Точки риска и стратегические направления развития ресурсов подростка | Обучение и развитие детей

Точки риска и стратегические направления развития ресурсов подростка

На главную Подросток Психологические особенности возраста Точки риска и стратегические направления развития ресурсов подростка
Точки риска и стратегические направления развития ресурсов подростка
Подросток — Психологические особенности возраста


Воспитание в неблагополучной семье нельзя считать единственной причиной, приводящей подростка к отклоняющемуся поведению. Многие из них вытекают из особенностей подросткового возраста в сочетании с отдельными неблагоприятными факторами воспитания, окружения или развития личности подростка. И каждая причина требует особого внимания, когда мы продумываем направления работы по социальному и личностному развитию подростков.

В то же время причин так много, что практически любое жизненное затруднение подростка может быть рассмотрена как «точка отсчета» негативного вектора его развития. Таким образом, мы говорим о причинах в двух случаях:

 

1)когда мы хотим каким-то образом структурировать и обосновать направления и виды развивающей работы с подростками;

2)когда мы хотим показать самим подросткам, что для отклоняющегося поведения нет причин, а есть лишь способ оправдать себя. На самом деле причина отклоняющегося поведения только в

том, что подросток не знает, не умеет или почему-то не хочет решать свое затруднение другим способом.

Так что в дальнейшем мы будем говорить о потребностях подростков, которые они не всегда могут или умеют удовлетворить конструктивным способом

ЛЮБОПЫТСТВО, СТРЕМЛЕНИЕ ПОЗНАТЬ И ИСПЫТАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ

Одна из возрастных задач подростков — исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать. То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.

Профилактические меры:

1.Организация мероприятий, в которых подростку предоставляется возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.

2.Снижение любопытства к формам отклоняющегося поведения через демонстрацию сужения жизненного пространства человека, ведущего противоправный образ жизни или употребляющего ПАВ, роста жизненных проблем у таких людей.



ПЕРЕЖИВАНИЕ «ДРАЙВА»

Подростки любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем; что может происходить «с кем-то, но не со мной». Это проявляется и в особенностях подросткового суицидального поведения: «Вот выброшусь из окна, разобьюсь насмерть, посмотрим тогда, как они будут жалеть, что не позволили мне пойти на дискотеку!»

Подростки весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем, что у них могут рождаться дети-уроды, если они будут употреблять алкоголь или наркотики, и т. д. Ведь это может быть когда-то, очень в далеком будущем, а может быть, не будет никогда. Подросток ориентирован на конкретное «сегодня».

К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Это свойственно и детям. Наверное, каждый помнит, как дети любят рассказывать друг другу разные страшилки, обязательно с неожиданными жуткими концовками. Дети при этом испуганно и радостно визжат, глаза возбужденно округлены. Они радостно переживают мгновения страха, зная при этом, что находятся в абсолютной безопасности.

В подростковом возрасте такие страшилки уже не пугают. Им на смену приходят фильмы ужасов. Но это все «не по правде». А им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.

Профилактические меры:

1. Организация мероприятий, соревнований, походов, игр и т. д., где подросткам предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение, выражение гнева принимает четкие формы, ограниченные правилами, выбрасывается адреналин. Подросток имеет возможность самореализоваться. Для тех, кому трудно найти внутренние границы и ориентиры, в спорте всегда есть определенные четкие правила, дисциплина и порядок. В общем, действительно, спорт —это настоящая панацея от множества вероятных опасностей и бед. Именно поэтому развитие работы спортивных организаций, доступность участия, разветвленность и разносторонность по видам спорта в каждом городе и районе является важнейшим направлением профилактики отклоняющегося поведения. Проблема в том, что не каждый подросток идет в спорт. И так было, есть и будет всегда. Поэтому от взрослых требуется немало творчества и желания, чтобы организовать и другие формы работы для создания возможности переживать настоящий «полезный драйв».

2.Яркая демонстрация отсутствия радостного напряжения («драйва») в темной мрачности жизни наркозависимого человека; озлобленности или саморазрушительности будней человека, практикующего агрессивное или противоправное поведение.

ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ

Стремление к наслаждению присуще любому человеку. Однако зрелые люди знают, что для достижения настоящего удовольствия нужно проделать определенный путь. Чтобы его получить, нужно приложить усилия. Зрелый человек может отложить получение любого удовольствия, если этого требуют обстоятельства, — тем больше будет наслаждение, когда он сможет его себе позволить. Удовлетворение от того, что удовольствие заслужено, делает его особенно глубоким.

К сожалению, многим подросткам свойственно стремиться получить все и сразу без усилий. Это желание часто сочетается со стремлением разрушать запреты, которые в детстве воспринимались спокойно и принимались как устоявшиеся правила жизни. Раздвигая границы своей свободы, подросток стремится в том числе раздвинуть их и в сфере удовольствия. Так может быть сделан шаг к получению удовольствия через наркотики.

Большое значение имеет подростковая сексуальность. Это время, когда онанизм — нормальный способ сбросить сексуальное напряжение. Однако многие родители вступают в активную борьбу с мастурбацией своего ребенка. Они мажут его руки перцем или горчицей, привязывают руки, подкарауливают момент мастурбации и наказывают подростка, стыдят, пугают последствиями. Так сексуальное удовольствие сливается у подростка с чувством стыда и вины. В таком случае сексуальная разрядка не приносит разрядки эмоциональной.

Замещением сексуального удовольствия могут стать наркотики. «90% наших пациентов описывают, что главное удовольствие от различных наркотиков — тепло, ощущение набухания гастей тела и последующее расслабление. Причем похожие описания дают даже ребята, употребляющие не героин, а наркотики, которые таких ощущений теоретически вызывать не должны («винт», экстази, марихуана и т. д.). Обратите внимание! Такие описания как бы повторяют ощущения, которые должен испытывать человек во время полового акта»6.

Профилактические меры:

1.Обязательный и серьезный подход к обучению подростков получать удовольствие и наслаждение без наркотиков. Обучение наслаждаться ощущениями (например, массаж, упругий душ, уход за телом — в отличие от поспешных гигиенических процедур). Обучение наслаждаться эмоциональными состояниями (например, при слушании трансовой и релаксационной музыки, визуализации, медитации, ритмичных танцах и т. д.).

2.Сексуальное просвещение родителей и подростков.

3.Демонстрация и детальное описание болезненных состояний наркомана. Следует обращать внимание на то, что быстро наступает полное отсутствие удовольствия при приеме дозы. Наркотик воспринимается уже как необходимое лекарство для избавления от мучений, а не как источник наслаждения.

ПОИСК СПОСОБОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ СКУКИ

Скука — это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться также серьезно, как, например, мы относимся к депрессии. Никто не хочет переживать скуку, однако часто люди не могут самостоятельно избавиться от этого чувства. Особенно свойственно переживание скуки подросткам.

Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука — это следствие какой-либо из описанных ниже причин:

1. Отсутствие смысла жизни: нет желаний, все представляется бессмысленным, нет интересов, стремлений — такое состояние называется ноогенным неврозом; как правило, он является следствием деструктивного опыта:

—полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения;

—тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);

—чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть — у него всегда всего слишком много;

—чрезмерной критичности взрослых — хотеть чего-то или к чему-то стремиться опасно и болезненно, потому что за это могут высмеять или унизить; тем более опасно чего-то достигать, добиваться — малейшая ошибка приводит к жесткому осуждению.

2.Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей:

—на фоне гормонального всплеска подросток томится в ожидании «настоящей любви»;

—при общении с друзьями не происходит ничего интересного (именно для того, чтобы как-то избежать скуки, подростки часто совершают рискованные поступки или даже правонарушения);

—подросток хочет, чтобы его уважали, но если он не обладает лидерскими качествами и не является «вожаком стаи», он может считать это для себя недоступным, и неудовлетворенность может переживаться им как скука;

—многие подростки склонны мечтать о недоступном: совершить какой-то подвиг (но не подворачивается случай), стать звездой экрана (но не хватает способностей или возможностей), получить редкую романтическую профессию (но не хватает усидчивости в учебе, не верит в собственные силы, считает такую профессию уделом редких счастливцев), встретить инопланетную цивилизацию и вступить с ней в контакт (но не везет — не встречается); все остальное кажется мелким, серым, скучным.

