которых использование данных чувств было бы педагогически целесообразно. Другие члены группы дополняют каждое выступление своих коллег. |