Тест на изучение сплоченности в коллективе и ценностно-ориентационное единство
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Тест на изучение сплоченности в коллективе и ценностно-ориентационное единство
Тест на изучение сплоченности в коллективе и ценностно-ориентационное единство |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика межличностных отношений |
ТЕСТ НА ИЗУЧЕНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО Совпадение принятых в коллективе ценностей является надежным показателем уровня развития коллектива.(См. работы А.В.Петровского, например «Психология коллектива»).Предлагаемая методика диагностирует уровень совпадения ценностей, а значит и уровень развития коллектива. Кроме того, данная методика позволяет определить доминирующие ценности исследуемой группы. При обработке по типу социометрии можно получить данные о структуре взаимоотношений в исследуемой группе. Полученный материал важен для работы руководителей коллективов как на производстве, так и в школе. Оценка ценностно-ориентационного единства группы. Инструкция. Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) группы можно замерить помощью методики «Ценностные ориентации» Рокича (адаптированная Ядовым). Определяется ЦОЕ группы в 2 этапа: 1 этап — индивидуальная диагностика членов группы по методике «Ценностные ориентации»; 2 этап — анализ и вычисление корреляционной зависимости ценностных ориентаций членов группы. Этап 1. Каждый человек выделяет для себя то главное, к чему он хотел бы стремиться. Это и определенные цели, которых необходимо добиться (ценности-цели), и вполне конкретные качества личности, которые нужно использовать для их достижения (ценности-средства). Именно неповторимая и уникальная, но присущая каждому человеку система терминальных (ценности-цели) и инструментальных (ценности-средства) ценностей и образует ценностные ориентации личности, которые глубинно и обобщенно определяют весь строй поведения и деятельности. АНКЕТА ЦО (Т) Ниже приведен список наиболее обобщенных ценностей человеческой жизни. Прочитайте весь список и проставьте в колонке слева (предварительный выбор) цифры от 1 до 18, соответствующие значимости этих ценностей для вашей личной жизни. (1 — самая важная для вас ценность, 2 — менее важная ценность и т.д. до 18). После этого, просмотрите порядок расстановки ценностей, внесите, если есть необходимость, изменения и окончательный выбор занесите в колонку справа. Будьте внимательны! Предварительный Ценности жизни Окончательный выбор выбор Активная деятельная жизнь Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) Здоровье (физическое и психологическое) Интересная работа Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений, жизнь с комфортом) Наличие хороших и верных друзей Хорошая общая обстановка в стране, в нашем обществе Общественное признание (уважение окружающих, коллектива,товарищей) Познание (интеллектуальное развитие, расширение образования, общей культуры) Равенство (равные возможности для всех) Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках Свобода как независимость в поступках и действиях Счастливая семейная жизнь Творчество (возможность творческой деятельности) Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) Удовольствия (жизнь полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени) АНКЕТА ЦО (И) Ниже приведен список качеств личности. Прочитайте весь список и проставьте в колонке слева (предварительный выбор) цифры от 1 до 18, соответствующие значимости этих качеств для достижения целей в жизни, которые вы перед собой поставили (1 — самое значимое для вас качество, 2 — менее значимое и т.д. до 18). Затем просмотрите весь порядок расстановки качеств по значимости, внесите необходимые коррективы и окончательный выбор зане- сите в колонку справа. Будьте внимательны! Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах) Воспитанность (хорошие манеры, вежливость) Высокие запросы (стремление достичь максимального успеха) Жизнерадостность (чувство юмора) Исполнительность (дисциплинированность) Независимость (способность действать самостоятельно, решительно) Непримиримость к недостаткам в себе и других Образованность (широта знаний, высокая общая культура) Ответственность (чувство долга, умение держать слово) Рационализм (умение здраво и логично мыслить,принимать продуманные решения) Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов Твердая воля,умение настоять на своем,не отступать перед трудностями) Терпимость к взглядам и мнениям других умение прощать ошибки и заблуждения Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) Честность,правдивость,искренность Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) Чуткость, заботливость Этап 2. Обработка результатов и вычисление величины ЦОЕ. 1) Результаты (ранжированные списки терминальных и инструментальных ценностей) всех членов группы сводятся в единую таблицу. 2) Вычисляется средний ранг для каждой ценности в списке терминальных и в списке инструментальных ценностей. 3) Анализируется степень близости ценностных ориентаций членов группы. Это может быть сделано качественно или количественно. Качественное сопоставление — анализируются первые и последние 6 ценностей в списках ценностей группы и индивида. Если расхождение в рангах не превышает плюс-минус 2, то эта ценность отмечается как совпадающая. Если у 70% группы большинство ценностей попадают в промежуток рангов плюс-минус 2, то можно считать о высоком ЦОЕ группы. Количественное сопоставление. Вычисляется коэффициент ранговой корреляции между групповой иерархией ценностей и индивидуальной. Коэффециент ранговой корреляции: 6 d r = 1 — ——- n — n где d — разность рангов i-го признака, n — количество ранжируемых признаков (в данном случае — 18), а n (n-1) = 306; Если у 70% группы коэффициент корреляции более 0,5, то можно считать, что в группе высокий показатель ЦОЕ. Литература: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. Ядова. Л. Наука. 1979 г. |