Тренинг для педагогов. "Технологии педагогического взаимодействия" | Обучение и развитие детей

Тренинг для педагогов. "Технологии педагогического взаимодействия"

На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Тренинги с педагогами Тренинг для педагогов. "Технологии педагогического взаимодействия"
Тренинг для педагогов. "Технологии педагогического взаимодействия"
Работа психолога с педагогическим коллективом — Тренинги с педагогами

ТЕХНОЛОГИЯ «РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ»

Все участники педагогического взаимодействия садятся в круг.

Педагог задает алгоритм рефлексии:

— расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу занятия и в его конце;

— что нового вы узнали, чему научились;

— каковы причины этого;

— как вы оцениваете свое участие на занятии.

Затем все участники педагогического взаимодействия поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом.

Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг.

ТЕХНОЛОГИЯ «РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ»

На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора.

В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, 1-й сектор – оценка содержания; 2-й сектор – оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор – оценка деятельности педагога; 4-й сектор – оценка своей деятельности.

Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в «молоко» или в поле «0» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «10» мишени.

После того как каждый участник взаимодействия «выстрелил» (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.

ТЕХНОЛОГИЯ «МИНИ-СОЧИНЕНИЕ»

Участникам педагогического взаимодействия предлагается написать на отдельных листках бумаги небольшие по объему тексты по окончании занятия на темы:

«Мои мысли о своем участии на занятии»

«Как я оцениваю результаты дела»

«Что мне дало это занятие»

Познакомившись с сочинениями, педагог проводит их анализ. Этот технологический прием можно организовать и следующим образом: участник педагогического взаимодействия достает сочинение, зачитывает, группа пытается угадать, чье оно.

ТЕХНОЛОГИЯ «ЗАРЯДКА»

Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам.

Могут быть предложены следующие движения:

-присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;

-присесть, немного согнув ноги в коленях, — невысокая оценка, безразличное отношение;

-обычная поза стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение;

-поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;

-поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.

В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением.

Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.

ТЕХНОЛОГИЯ «КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО»

Участникам педагогического взаимодействия (студентам, педагогам и т.д.) предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее педагог может подготовить и раздать каждому, написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия.

Для выполнения этой работы дается 2-3 минуты. По истечении времени педагог собирает листочки с записанными на них ключевыми словами.

После этого преподаватель проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать студентам.

Этот технологический прием можно реализовать и устно: каждый из участников через 2-3 минуты по цепочке называет вслух свое слово.

ТЕХНОЛОГИЯ «АНКЕТА-ГАЗЕТА»

На большом листе бумаги (ватмана) участникам педагогического взаимодействия предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п.

После того как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.

ТЕХНОЛОГИЯ «ЦЕПОЧКА ПОЖЕЛАНИЙ»

Каждому участнику состоявшегося педагогического взаимодействия по цепочке (в определенной последовательности) предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела.

Заканчивает цепочку пожеланий педагог, подводя определенный итог.

ТЕХНОЛОГИЯ «ЗАВЕРШИ ФРАЗУ»

Участникам состоявшегося педагогического взаимодействия для выявления результативности занятия (семинара и т.д.), раскрытия у обучающихся сформированности определенного смысла о рассматриваемом явлении, событии предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия.

Например, после работы с текстом при рефлексии можно предложить участникам завершить следующие фразы:

-«Рефлексия – это…»;

-«Среди этапов работы с текстом мне особенно понравился…»;

-«Во время работы я приобрел…»;

-«Работа заставила меня задуматься о…» и т.д.

Технология реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой преподаватель может обращаться к 2-3 участникам. Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу.

ТЕХНОЛОГИЯ «РЕФЛЕКСИВНЫЙ РИНГ»

Поочередно каждый из участников состоявшегося дела приглашается на рефлексивный ринг (в круг), рефлексируя итоги и ход дела по заданному алгоритму:

-эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;

-причины состояния;

-оценка прошедшего дела и т.д.

После рассказа-рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию.

Возможен и другой вариант реализации этого технологического приема, когда на рефлексивный ринг приглашается по паре участников. Сначала они обмениваются вопросами между собой, рефлексируя состоявшееся дело, затем к ним могут обратиться с вопросами другие участники взаимодействия.

ТЕХНОЛОГИЯ «ОСТРОВА»

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о.Радости, о.Грусти, о.Недоумения, о.Тревоги, о.Ожидания, о.Просветления, о.Воодушевления, о.Удовольствия, о.Наслаждения, Бермудский треугольник и др.

Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.

Например: «Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свой кораблик, дрейфующим между островами Удовольствия, Радости и Просветления.»

Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, педагог может предложить проанализировать его.