3.Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет; ожидание всегда томительно и скучно.

Многие подростки более или менее систематически переживают чувство скуки. К неумению отчетливо сознавать свои потребности и предпринимать последовательные шаги к их удовлетворению примешивается «сексуальная тоска» — как говорится, гормоны «кипят», и на осознанном уровне подросток мечтает о любви (которая в этом возрасте всегда сопряжена с большими проблемами). Потребность «взрослой» любви так велика (особенно это свойственно девушкам), что на какой-то период все остальное может восприниматься как нечто неглавное, второстепенное, не дающее настоящего удовлетворения своей жизнью. Все это в комплексе может переживаться как время «пока еще не…». Многие юноши живут «пока», если они знают о неизбежности своей службы в армии: стоит ли относиться к чему-то слишком серьезно, если все равно все изменится после службы.

4.Неразвитость творческих способностей — творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.

5.Неумение выстраивать цели для всей жизни и для временного периода: подросток может испытывать различные желания, но они сменяют друг друга в хаотическом порядке, никогда не реализуясь; когда нельзя просто протянуть руку и взять то, что хочешь, подросток не видит пути между желанием и его получением; это похоже на ребенка, который может решать задачки только в одно или два действия — более сложное решение ему недоступно; подросток, не умея сложную задачу разделить на небольшие шаги, просто отказывается от осуществления желаемого; это приводит к неудовлетворенности и скуке.

День за днем переживая скуку, подросток стремится избавиться от нее любым путем.

Профилактические меры:

1.Профилактика насилия, жестокого обращения с детьми в семье.

2.Создание в семье условий, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, принимать необходимость ожидать возможности для получения чего-либо, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.

3.Позволять ребенку мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях, вместо того чтобы ругать и критиковать за неудачи.

4. Развивать лидерские качества, уверенность в себе.

5.Развивать творческие способности. Учесть, что все дети рождаются с творческими способностями. Отсутствие этих способностей — результат их блокирования чрезмерной критичностью, чрезмерным контролем, гиперопекой или отсутствием возможности для их развития. Плюс в том, что творческие способности могут развиваться в любом возрасте.

6.Придерживаться самим и говорить об основной жизненной установке: смысл жизни не приходит извне; человеку дается жизнь, а чем ее наполнить и во что превратить, решает каждый сам за себя.

7.Придерживаться и говорить об отношении к течению жизни: то, что было, уже прошло и его не вернешь, то, что будет, еще не наступило, но то, каким будет это будущее, зависит от сегодняшнего дня.

6. Обучать ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ («Я КАК МОИ ДРУЗЬЯ») ИЛИ СТРАХ ПЕРЕД ФИЗИЧЕСКОЙ И МОРАЛЬНОЙ РАСПРАВОЙ ЗА СОПРОТИВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЮ

В подростковом возрасте именно общество сверстников становится самым важным фактором его социального развития. Друзья подростка, его соседи по дому или одноклассники непрерывно и безжалостно дают ему понять, как они к нему относятся, представляет ли он для кого-нибудь интерес, ценят ли они его или презирают и т. д. Если у подростка складываются хорошие отношения с приятелями, то самое трудное для него — потерять их расположение.

Даже когда друзья приглашают подростка участвовать в правонарушениях или употребить наркотик «за компанию», он часто не находит в себе сил противостоять им. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери их расположения. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.

В других случаях подростки не просто боятся потерять расположение, но и опасаются мщения со стороны сверстников за открытое противостояние. Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

Профилактические меры:

1.Развитие уверенности в себе.

2.Развитие положительного отношения к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.

3.Обучение выстраиванию независимых отношений.

4. Обучение эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.