Эта технология может быть использована педагогом в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня модно вывешивать в классе и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменилось состояние учащихся.

ТЕХНОЛОГИЯ «ФУТБОЛЬНОЕ ПОЛЕ»

Для анализа прошедшего занятия предлагается лист с изображением «игроков» на футбольном поле, каждый из которых находится в определенном игровом положении: забивает гол, стоит на воротах, сидит на скамейке запасных, принимает душ, размышляет в задумчивой позе или… лежит на носилках. В зависимости от индивидуального анализа и оценки своего продвижения обучающемуся предлагается обозначить фигурку на футбольном поле, наиболее точно передающую его состояние на данном занятии.

Алгоритм рефлексивной деятельности следующий: индивидуальная оценка, обмен мнениями в группе, обобщение преподавателя для получения общей картины.

ТЕХНОЛОГИЯ «ТЕЛЕГРАММА»

После завершения занятия каждому из обучающихся предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.»

На следующем занятии педагогу необходимо поделиться своими соображениями о полученных результатах и рассказать о том, как они будут учитывать в дальнейшем совместной работе.

ТЕХНОЛОГИЯ «ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА»

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На желтом листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.

На синем листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусорную корзину», т.е. прикрепить ко второму плакату.

Серый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, «докрутить» отправлялось в лист «мясорубка».

Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

ТЕХНОЛОГИЯ «РЕСТОРАН»

На доске приклеиваются картинка «Повар» и вопрос: «Насытились?», выполненные на отдельных карточках.

Насытились?

  • Я съел бы еще этого …
  • Больше всего мне понравилось …
  • Я почти переварил …
  • Этот ресторан …
  • Я переел …
  • Пожалуйста, добавьте …

ТЕХНОЛОГИЯ «ВСЕ У МЕНЯ В РУКАХ!»

На доске крепится плакат с изображением ладони. Большой палец – «Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания», средний – «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…».

Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.

ТЕХНОЛОГИЯ «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ»

Назначение метода: ретроспективный анализ изученной темы, индивидуальная и групповая рефлексия прошедших учебных занятий.

Требования к реализации метода.

Оптимальное количество учащихся – до 25 человек.

Необходимое оборудование.

1. Таблица в тетради.



Название темы
успех

радость

 

 

 

2. Таблица на доске.



Название темы
успех

радость

 

 

 

3. Кружки с порядковым номером темы (количество кружков зависит от количества изученных разделов).

Порядок реализации метода.

Использование техники наиболее эффективно на заключительном учебном занятии. Названия тем-разделов записываются в таблице на доске. В тетради в такой же таблице учащимся предлагается проранжировать данные темы- разделы с позиции «Успех», «Радость». Руководитель активизирует процесс ранжирования при помощи вопросов «Почему именно этот ранг присвоен этому разделу?». Далее учащимся предлагается представить ранг темы-раздела при помощи кружка на доске в общей таблице. Производится подсчет рангов и анализ полученных результатов с выборочными ответами учащихся на вопрос руководителя «Почему данный раздел набрал большее количество баллов с позиции «успеха» или «радости»?».

ТЕХНОЛОГИЯ «ТЕТРАДЬ САМОКОНТРОЛЯ»

Назначение метода:

Фиксация учащимися уровня овладения знаниями и умениями, самооценка своих результатов, коррекция собственного процесса усвоения.

Требования к реализации метода.

Оптимальное количество учащихся – до 25 человек.

Необходимое оборудование.

Тетрадь для самоконтроля.

Порядок реализации метода.

Учитель определяет цель каждого занятия в действиях учащегося и предоставляет время в конце учебного занятия для того, чтобы учащиеся при помощи таблицы оценили уровень сформированности своих знаний и умений. Использование тетради рекомендуется на каждом уроке.

Примерная форма ведения тетради самоконтроля:



Дата. Тема учебного занятия
Что должен знать

знаю

отметка

Мои затруднения

рекомендации

Моя

учащегося

учителя

 

 

 

 

 

 

 

Что должен уметь

умею

отметка

Мои затруднения

рекомендации

моя

учащегося

учителя

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ «ВЗАИМОКОНТРОЛЬ»

Назначение метода:

Проверка знаний учащихся, развитие межличностной коммуникации, интенсификация опроса, воспитание Я-концепции.

Требования к реализации метода.

Оптимальное количество учащихся – до 20 человек.

Порядок реализации метода.

Реализации метода способствует предварительная работа по развитию умения давать положительные оценки ответам. Критериями оценки являются: полнота, правильность, точность высказывания, отсутствие слов-паразитов.

Группа разделяется на две части (по ролям: учитель – ученик). «Ученики» отвечают «учителям», не мешая другим. После выставления оценки следует предложить учащимся поменяться ролями. Пары следует менять во избежание необъективных оценок, а также для расширения круга общения.