5.Развитие физической силы, а как следствие — смелости при угрозах. Физическое развитие подростка значительно снижает желание сверстников воздействовать на него силовыми методами.

6.Развитие коммуникабельности. Умение легко устанавливать отношения помогают подростку отказываться от общения с неподходящей компанией без опасения остаться в одиночестве. Он легко может создать отношения в другом окружении.

ПРОТЕСТ ПРОТИВ РОДИТЕЛЕЙ

Особенностью подросткового возраста является стремление расширить свою свободу. При этом понимание свободы далеко не всегда сочетается с представлениями об ответственности за содеянное. Подросток бунтует против родителей, их правил, установок, но на самом деле его зависимость от семьи еще очень велика. Правда, это проявляется со знаком минус* «Я не буду жить так, как вы!» — заявляет подросток родителям. Но как жить по-другому, он еще не знает.

Часто тинейджеры совершают тот или иной поступок не потому, что осмысленно сделали выбор, а просто из духа противоречия. Их могут привлекать люди, которые не нравятся родителям, или они просто сильно отличаются по своим убеждениям и образу жизни. Подросток часто делает именно то, что ему запрещают. Иногда, заведомо зная, что вредит себе, он делает что-либо, следуя формуле: «Я сам знаю, что мне делать, и никто мне не указ!»

В той или иной степени такое поведение свойственно всем подросткам, независимо от благополучия семьи, но особенно ярко проявляется дух противоречия, когда между родителями и детьми нет взаимопонимания, отношения выясняются через скандалы, оскорбления. Отклоняющееся поведение становится вызовом, крайней формой протеста.

Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется комплекс саморазрушения. Отклоняющееся поведение в таком случае становится одновременно формой протеста и выполнением бессознательного предписания уничтожить себя.

Профилактические меры:

1. в социальных играх и тренингах через создание условий, метафорически воссоздающих жизненные ситуации, обращать внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок. Эта тема имеет одну особенность. Ее слишком «замылили» и родители, и учителя: каждый раз ругая или критикуя, они взывают к ответственности. В результате слово «ответственность» и осуждение прочно связаны в голове подростка. Любые стандартные беседы на тему ответственности раздражают и молчаливо отвергаются. Вот почему тема ответственности должна подниматься именно в игровой форме, когда подросток сам переживает ее необходимость (например, см. игры «Сказка о Кащее», «Снежная Королева» и др.).

2. Обучение подростков самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю? Я действительно этого хочу или я завишу от желания противоречить и что-то доказывать?»

3.Обучение подростка ассертивному (то есть неагрессивному и в тоже время уверенному) отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

4. Обучение родителей эффективному взаимодействию с подростком.

СТРЕМЛЕНИЕ СНИЗИТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ, ВЫЗВАННУЮ НЕУВЕРЕННОСТЬЮ В СЕБЕ

Подросткам свойственна неуверенность в себе. Это вызвано тем, что подросток примеривает на себя образ жизни взрослого человека (так, как он ее понимает). Соответственно он предъявляет к себе высокие требования, которые достигают уровня идеала: супермен, суперталант, суперпривлекательность, суперуспешность, суперсмелость и т. д. Этим требованиям трудно соответствовать даже взрослым людям. Так что разница между идеальным образом себя и тем, что подросток представляет собой в реальности, велика и очень его расстраивает. С одной стороны, он стремится показать себя лучше, чем есть на самом деле, с другой — чувство «несоответствия» держит его в постоянном напряжении.

Профилактические меры:

1.Развитие умения видеть в себе реальные позитивные качества, принятие себя.

2.0бучение ставить перед собой реалистичные цели личного развития и пошагового их достижения.

3.Постоянная поддержка при достижении поставленных целей и развитие веры в себя через подчеркивание достижений и спокойного отношения к временным неудачам.

4. Обучение приемам и методам снятия стрессового напряжения.

СТРЕМЛЕНИЕ УЙТИ ОТ ОСОЗНАНИЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ МИРА, РАЗОЧАРОВАНИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ В ЛЮБВИ), ПЕРЕЖИВАНИЯ ТЯЖЕЛОЙ УТРАТЫ (СМЕРТИ ЛЮБИМЫХ ЛЮДЕЙ)

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Он особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его высоким идеалам. Он может восхищаться «киношными» героями и глубоко презирать бытовую суету. Часто его требования справедливости и категоричные оценки вызывают откровенные насмешки взрослых. При этом подросток уже многое понимает, многое видит. Будучи не в силах преодолеть равнодушие и/или погруженность в себя взрослых, он бессознательно формирует психологические защиты от остроты переживаний. Он может стать циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать. Внутренний конфликт между стремлением к справедливости, чистоте и демонстрацией цинизма и равнодушия тревожит подростка. Он ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе. Для этого может служить отклоняющееся поведение.

Разочарование в первой любви может казаться подростку катастрофой. Ему кажется, что жизнь кончена и уже больше никогда он не будет счастлив. А раз так, зачем заботиться о своем здоровье?! С мрачным удовольствием он позволяет себе выйти за сознательные ограничения, действуя по принципу «Чем хуже, тем лучше». Это может привести его к отклоняющемуся поведению.

Примерно такие же реакции сопровождают переживание подростком смерти любимых людей. Горе кажется бесконечным, душевная боль непереносимой. Любой способ хорош, чтобы, пусть на время, уйти от тяжелых переживаний. Наиболее подходящим и простым может показаться наркотик.

Профилактические меры:

1.Обучение подростка видеть дуальность жизни и социальных явлений, то есть показывать, что в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным изменениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка к негативу (например, см. упражнение «Три плюс три»),

2.Обучение приемам позитивного осмысления негативных явлений (например, см. упражнение «Поиск позитивного»).

3.Психологическое сопровождение подростка при переживании им горя, разочарования в любви. Распространение информации о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Психологическое просвещение: для чего люди ходят к психологу?какие проблемы называют психологическими?как обратиться к психологу? (например, см. описание тренинга «Телефон доверия и Я»).

Итак, мы имеем множество причин, по которым подросток может начать практику отклоняющегося поведения. Это перечисление немного пугает, поскольку кажется, что избежать деструктивного поведения просто невозможно.

На самом деле все не так страшно!

Во-первых, мы описали крайние варианты деструктивных процессов у подростков. Гораздо чаще все описанные явления имеют более мягкую форму и не доходят до крайностей.

Во-вторых, опасной интенсивности достигают не все проявления сразу, а только некоторые из них.

В-третьих, подростки с удовольствием и готовностью откликаются на искреннее внимание и заинтересованность ими и их проблемами со стороны взрослых людей.

В-четвертых, подростки с удовольствием обучаются всему новому, особенно если скучное слово «мероприятие» наполняется интересным содержанием и польза сочетается с возможностью проявить себя, почувствовать свою успешность, повеселиться и творчески самореализоваться.

Так что профилактика отклоняющегося поведения подростков и их социальное и личностное развитие действительно может быть весьма эффективным и при этом интересным и веселым способом общения с поколением «next». А все разнообразие методов сводится к четырем стратегическим направлениям:

1)информирование о влиянии отклоняющегося (агрессивного, противоправного или аддиктивного поведения) на здоровье, отношения, жизнь и всю судьбу человека — слабый уровень эффективности (но совсем без этого нельзя);

2)развитие необходимых личностных качеств и жизненных умений — средний и высокий уровень эффективности;

3)развитие умения строить межличностные отношения и обучение моделям конструктивной коммуникации — средний и высокий уровень эффективности;

4)организация различных «мероприятий», которые позволяют подросткам на практике удовлетворять потребности и укреплять полученные знания и навыки (соревнования, походы, работа в различных молодежных организациях, волонтерство в организациях, работающих по развитию подростков (!), и т. п.), — высокий уровень эффективности.

Данная книга в большей степени касается второго и третьего стратегических направлений — они имеют решение в рамках социально-психологических тренингов для подростков.

Источник: Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. — СПб.: Речь, 2008. — 336 с.