ТЕХНОЛОГИЯ «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ …»

Назначение метода:

Установление коммуникации в коллективе, самоидентификация участников педагогического взаимодействия.

Требования к реализации метода.

Оптимальное количество учащихся – до 30 человек.

Порядок реализации метода.

Учащимся предлагается идентифицировать себя с каким-либо явлением природы, животным, деревом, цветком, человеком и завершить фразу «Если бы я был…». Каждый предлагает свой ответ.

ТЕХНОЛОГИЯ «ЦВЕТНЫЕ ФИГУРЫ»

Назначение метода:

Развитие индивидуального сознания, «Я-концепции», ценностных ориентаций учащихся через организацию их мыследеятельности.

Требования к реализации метода.

Оптимальное количество учащихся – до 30человек.

Необходимое оборудование.

Разнообразные фигуры (предметы) из цветной бумаги в 2-3 экземплярах каждого цвета.

Порядок реализации метода.

Руководитель предлагает выбрать участникам из разложенных в центре круга фигур, которая соответствует его сегодняшнему эмоциональному состоянию. Руководитель также выбирает фигуру. Каждый участник взаимодействия объясняет свой выбор по алгоритму, который задает руководитель (что символизирует форма, цвет выбранной фигуры). По окончании представления учащимися своего выбора руководитель подводит итог, акцентируя внимание на индивидуальности каждого участника взаимодействия.

ТЕХНОЛОГИЯ «ДЮЖИНА ВОПРОСОВ»

Назначение метода:

Развитие у учащихся мышления, индивидуального сознания через организацию мыследеятельности, смыслотворчества, полилога, рефлексивной деятельности.

Требования к реализации метода.

Оптимальное количество учащихся – до 30 человек.

Необходимое оборудование.

Система вопросов по определенной теме.

Порядок реализации метода.

Каждому участнику предлагается ответить на 12 вопросов руководителя невербально, т.е. перемещаясь по аудитории в определенном порядке. Ответ «да» предусматривает перемещение к доске, ответ «нет» — в противоположную сторону от доски, ответ «не знаю» — в центр аудитории, например. В процессе ответов на вопросы руководителю следует следить за индивидуальностью ответов участников. По окончании организуется рефлексия состоявшегося взаимодействия.

Вопросы формулируются по теме занятия, раздела, курса. В состав вопросов должны входить вопросы общекультурного характера.

ТЕХНОЛОГИЯ «САМООЦЕНКА»

Назначение метода:

Развитие учащихся (Я-концепции, индивидуального сознания, мышления) через организацию мыследеятельности, смыслотворчества, рефлексивной деятельности.

Требования к реализации метода.

Оптимальное количество учащихся – до 30 человек.

Необходимое оборудование.

Система утверждений для самооценки участников по типу «Я – хороший человек», «Я – классный специалист», «Я хороший сын (дочь), «Я – воспитанный человек» и т.д.

Порядок реализации метода.

Участникам предлагается по заданным утверждениям поставить себе оценку, которая может быть представлена в трех вариантах: высокая (стоя), «средняя» (сидя на стуле), «низкая» (присев на корточки). При этом участник не имеет право изменить свое пространственное положение до ответа на следующее утверждение. Участникам предлагается выборочно (по желанию) объяснить выбор уровня оценки по отдельным утверждениям.

ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕРЕВО НАСТРОЕНИЯ»

Назначение метода:

Фиксация учащимися уровня эмоционального состояния перед занятием, после занятия, в начале учебного дня и в его конце.

Требования к реализации метода.

Оптимальное количество учащихся – до 25 человек.

Необходимое оборудование.

«Дерево», цветные фигуры красного и синего цвета.

Порядок реализации метода.

Руководитель предлагает участникам выбрать фигуру того цвета, которая соответствует их теперешнему состоянию (в начале или конце занятия, рабочего дня) и вывесить ее на «дерево» («Дерево» располагается на стене, на доске и должно быть видно всем участникам). Руководитель анализирует эмоциональное состояние группы перед занятием, в конце занятия, предлагает высказаться публично, либо наедине некоторым участникам (особенно тем, чье состояние изменилось).

ТЕХНОЛОГИЯ «ВОПРОСНИК»

Назначение метода:

Фиксация учащимися собственных мотивов учения, интересов.

Требования к реализации метода.

Оптимальное количество учащихся – до 30 человек.

Необходимое оборудование.

Вопросник (мини анкета).

Порядок реализации метода.

В начале учебного года, семестра участникам предлагается ответить на вопросы, предложенные руководителем. Вопросник может выглядеть так:

  • Какие знания тебе необходимы?
  • Сколько раз в неделю ты хотел бы заниматься каждым предметом?
  • Какие науки тебя особенно привлекают?
  • Чему помимо основных предметов ты хотел бы научиться?
  • Каким видом творчества, спорта, техники ты хотел бы заниматься?
Вопросник может составляться с опорой на содержание занятия, предмета, коммуникации.

ТЕХНОЛОГИЯ «ТАБЛИЦА ГОТОВНОСТИ»

Назначение метода:

Фиксация учащимися уровня готовности к началу занятия.

Требования к реализации метода.

Оптимальное количество учащихся – до 30 человек.

Необходимое оборудование.

30 карточек красного цвета (5 баллов), желтого цвета (4 балла), синего цвета (3 балла). Таблица готовности (вывешивается на стене, на доске).



5 баллов

(хочу знать, делать, решать)
4 балла

(я готов к работе)

3 балла

(я не очень хорошо себя чувствую, я не понимаю материал, мне нужна помощь)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок реализации метода.

Участникам перед началом занятия предлагается при помощи карточки определить уровень своей готовности к занятию. Руководитель анализирует готовность группы, проводя необходимую коррекцию хода занятия.

ТЕХНОЛОГИЯ «КОМПЛИМЕНТ»

Педагог предлагает каждому участнику взаимодействия, находящемуся в кругу, сказать комплимент, сидящему слева ( или справа ). По желанию можно использовать атрибуты эстафеты ( ручка, открытка) или живой цветок, который создаст атмосферу благоприятной коммуникации ( особенно, если в группе присутствуют девушки ).

Педагог задает алгоритм рефлексии:

ваше эмоциональное состояние;

объясните причины положительного настроения;

зафиксируйте ваш эмоциональный подъем;

подумайте, зачем мы говорим друг другу комплименты;

почему отрицательные адреса появляются в наших мыслях быстрее и чаще, чем положительные обращения;

каков бы был мир, если бы все люди говорили только чистые и душевные слова.

ТЕХНОЛОГИЯ ЗАРЯДКА «ДЮЖИНА ВОПРОСОВ»

Для реализации этого технологического приема необходимо большое свободное пространство аудитории (если классная комната или учебный кабинет, то необходимо будет разместить мебель вдоль стен).

Всем участникам педагогического взаимодействия педагог предлагает выйти на свободное пространство аудитории. Затем предлагает систему вопросов, на которые отвечает одновременно каждый участник про себя, невербально, осуществляя соответствующие движения: «нет» присесть на корточки, «ни да, ни нет» обычная поза стоя, «да» поднять руки вверх, приподнявшись на цыпочки. (Возможны различные варианты перемещения учащихся по аудитории).

Вопросы могут быть следующего содержания:

1. Хорошее ли у вас настроение?

2. Нравится ли вам сегодня погода?

3. Есть ли у вас собака?

4. Умеете ли вы петь?

5. Любите ли вы хорошо одеваться?

6. Нравится ли вам готовить?

7. Есть ли у вас настоящие друзья?

8. Знаете ли вы физику?

9. Умеете ли вы пользоваться китайскими палочками?

10. Получаете ли вы удовольствие от прогулок пешком?

11. Умеете ли вы разговаривать более чем на двух языках?

12. Сильный ли вы человек?

В зависимости от организационной формы педагогического взаимодействия содержание вопросов может быть тематическим. Оптимальным количеством вопросов является 12 —15 (в данной технологии их количество соответствует названию методики).

После последнего вопроса и ответа на него участников, педагог благодарит всех, просит занять свои места и предлагает примерный алгоритм рефлексии:

расскажите о своем эмоциональном состоянии (бодрость, подавленность, радость, огорчение, удовлетворение и т.д.);

назовите причины своего состояния (все были активны, интересно, полезно и т.д.);

часто ли мы прислушиваемся к «мудрости тела», доходят ли до нашего сознания импульсы собственного организма;

умеем ли мы распознавать, находить, творить и дарить себя;

зафиксируйте свое эмоциональное состояние, подумайте о том, что здесь говорилось.

ТЕХНОЛОГИЯ «ЗАВЕРШИ ФРАЗУ»

Каждому участнику педагогического взаимодействия предлагается завершить какуюлибо фразу.

Например:

«Я пришел сюда…»;

«А знаете ли вы, что…»;

«А еще хочу сказать, что…»;

«Если бы я был учителем, то я…» и т.п.

Можно предложить какуюлибо фразу, требующую вос­произведения содержания по предмету или индивидуаль­ный смысл ученика о чемлибо. Например:

«Охрана природы в моем представлении это …»;

«Главным героем этого произведения, на мой взгляд, является…»

«Значение этого события в том, что…» и т.п.

Завершает актуализацию этой технологии обычно педа­гог, произнося свой окончание предложенной фразы.

Далее